Проект «Развиваемся играя»
проект по развитию речи (младшая группа)

Царенко Юлия Александровна

Актуальная проблема проекта

     По результатам мониторинга можно сделать вывод о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, где первичным звеном является недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Работу по развитию моторной (двигательной) сферы рекомендуется начинать в раннем и младшем возрасте.

Актуальность темы

     Моторная сфера — двигательная активность организма или отдельных органов. Развивать двигательную активность лучше посредством игры. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx973.56 КБ
Файл buklet.docx617.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 144

Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21а. тел. 347 – 59 - 40

Проект по развитию моторной (двигательной) сферы детей раннего возраста с участием воспитанников подготовительной группы

«Развиваемся играя»

Автор составитель:

Учитель-логопед –

Царенко Юлия Александровна

Екатеринбург, 2023 г.

Введение

Актуальная проблема проекта

     По результатам мониторинга можно сделать вывод о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, где первичным звеном является недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Работу по развитию моторной (двигательной) сферы рекомендуется начинать в раннем и младшем возрасте.

Актуальность темы

     Моторная сфера — двигательная активность организма или отдельных органов. Развивать двигательную активность лучше посредством игры. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.

Гипотеза

     В наши дни мы наблюдаем расцвет формирования личности, на первый план выходят свои собственные интересы, сегодня детям сложно договариваться друг с другом и действовать в интересах коллектива. Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации воспитанникам открывает новые возможности для более качественной социализации старших дошкольников. Самостоятельное взаимодействие дошкольников в рамках детского коллектива и обмен полученным в образовательной деятельности опытом с детьми младшего возраста ведёт к проявлению таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать. Плюсы есть и для детей раннего возраста: более старшие дети учат своей детской игровой культуре и являются объектом подражания, у малышей снижается уровень тревожности и эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации в условиях ДОУ. Мы предлагаем не «шефство» старших групп над младшими, а взаимодействие или сотрудничество, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно учатся заботиться, любить, поддерживать друг друга.

План проекта по развитию моторной (двигательной) сферы детей раннего возраста с участием воспитанников подготовительной группы

Тип проекта:

По количеству участников – коллективный;

По приоритету метода –  развивающий;

По продолжительности – долгосрочный.

Направленность проекта: двигательное развитие воспитанников ДОУ

Этапы работы над проектом:

-Стартовый;

-Этап реализации;

-Рефлексивный;

-Послепроектный.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание

Моделирование

        Оценка образовательной ситуации, выявление проблем.

Тема: "Развиваемся играя»

Цель проекта: Развитие всех видов моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику воспитанников.

2. Знакомить детей с различными мячами и развивать тактильную чувствительность.

3. Развивать творческие способности.

5. Формировать лексико-грамматический строй речи.

Участники:

Дети подготовительной группы.

Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна.

Воспитатель ясельной группы.

Продолжительность: с 10 января по 3 февраля 2023.

Этапы работы по реализации проекта:

  1. Подготовительный этап 

  Сбор информации о приёмах и методах развития всех видов моторики. Изучение современных методик. Выбор направления работы.

2. Основной этап

Ответ на вопросы:

1. Какие материалы подходят для проведения артикуляционной моторики.

2. Как можно применить малые мячи в образовательно-коррекционном процессе?

3. Достигли участники процесса основной цели проекта?

     Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.

  • Совместный поиск игровых приёмов и методов для проведения артикуляционной гимнастики,  получение удовольствия от общения детей с учителем-логопедом.
  • Комбинирование комплексов по развитию всех видов моторики.
  • Составление рассказа-описания об упражнениях на развитие моторики, совместно ребёнок и учитель-логопед.

3.Заключительный  этап

  Демонстрация развивающего игрового комплекса старшими дошкольниками детям раннего возраста. Контроль со стороны педагогов.

Ожидаемые результаты:

Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и моторной сферы дошкольников.

Дети:

  1. Смогут самостоятельно или с помощью педагогов выбрать материалы для проведения комплекса по развитию всех видов моторики.
  2. Научатся составлять рассказ-описание с опорой на план.
  3. Продемонстрируют свой развивающий игровой комплекс воспитанникам раннего возраста.
  4. Получат удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Проектирование

Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:

  1. Подобрать информационно-методическое обеспечение о приёмах и методах развития всех видов моторики.
  2. Разработать и смонтировать видеофильм.
  3. Подобрать материал для обеспечения интегрированного подхода:

- развивающие игры;

-опытно-экспериментальная деятельность.

     4. Подбор методов и приёмов для вовлечения детей раннего возраста в образовательный процесс.

Конструирование

1. Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды.

2. Планирование организации проектной деятельности.

3. Методическое обеспечение.

Этап реализации проекта

Отражен  в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.

Рефлексивный этап:

   Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в методическую разработку.

Послепроектный этап:

    Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по развитию двигательной сферы, разрабатывать и внедрять новые проекты.

                                                                           Приложение 1.        

Перспективный план работы над проектом

Этап

Неделя

Мероприятие

Задачи

Место проведения

1

1 нед.

Сбор необходимой информации и разработка проекта: "Развиваемся играя»

Актуализация знаний

ДОУ

2

1-2 нед.

Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта.

Вызвать интерес детей к коррекционно-образовательному процессу

ДОУ

3

2 нед.

Совместное  разучивание  комплекса упражнений

Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя.

ДОУ

4

2-3 нед.

Подготовка рассказа-описания по комплексу упражнений

Развитие лексико-грамматического строя речи.

ДОУ

5

3 нед.

Самостоятельная демонстрация и рассказ в группе.

Отработка полученных навыков, применение их на практике.

ДОУ

Организация предметно-пространственной         среды

  1. Знакомство с различными вариантами проведения комплекса упражнений по развитию всех видов моторики
  2. Демонстрация подготовленного развивающего игрового комплекса детям раннего возраста.

Приложение 2.

Организация проектной деятельности

  1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

    Знакомство детей подготовительной группы с различными видами упражнений по развитию всех видов моторики. Педагог предлагает детям потрогать  малые мячи и подумать, каким образом их включить в комплекс артикуляционной гимнастики. Комплекс из совместных упражнений по одновременному развитию всех видов моторики получается динамичным и игровым. Возникает вопрос: с кем можно проводить новый комплекс упражнений? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о проведении упражнений в ясельной группе.

2. Практические действия по реализации проекта.

2.1. Познавательно-исследовательская.

    Актуализируются знания детей о различных материалах для проведения артикуляционной гимнастики. Совместно выбраны малые мячи, как вспомогательный материал. Для детей проводят игры на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

2.2. Речевая деятельность.

    Учитель-логопед помогает воспитаннику составить рассказ-описание о порядке выполнения упражнений по развитию всех видов моторики.

  План рассказа-описания:

  • Название упражнения.
  • Виды движения.
  • Демонстрация упражнения дошкольником.

2.3. Социально-коммуникативная деятельность.

    Дети самостоятельно представляют своё упражнение в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт младшим детям

  1. Рефлексия.        

     Круглый стол: дети обсуждают и выбирают лучшие упражнения. Выбранные упражнения вошли в методическое пособие для родителей и педагогов. Педагог создаёт видеофайл для совместного просмотра.

 

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
  • Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
  • Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
  • Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи 4-7 лет: Москва, 2009 г.
  • Шереметьева Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: Челябинск, 2017 г.
  • Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: Москва, 2010 г.

Фотоотчёт

 

                 



Предварительный просмотр:

Упражнение «Бабочка»

Мяч необходимо взять в обе руки указательными и большими пальцами. Средний, безымянный пальцы и мизинец по очереди открывают и закрывают мяч. Во время закрытия мяча пальцами кисти, губы выполняют положение «Заборчик». Затем средний, безымянный пальцы и мизинец раскрываются, как крылья бабочки, а губы принимают положение «Окошко».

C:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085600.jpgC:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085614.jpg

Упражнение для губ  «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до 5-10 (взрослый считает, ребенок держит улыбку).

Упражнение для губ и нижней челюсти  «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти. 
Выполнение: из положения «Заборчик»  открыть рот, удерживать рот открытым под счет до десяти.

Упражнение «Вкусное варенье»

Мяч необходимо взять в ладонь правой руки, руки вытянуты в стороны на высоте плеча. Правой рукой над головой передаём мяч в левую ладонь и одновременно выполняем упражнение языком «Вкусное варенье», где язык движется в одном направлении с мячом.

C:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085954.jpg C:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085948.jpg

Упражнение для языка «Вкусное варенье»

Цель: выработать движения  передней части языка слева направо, по верхней и нижней губе.
Выполнение: Слегка приоткрыть рот и передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение слева направо и обратно. Из органов артикуляции работает только язык.

Так же упражнение выполняем для нижней губы, передача мяча снизу.

C:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085741.jpgC:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085733.jpg

Упражнение «Конфетка»

Мяч фиксируем в ладони правой руки. Органы артикуляции выполняют упражнение «Спрячем конфетку» за правой щекой, в это время скользим мячом вокруг конфеты.

C:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085808.jpgC:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085813.jpg

Упражнение для языка  «Спрячем конфетку»

Цель: развивать мышцы языка и умение владеть языком.

Описание: Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Выполнять это упражнение 6-15 раз.

Упражнение «Воздушный шар»

Мяч зажимаем между двух ладоней и растирающими движениями спускаем его сверху в низ, в это время органы артикуляции выполняют упражнение «Лошадка».

C:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085830.jpgC:\Users\Hm\Desktop\форочки22-23\IMG_20230112_085843.jpg

Упражнение для губ «Лошадка»

Рот закрыт. Губы сомкнуты. Вдох носом, на выдохе активно посылать к губам поток воздуха для их продолжительной вибрации. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Выполнить 5-10 раз.

МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144

Екатеринбург, 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 144

Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21а. тел. 347 – 59 - 40

«Комплекс артикуляционной гимнастики с малыми мячами

 для детей раннего дошкольного возраста»

(может быть использован учителями-логопедами, воспитателями и родителями)

https://delta-fitness.ru/files/products/10020710.600x600.jpg?fcf4da24ffa9252745bb2b425d7c1427


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развиваемся, играя!"

Проект направлен на создание благоприятных условий для организции сюжетно-ролевой игры через социалиацию дошкольников....

Проект "Развиваемся играя"

Игры Воскобовича...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»

В проекте подобранна система игр коммуникативной направленности....

Проект "Развиваемся играя"

В настоящее время в России уделяется большое внимание решению проблем развития сенсорных способностей у детей с ОВЗ. Большинство дидактических учреждений, реабилитационных центров и родителям, воспиты...

Проект - « Развиваемся, играя»

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются...

Проект "Развиваемся играя"

Проект "Развиваемся играя"...

Педагогический проект «Развиваемся играя»

Развитие партнерских отношений в рамках модели "ребенок-родитель-педагог"  через двигательную активность младших дошкольников...