Проект «Развиваемся играя»
проект по развитию речи (младшая группа)
Актуальная проблема проекта
По результатам мониторинга можно сделать вывод о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, где первичным звеном является недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Работу по развитию моторной (двигательной) сферы рекомендуется начинать в раннем и младшем возрасте.
Актуальность темы
Моторная сфера — двигательная активность организма или отдельных органов. Развивать двигательную активность лучше посредством игры. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 973.56 КБ |
buklet.docx | 617.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 144
Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21а. тел. 347 – 59 - 40
Проект по развитию моторной (двигательной) сферы детей раннего возраста с участием воспитанников подготовительной группы
«Развиваемся играя»
Автор составитель:
Учитель-логопед –
Царенко Юлия Александровна
Екатеринбург, 2023 г.
Введение
Актуальная проблема проекта
По результатам мониторинга можно сделать вывод о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, где первичным звеном является недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Работу по развитию моторной (двигательной) сферы рекомендуется начинать в раннем и младшем возрасте.
Актуальность темы
Моторная сфера — двигательная активность организма или отдельных органов. Развивать двигательную активность лучше посредством игры. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.
Гипотеза
В наши дни мы наблюдаем расцвет формирования личности, на первый план выходят свои собственные интересы, сегодня детям сложно договариваться друг с другом и действовать в интересах коллектива. Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации воспитанникам открывает новые возможности для более качественной социализации старших дошкольников. Самостоятельное взаимодействие дошкольников в рамках детского коллектива и обмен полученным в образовательной деятельности опытом с детьми младшего возраста ведёт к проявлению таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать. Плюсы есть и для детей раннего возраста: более старшие дети учат своей детской игровой культуре и являются объектом подражания, у малышей снижается уровень тревожности и эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации в условиях ДОУ. Мы предлагаем не «шефство» старших групп над младшими, а взаимодействие или сотрудничество, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно учатся заботиться, любить, поддерживать друг друга.
План проекта по развитию моторной (двигательной) сферы детей раннего возраста с участием воспитанников подготовительной группы
Тип проекта:
По количеству участников – коллективный;
По приоритету метода – развивающий;
По продолжительности – долгосрочный.
Направленность проекта: двигательное развитие воспитанников ДОУ
Этапы работы над проектом:
-Стартовый;
-Этап реализации;
-Рефлексивный;
-Послепроектный.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание |
Моделирование | Оценка образовательной ситуации, выявление проблем. Тема: "Развиваемся играя» Цель проекта: Развитие всех видов моторики у детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику воспитанников. 2. Знакомить детей с различными мячами и развивать тактильную чувствительность. 3. Развивать творческие способности. 5. Формировать лексико-грамматический строй речи. Участники: Дети подготовительной группы. Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна. Воспитатель ясельной группы. Продолжительность: с 10 января по 3 февраля 2023. Этапы работы по реализации проекта:
Сбор информации о приёмах и методах развития всех видов моторики. Изучение современных методик. Выбор направления работы. 2. Основной этап Ответ на вопросы: 1. Какие материалы подходят для проведения артикуляционной моторики. 2. Как можно применить малые мячи в образовательно-коррекционном процессе? 3. Достигли участники процесса основной цели проекта? Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.
3.Заключительный этап Демонстрация развивающего игрового комплекса старшими дошкольниками детям раннего возраста. Контроль со стороны педагогов. Ожидаемые результаты: Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и моторной сферы дошкольников. Дети:
|
Проектирование | Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:
- развивающие игры; -опытно-экспериментальная деятельность. 4. Подбор методов и приёмов для вовлечения детей раннего возраста в образовательный процесс. |
Конструирование | 1. Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды. 2. Планирование организации проектной деятельности. 3. Методическое обеспечение. |
Этап реализации проекта
Отражен в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.
Рефлексивный этап:
Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в методическую разработку.
Послепроектный этап:
Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по развитию двигательной сферы, разрабатывать и внедрять новые проекты.
Приложение 1.
Перспективный план работы над проектом
Этап | Неделя | Мероприятие | Задачи | Место проведения |
1 | 1 нед. | Сбор необходимой информации и разработка проекта: "Развиваемся играя» | Актуализация знаний | ДОУ |
2 | 1-2 нед. | Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта. | Вызвать интерес детей к коррекционно-образовательному процессу | ДОУ |
3 | 2 нед. | Совместное разучивание комплекса упражнений | Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя. | ДОУ |
4 | 2-3 нед. | Подготовка рассказа-описания по комплексу упражнений | Развитие лексико-грамматического строя речи. | ДОУ |
5 | 3 нед. | Самостоятельная демонстрация и рассказ в группе. | Отработка полученных навыков, применение их на практике. | ДОУ |
Организация предметно-пространственной среды
- Знакомство с различными вариантами проведения комплекса упражнений по развитию всех видов моторики
- Демонстрация подготовленного развивающего игрового комплекса детям раннего возраста.
Приложение 2.
Организация проектной деятельности
- Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Знакомство детей подготовительной группы с различными видами упражнений по развитию всех видов моторики. Педагог предлагает детям потрогать малые мячи и подумать, каким образом их включить в комплекс артикуляционной гимнастики. Комплекс из совместных упражнений по одновременному развитию всех видов моторики получается динамичным и игровым. Возникает вопрос: с кем можно проводить новый комплекс упражнений? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о проведении упражнений в ясельной группе.
2. Практические действия по реализации проекта.
2.1. Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о различных материалах для проведения артикуляционной гимнастики. Совместно выбраны малые мячи, как вспомогательный материал. Для детей проводят игры на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
2.2. Речевая деятельность.
Учитель-логопед помогает воспитаннику составить рассказ-описание о порядке выполнения упражнений по развитию всех видов моторики.
План рассказа-описания:
- Название упражнения.
- Виды движения.
- Демонстрация упражнения дошкольником.
2.3. Социально-коммуникативная деятельность.
Дети самостоятельно представляют своё упражнение в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт младшим детям
- Рефлексия.
Круглый стол: дети обсуждают и выбирают лучшие упражнения. Выбранные упражнения вошли в методическое пособие для родителей и педагогов. Педагог создаёт видеофайл для совместного просмотра.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
- Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
- Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
- Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи 4-7 лет: Москва, 2009 г.
- Шереметьева Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: Челябинск, 2017 г.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: Москва, 2010 г.
Фотоотчёт
Предварительный просмотр:
Упражнение «Бабочка»
Мяч необходимо взять в обе руки указательными и большими пальцами. Средний, безымянный пальцы и мизинец по очереди открывают и закрывают мяч. Во время закрытия мяча пальцами кисти, губы выполняют положение «Заборчик». Затем средний, безымянный пальцы и мизинец раскрываются, как крылья бабочки, а губы принимают положение «Окошко».
Упражнение для губ «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до 5-10 (взрослый считает, ребенок держит улыбку).
Упражнение для губ и нижней челюсти «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: из положения «Заборчик» открыть рот, удерживать рот открытым под счет до десяти.
Упражнение «Вкусное варенье»
Мяч необходимо взять в ладонь правой руки, руки вытянуты в стороны на высоте плеча. Правой рукой над головой передаём мяч в левую ладонь и одновременно выполняем упражнение языком «Вкусное варенье», где язык движется в одном направлении с мячом.
Упражнение для языка «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения передней части языка слева направо, по верхней и нижней губе.
Выполнение: Слегка приоткрыть рот и передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение слева направо и обратно. Из органов артикуляции работает только язык.
Так же упражнение выполняем для нижней губы, передача мяча снизу.
Упражнение «Конфетка»
Мяч фиксируем в ладони правой руки. Органы артикуляции выполняют упражнение «Спрячем конфетку» за правой щекой, в это время скользим мячом вокруг конфеты.
Упражнение для языка «Спрячем конфетку»
Цель: развивать мышцы языка и умение владеть языком.
Описание: Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Выполнять это упражнение 6-15 раз.
Упражнение «Воздушный шар»
Мяч зажимаем между двух ладоней и растирающими движениями спускаем его сверху в низ, в это время органы артикуляции выполняют упражнение «Лошадка».
Упражнение для губ «Лошадка»
Рот закрыт. Губы сомкнуты. Вдох носом, на выдохе активно посылать к губам поток воздуха для их продолжительной вибрации. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Выполнить 5-10 раз.
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144
Екатеринбург, 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 144
Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21а. тел. 347 – 59 - 40
«Комплекс артикуляционной гимнастики с малыми мячами
для детей раннего дошкольного возраста»
(может быть использован учителями-логопедами, воспитателями и родителями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развиваемся, играя!"
Проект направлен на создание благоприятных условий для организции сюжетно-ролевой игры через социалиацию дошкольников....
Проект "Развиваемся играя"
Игры Воскобовича...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»
В проекте подобранна система игр коммуникативной направленности....
Проект "Развиваемся играя"
В настоящее время в России уделяется большое внимание решению проблем развития сенсорных способностей у детей с ОВЗ. Большинство дидактических учреждений, реабилитационных центров и родителям, воспиты...
Проект - « Развиваемся, играя»
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются...
Проект "Развиваемся играя"
Проект "Развиваемся играя"...
Педагогический проект «Развиваемся играя»
Развитие партнерских отношений в рамках модели "ребенок-родитель-педагог" через двигательную активность младших дошкольников...
- Мне нравится (1)