Проект "Развиваемся, играя!"
проект (младшая группа) на тему
Проект направлен на создание благоприятных условий для организции сюжетно-ролевой игры через социалиацию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно-ролевая игра в ДОО как средство социализации дошкольников | 61.77 КБ |
moy_proekt_sotsializatsiya_v_syuzhetno-rolevoy_igre.docx | 61.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Родничок» города Белово»
Проект
Белово 2015
Автор-составитель: Мелехина Наталья Ивановна, воспитатель
Проект «Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» направлен на социализацию детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Проект содержит цель, задачи, этапы, сроки, формы реализации и рассчитан на один год.
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
По мнению известных учёных Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Раскрывается интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал детей, развиваются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. И важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Наблюдая за детьми в непрерывной непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментах, в играх я сделала вывод, что у некоторых детей есть проблемы в социализации. Проявляется излишняя робость, замкнутость, агрессивность, нежелание следовать правилам и требованиям взрослых, упрямство, конфликтность, недостаточное развитие знаний и игровых умений, влияющих на создание благоприятного климата коллективных взаимоотношений. Также я заметила, что у детей нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности.
Таким образом, возникла необходимость направить работу на создание благоприятных условий для социализации дошкольников в ДОУ;
В связи с этим был разработан и реализован проект: «Развиваемся, играя!».
Цель - создание условий для полноценного социального развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Задачи:
- Расширить социализацию детей через знакомство с окружающим миром.
-Углубить интерес детей к игре.
-Воспитывать умение самостоятельно развивать сюжет игры.
- Формировать у детей более сложные игровые умения.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние каждого ребёнка.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Развиваемся, играя!» |
Вид проекта | Групповой |
Основные разработчики программы | Воспитатели, родители. |
Цели и задачи проекта | Цель: создание благоприятных условий для социализации дошкольников Задачи: -Расширять знания об окружающем мире; -Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка; - Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками). -Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия. -Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры. -Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка. |
Продолжительность проекта | Один год. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2014 года – май 2015 года. |
Основные формы реализации проекта |
|
Обеспечение проекта |
|
Предполагаемые результаты | Успешное решение задач дает возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а следовательно, сделать процесс социализации успешным и эффективным. |
Продукт проекта |
|
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Срок реализации: сентябрь-октябрь
- обеспечение материально-технической базы;
- разработка отдельных форм и методов работы с детьми;
- организация информационно - методического обеспечения.
2 этап - практический
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел проекта | Тема | Познавательный компонент | Практический компонент |
Игры на бытовые сюжеты | Совместную игру с детьми начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно переводить к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового | Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов | ||
сентябрь | «Семья»: сюжеты: «Утро в семье», «Маленькая помощница», «У нас в семье – младенец», «Вечер в семье». | Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих. | Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре. | |
сентябрь | День рождение | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных навыков. | Чтение художественной литературы: Д. Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад». Проведение день рождения детей по месяцам. | |
II | Игры на производ-ственные и общественные темы | Совместную игру с детьми начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно переводить к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. | Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов | |
октябрь | «Шофер» («Автобус») | Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора. | Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, гаражу. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Разучивание подвижной игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. | |
октябрь | «Больница» | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам. | Экскурсия в больницу с родителями. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Дидактическая игра «Катя простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, медицинские приборы). | |
ноябрь | «Магазин» | Учить самостоятельно придумывать сюжет игр, отображать общественно-политические события, отношения взрослых. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. | Экскурсия в магазин с родителями. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. | |
ноябрь | «Дом культуры» | Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о его работниках. | Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Посещение с родителями ДК «Шахтёр». | |
декабрь | «Парикмахер-ская» | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое парикмахерская. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям. | Экскурсия в парикмахерскую с родителями. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.) | |
декабрь | «Кафе» | Развивать и обогащать сюжет игры в «Кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. | Экскурсия в кафе с родителями рассказ воспитателя о труде работников кафе, рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек. | |
январь | «Ателье» | Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое ателье и что оно производит. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям. | Экскурсия в ателье с родителями. Беседа с детьми о том, что видели на экскурсии. Наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду). Встреча с работниками швейного ателье (родители), беседа. Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?» Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Ручной труд «Пришей пуговицу». Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.) | |
февраль | «Цирк» | Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках. Самостоятельно объединять в игру 5-6 человек по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. | Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.) | |
февраль | «Школа» | Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. Формирование представлений дошкольников о том, что такое школа. Воспитание у детей уважения к труду учителя. | Экскурсия в школу №30 рассматривание иллюстраций, беседа «Чему учат в школе» | |
март | «Поликлиника» | Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. | Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской поликлинике. Чтение литературных произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». | |
март | «МЧС спешит на помощь» | Самостоятельно объединять в игру 5-6 человек по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. | Наблюдение за машиной скорой помощи. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.) | |
III | Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач | Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового | Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов | |
апрель | «Мы- военные лётчики» | Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей о военных профессиях формировать навыки позитивного общения детей и дружеской взаимопомощи. | Встреча с ветеранами труда, участниками ВОВ. Рассказ воспитателя о жизни военных разведчиков, рассматривание иллюстраций. | |
апрель | «Пограничники» | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. | Рассказ воспитателя о том, кто охраняет границу, как проходит служба пограничника, рассматривание иллюстраций, |
3 этап – заключительный
Срок реализации: май
- Сравнительный анализ и обобщение результатов развития детей.
- Анализ деятельности педагога по организации работы с детьми.
- Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения.
Список литературы
1.Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие [Текст] /Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. - М.: Мозаика - Ситнтез , 2010.-123с.
2.Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации [Текст] / М.Б. Зацепина.- М.: Мозаика - Синтез, 2008.-192 с.
3. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Губанова Н.Ф.- М.: Мозаика - Ситнтез, 2008.-128 с.
4.Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке [Текст] / Захарова В.- Дошкольное воспитание, 2008. – № 1.
5.Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь [Текст] / Кряжева Н.Л. - Ярославль: Академия развития, 2000.-176с.
6.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников / Ребёнок в детском саду [Текст]/ Короткова Н. А., 2006. - №2. - С. 84 - 87
7.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду [Текст]/ Короткова Н. А., - 2006. - №3. - С. 81 – 85
8.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду [Текст]/ Короткова Н. А. - 2006. - №4. – С.79 - 87
9.Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст]/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
10.Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры» - пособие [Текст]/ Панова Е.Н. -2007.-87с.
11.Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст]/ Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74
12.Урунтаева Г.А. , Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]/ М.: Академия, 2000.-234с.
Приложение 1
Раздел 1. Игры на бытовые сюжеты
Тема: «Семья»
Игровые роли. Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.
Игровые действия
Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения
Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.
Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.
В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.
При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером отпраздновать День рождения Ясочки.
В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами, развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.
С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.
Для дальнейшего развития игры в «семью» воспитатель выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сёстры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младший брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же день в группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.
Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.
Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву — «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы — шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д.
Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.
Закончить игру воспитатель может предложением идти всей семье обедать в группу.
Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в утренниках», «Днях рождения», чинить игрушки. «Мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.
Тема: «День рождения»
Игровые роли. Именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры, гости.
Игровые действия
Мы идем на День рождения. В какой одежде надо идти? (Показывает картинку «Что такое день рождения»). Вот вам картинка. Посмотрите и скажите, какая одежда будничная, на каждый день, а какая праздничная. Какую одежду вы выбрали бы на День рождения? Что бы взяли с собой на День рождения?
Дети выбирают соответствующие картинки, объясняя, почему они их выбрали. В гости лучше всего идти с цветами. Лучше подарить не просто цветы, а вместе с мамой сделать букет-композицию, украшая цветы веточками, ленточками, бумажными стружками - вообще всем, что подскажет вам фантазия и вкус. Посмотрите на картинку. Какие цветы вам нравятся и почему? С каким настроением нужно идти на День рождения? А вот и праздничный стол. Обратите внимание, как сервирован стол, где лежит вилка (слева), нож (справа). Зачем салфетка? Посмотрите, и локти не должны лежать на скатерти. Почему? И главное -никто не принимается за еду, пока все гости не сядут за стол. А теперь придумайте имена детям, которые пришли на День рождения. А теперь угадайте, сколько имениннице лет? Подумайте. Счет свечек на торте.
Какая музыка должна звучать на Дне рождения? С какого звука начинается название этого праздника? Изобразите эту букву, как хотите. День рождения - это шумный, веселый праздник, когда у вас много гостей, и, конечно же, какой День рождения без развлечений, игр и танцев! Вот давайте и мы чуть-чуть потанцуем.
Звучит музыка В. Шаинского «Песенка крокодила Гены». Дети танцуют.
Раздел 2.Игры на производственные темы
Тема: «Водители»
Игровые роли. Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель организует экскурсии в гараж пожарной охраны, где работает шофером папа одного из воспитанников данной группы, там папа расскажет о своей работе.
Эмоционально окрашенные представления детей о труде родителей, его общественной пользе являются одним из факторов, побуждающих ребенка брать на себя роль отца или матери, отражать в игре их деятельность в быту и на производстве.
Впечатления, полученные детьми во время таких прогулок и экскурсий, надо закрепить в беседе по картине или по открыткам. В ходе этих бесед воспитателю необходимо акцентировать общественную значимость деятельности шофера, подчеркнуть значение его деятельности для других.
Тема: «Больница»
Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Тема: «Магазин»
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Тема: «Дом культуры»
Роли: Водитель привозит артистов. Работники Дома культуры, кассир, посетители концерта.
Игровые действия: Водитель привозит артистов - гастролёров. Работники Дома культуры встречают их и размещают в гримерные комнаты. Кассир продает билеты. Артисты готовятся к концерту, выступают Посетители покупают билеты, смотрят концерт, аплодируют, дарят цветы просят автограф.
Тема: «Салон красоты»
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия: Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»
Тема: « Ателье»
Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.
Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.
Тема: «Цирк»
Роли: билетёры, работники буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат и др.).
Игровые действия: Покупка билетов, приход в цирк. Покупка атрибутов. Подготовка артистов к представлению, составление программы. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование.
Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), грим, косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.
Тема: «Поликлиника»
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Тема: «МЧС спешит на помощь»
Роли: диспетчер, бригада пожарников, бригады врачей, водители пожарных машин, скорой помощи.
Игровые действия: Диспетчер принимает заявки от людей, которые просят помощи, записывает адрес, где случилось несчастье, и бригада пожарных и скорой помощи спешит на объект. Служащие в МЧС могут прийти на помощь если случился пожар или произошло наводнение, или просто у кого-то сломалась дверь или замок, или кто-то забрался на высоту и сам спуститься не может.
Тема: «Школа»
Роли: учитель начальных классов, учитель физической культуры, музыки ученики.
Игровые действия: Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, музыки и т.д.
Раздел 3.Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач
Тема «Мы – военные разведчики»
Роли: разведчик, часовой, солдаты.
Игровые действия: Главнокомандующий армий (воспитатель): развед. группе собраться в штабе главнокомандующего войск, для получения задания. Дает задание для группы разведчиков: в кратчайшие сроки по карте схеме доставить секретный пакет в штаб. Не забывайте, что ваши противники, хотят перехватить пакет. Если это произойдет, задание будет провалено, и противники получат преимущество.
Тема «Пограничники»
Игровые роли: военный командир начальник пограничной заставы, пограничники, старшина, повара.
Игровые действия: начальник пограничной заставы объявляет строевую подготовку. Старшина отчитывается перед начальником погранзаставы. Пограничники заступают на пост охранять государственную границу. Обходят границу с собаками. Свободные от несения дозора пограничники проходят под руководством старшины боевые учения на полосе препятствий. Старшина объявляет обед. Повара накрывают столы. После обеда проходит смена пограничного караула.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Родничок» города Белово»
Проект
Белово 2015
Автор-составитель: Мелехина Наталья Ивановна, воспитатель
Проект «Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» направлен на социализацию детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Проект содержит цель, задачи, этапы, сроки, формы реализации и рассчитан на один год.
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
По мнению известных учёных Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Раскрывается интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал детей, развиваются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. И важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Наблюдая за детьми в непрерывной непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментах, в играх я сделала вывод, что у некоторых детей есть проблемы в социализации. Проявляется излишняя робость, замкнутость, агрессивность, нежелание следовать правилам и требованиям взрослых, упрямство, конфликтность, недостаточное развитие знаний и игровых умений, влияющих на создание благоприятного климата коллективных взаимоотношений. Также я заметила, что у детей нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности.
Таким образом, возникла необходимость направить работу на создание благоприятных условий для социализации дошкольников в ДОУ;
В связи с этим был разработан и реализован проект: «Развиваемся, играя!».
Цель - создание условий для полноценного социального развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Задачи:
- Расширить социализацию детей через знакомство с окружающим миром.
-Углубить интерес детей к игре.
-Воспитывать умение самостоятельно развивать сюжет игры.
- Формировать у детей более сложные игровые умения.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние каждого ребёнка.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Развиваемся, играя!» |
Вид проекта | Групповой |
Основные разработчики программы | Воспитатели, родители. |
Цели и задачи проекта | Цель: создание благоприятных условий для социализации дошкольников Задачи: -Расширять знания об окружающем мире; -Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка; - Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками). -Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия. -Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры. -Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка. |
Продолжительность проекта | Один год. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2014 года – май 2015 года. |
Основные формы реализации проекта |
|
Обеспечение проекта |
|
Предполагаемые результаты | Успешное решение задач дает возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а следовательно, сделать процесс социализации успешным и эффективным. |
Продукт проекта |
|
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Срок реализации: сентябрь-октябрь
- обеспечение материально-технической базы;
- разработка отдельных форм и методов работы с детьми;
- организация информационно - методического обеспечения.
2 этап - практический
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел проекта | Тема | Познавательный компонент | Практический компонент |
Игры на бытовые сюжеты | Совместную игру с детьми начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно переводить к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового | Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов | ||
сентябрь | «Семья»: сюжеты: «Утро в семье», «Маленькая помощница», «У нас в семье – младенец», «Вечер в семье». | Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих. | Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре. | |
сентябрь | День рождение | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных навыков. | Чтение художественной литературы: Д. Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад». Проведение день рождения детей по месяцам. | |
II | Игры на производ-ственные и общественные темы | Совместную игру с детьми начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно переводить к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. | Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов | |
октябрь | «Шофер» («Автобус») | Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора. | Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, гаражу. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Разучивание подвижной игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. | |
октябрь | «Больница» | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам. | Экскурсия в больницу с родителями. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Дидактическая игра «Катя простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, медицинские приборы). | |
ноябрь | «Магазин» | Учить самостоятельно придумывать сюжет игр, отображать общественно-политические события, отношения взрослых. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. | Экскурсия в магазин с родителями. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. | |
ноябрь | «Дом культуры» | Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о его работниках. | Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Посещение с родителями ДК «Шахтёр». | |
декабрь | «Парикмахер-ская» | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое парикмахерская. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям. | Экскурсия в парикмахерскую с родителями. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.) | |
декабрь | «Кафе» | Развивать и обогащать сюжет игры в «Кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. | Экскурсия в кафе с родителями рассказ воспитателя о труде работников кафе, рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек. | |
январь | «Ателье» | Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое ателье и что оно производит. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям. | Экскурсия в ателье с родителями. Беседа с детьми о том, что видели на экскурсии. Наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду). Встреча с работниками швейного ателье (родители), беседа. Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?» Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Ручной труд «Пришей пуговицу». Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.) | |
февраль | «Цирк» | Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках. Самостоятельно объединять в игру 5-6 человек по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. | Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.) | |
февраль | «Школа» | Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. Формирование представлений дошкольников о том, что такое школа. Воспитание у детей уважения к труду учителя. | Экскурсия в школу №30 рассматривание иллюстраций, беседа «Чему учат в школе» | |
март | «Поликлиника» | Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. | Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской поликлинике. Чтение литературных произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». | |
март | «МЧС спешит на помощь» | Самостоятельно объединять в игру 5-6 человек по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. | Наблюдение за машиной скорой помощи. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.) | |
III | Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач | Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового | Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов | |
апрель | «Мы- военные лётчики» | Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей о военных профессиях формировать навыки позитивного общения детей и дружеской взаимопомощи. | Встреча с ветеранами труда, участниками ВОВ. Рассказ воспитателя о жизни военных разведчиков, рассматривание иллюстраций. | |
апрель | «Пограничники» | Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. | Рассказ воспитателя о том, кто охраняет границу, как проходит служба пограничника, рассматривание иллюстраций, |
3 этап – заключительный
Срок реализации: май
- Сравнительный анализ и обобщение результатов развития детей.
- Анализ деятельности педагога по организации работы с детьми.
- Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения.
Список литературы
1.Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие [Текст] /Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. - М.: Мозаика - Ситнтез , 2010.-123с.
2.Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации [Текст] / М.Б. Зацепина.- М.: Мозаика - Синтез, 2008.-192 с.
3. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Губанова Н.Ф.- М.: Мозаика - Ситнтез, 2008.-128 с.
4.Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке [Текст] / Захарова В.- Дошкольное воспитание, 2008. – № 1.
5.Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь [Текст] / Кряжева Н.Л. - Ярославль: Академия развития, 2000.-176с.
6.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников / Ребёнок в детском саду [Текст]/ Короткова Н. А., 2006. - №2. - С. 84 - 87
7.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду [Текст]/ Короткова Н. А., - 2006. - №3. - С. 81 – 85
8.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду [Текст]/ Короткова Н. А. - 2006. - №4. – С.79 - 87
9.Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст]/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
10.Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры» - пособие [Текст]/ Панова Е.Н. -2007.-87с.
11.Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст]/ Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74
12.Урунтаева Г.А. , Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]/ М.: Академия, 2000.-234с.
Приложение 1
Раздел 1. Игры на бытовые сюжеты
Тема: «Семья»
Игровые роли. Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.
Игровые действия
Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения
Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.
Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.
В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.
При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером отпраздновать День рождения Ясочки.
В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами, развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.
С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.
Для дальнейшего развития игры в «семью» воспитатель выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сёстры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младший брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же день в группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.
Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.
Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву — «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы — шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д.
Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.
Закончить игру воспитатель может предложением идти всей семье обедать в группу.
Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в утренниках», «Днях рождения», чинить игрушки. «Мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.
Тема: «День рождения»
Игровые роли. Именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры, гости.
Игровые действия
Мы идем на День рождения. В какой одежде надо идти? (Показывает картинку «Что такое день рождения»). Вот вам картинка. Посмотрите и скажите, какая одежда будничная, на каждый день, а какая праздничная. Какую одежду вы выбрали бы на День рождения? Что бы взяли с собой на День рождения?
Дети выбирают соответствующие картинки, объясняя, почему они их выбрали. В гости лучше всего идти с цветами. Лучше подарить не просто цветы, а вместе с мамой сделать букет-композицию, украшая цветы веточками, ленточками, бумажными стружками - вообще всем, что подскажет вам фантазия и вкус. Посмотрите на картинку. Какие цветы вам нравятся и почему? С каким настроением нужно идти на День рождения? А вот и праздничный стол. Обратите внимание, как сервирован стол, где лежит вилка (слева), нож (справа). Зачем салфетка? Посмотрите, и локти не должны лежать на скатерти. Почему? И главное -никто не принимается за еду, пока все гости не сядут за стол. А теперь придумайте имена детям, которые пришли на День рождения. А теперь угадайте, сколько имениннице лет? Подумайте. Счет свечек на торте.
Какая музыка должна звучать на Дне рождения? С какого звука начинается название этого праздника? Изобразите эту букву, как хотите. День рождения - это шумный, веселый праздник, когда у вас много гостей, и, конечно же, какой День рождения без развлечений, игр и танцев! Вот давайте и мы чуть-чуть потанцуем.
Звучит музыка В. Шаинского «Песенка крокодила Гены». Дети танцуют.
Раздел 2.Игры на производственные темы
Тема: «Водители»
Игровые роли. Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель организует экскурсии в гараж пожарной охраны, где работает шофером папа одного из воспитанников данной группы, там папа расскажет о своей работе.
Эмоционально окрашенные представления детей о труде родителей, его общественной пользе являются одним из факторов, побуждающих ребенка брать на себя роль отца или матери, отражать в игре их деятельность в быту и на производстве.
Впечатления, полученные детьми во время таких прогулок и экскурсий, надо закрепить в беседе по картине или по открыткам. В ходе этих бесед воспитателю необходимо акцентировать общественную значимость деятельности шофера, подчеркнуть значение его деятельности для других.
Тема: «Больница»
Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Тема: «Магазин»
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Тема: «Дом культуры»
Роли: Водитель привозит артистов. Работники Дома культуры, кассир, посетители концерта.
Игровые действия: Водитель привозит артистов - гастролёров. Работники Дома культуры встречают их и размещают в гримерные комнаты. Кассир продает билеты. Артисты готовятся к концерту, выступают Посетители покупают билеты, смотрят концерт, аплодируют, дарят цветы просят автограф.
Тема: «Салон красоты»
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия: Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»
Тема: « Ателье»
Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.
Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.
Тема: «Цирк»
Роли: билетёры, работники буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат и др.).
Игровые действия: Покупка билетов, приход в цирк. Покупка атрибутов. Подготовка артистов к представлению, составление программы. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование.
Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), грим, косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.
Тема: «Поликлиника»
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Тема: «МЧС спешит на помощь»
Роли: диспетчер, бригада пожарников, бригады врачей, водители пожарных машин, скорой помощи.
Игровые действия: Диспетчер принимает заявки от людей, которые просят помощи, записывает адрес, где случилось несчастье, и бригада пожарных и скорой помощи спешит на объект. Служащие в МЧС могут прийти на помощь если случился пожар или произошло наводнение, или просто у кого-то сломалась дверь или замок, или кто-то забрался на высоту и сам спуститься не может.
Тема: «Школа»
Роли: учитель начальных классов, учитель физической культуры, музыки ученики.
Игровые действия: Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, музыки и т.д.
Раздел 3.Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач
Тема «Мы – военные разведчики»
Роли: разведчик, часовой, солдаты.
Игровые действия: Главнокомандующий армий (воспитатель): развед. группе собраться в штабе главнокомандующего войск, для получения задания. Дает задание для группы разведчиков: в кратчайшие сроки по карте схеме доставить секретный пакет в штаб. Не забывайте, что ваши противники, хотят перехватить пакет. Если это произойдет, задание будет провалено, и противники получат преимущество.
Тема «Пограничники»
Игровые роли: военный командир начальник пограничной заставы, пограничники, старшина, повара.
Игровые действия: начальник пограничной заставы объявляет строевую подготовку. Старшина отчитывается перед начальником погранзаставы. Пограничники заступают на пост охранять государственную границу. Обходят границу с собаками. Свободные от несения дозора пограничники проходят под руководством старшины боевые учения на полосе препятствий. Старшина объявляет обед. Повара накрывают столы. После обеда проходит смена пограничного караула.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...