ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»
проект (старшая группа) на тему
В проекте подобранна система игр коммуникативной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detsko-roditelskogo_kluba_2017-2018.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРЕКТ
«РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»
На 2015 – 2018 г.
Авторы и руководитель проекта:
Ковалева Н.В. – инструктор по физической культуре.
Кабанова Л.И.- музыкальный руководитель.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по Ф К., музыкальный руководитель.
Тип проекта: долговременный на 3 года, коллективный, познавательный.
Цель проекта: Обеспечение условий для максимального развития ребенка и его социализацию, и адаптацию в ДОУ и обществе посредством включения в совместные коммуникативные игры.
Задачи проекта:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей, учить понимать эмоциональное состояние и отражать его в выразительных движениях, музыке и речи;
- развивать средства невербальной коммуникации – мимику, пантомимику, жестикуляцию
- развивать невербальное воображение и образное мышление;
- вовлекать в общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Актуальность проекта.
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Формирование коммуникативных навыков - важное условие нормального психологического развития ребенка. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Негативное влияние на формирование коммуникативных навыков оказывает: большая загруженность родителей на работе, и как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье; усиленный поток информации через различные СМИ, который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, ослабленное здоровья детей. Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений, препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления
Анализ ситуации:
Наблюдая за взаимоотношениями детей средней группы и анализируя собственно игровые навыки, мы заметили, что большинство детей достаточно благополучны в коммуникативном общении. Они умеют налаживать контакты, как со взрослыми так и со сверстниками. Договариваются о совместных играх, стоят планы, свободно выражают просьбы, задают вопросы. Но они не всегда бывают справедливы по отношению к другим детям, не хотят выполнять второстепенные роли в играх со сверстниками. Хотя охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением детей не считаются, их просьбы выполняют неохотно.
В группе имеются и такие дети, которые испытывают трудности в общении. Они или конфликтуют в играх не умея договариваться, или замыкаются в себе и вынуждены играть в одиночестве. И как следствие определяет их низкий социальный статус в группе сверстников.
Чтобы избежать вышеизложенных проблем, нами была подобранна система игр коммуникативной направленности. Так как в них на более строгой основе распределяются роли, особенно в плане общения и взаимодействия участников друг с другом. Играя, взрослые будут оказывать необходимую практическую помощь детям в социальной адаптации. Подобрав игры таким образом, чтобы можно было использовать как в процессе совместного общения воспитателя с детьми, детьми с родителями так и в свободное время. Мы предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта, будет оптимизировать взаимоотношения между детьми, родителями и сотрудниками МДОУ.
Ресурсы обеспечения проекта
Организационные:
- деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ,
- образовательная программа воспитания и обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- интеграция направления «Социально-коммуникативного развития» в О.Д «Физическая культура» и «Музыка».
Информационные:
- научно-методическая литература, аудио сопровождение, СД диски;
- компетентность педагогов;
- информирование родителей (картотека игр);
- анкетирование, взаимосвязь с другими специалистами ДОУ, участвующими в реализации проекта.
Кадровое обеспечение:
- музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 31 год, образование высшее педагогическое;
- инструктор по физической культуре высшей категории, стаж работы 27 лет, образование высшее педагогическое;
- воспитатели 2 категории, стаж работы 13 и 15 лет, образование высшее педагогическое.
Финансовое обеспечение: бюджет МБДОУ
Материально-техническое обеспечение:
- спортивный и музыкальный зал МДОУ, мультимедийная аппаратура, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, дидактические пособия, игрушки, картотека игр.
Описание этапов:
1этап. Разработка учебных материалов.
Задачи:
- определить основные направления подбора коммуникативных игр и танцев; систематизировать коммуникативные игры в соответствии с выбранными направлениями и задачами;
- составить картотеку коммуникативных игр;
- подобрать музыкальный репертуар (август).
- этап. Становление проекта.
Задачи:
- использовать разработанный учебный материал, периодически его пополнять;
- повышать компетентность педагогов: обмен информацией, новыми коммуникативными играми; интегрированные занятия совместно со специалистами ДОУ;
- проведение развлечений в клубе «Развиваемся, играя» совместно с родителями по заданному алгоритму 1 раз в квартал;
- активное привлечение родителей к участию в проекте: совместные игры в ДОУ; игры с детьми на домашних праздниках; созданию дополнительных наглядных пособий, атрибутов для развлечений.
Содержание проекта.
Мы выбрали 3 основных направления по формированию коммуникативных навыков у детей средней группы.
1 направление. Способствовать восприятию и общению со сверстниками в качестве объекта взаимодействия на положительном эмоциональном уровне. Развивать общие игровые интересы и деловое сотрудничество со всеми детьми в группе.
2 направление. Развивать у ребенка способности воспринимать и использовать вербальные и невербальные коммуникативные средства.
3 направление. Формировать у детей социальные представления, воссоздание в игре различные виды социальных отношений.
Опираясь на выбранные направления, систематизировали коммуникативные игры на 4 блока.
I блок. Интерактивные игры на сплоченность и сотрудничество.
II блок. Игры, обучающие эффективным способам общения.
III блок. Игры, отражающие притязания на социальное признание.
IV блок. Игры, направленные на снятие конфликтности.
Перспективный план работы с детьми средней группы
по проекту «Развиваемся играя»
на 2015-2016 уч/г.
Месяц | Задачи | № Блока | «Музыка» | «Физическое развитие» |
Сентябрь | 1.Обучение приемам релаксации 2.Формировать представление о самом себе. 3.Формирование готовности к совместной деятельности | № 2 №3 № 1 | Кошка к девочке пришла. Я очень хороший Два утенка. | «Попроси игрушку» «Принц или принцесса» «Рукопожатие вслепую» |
Октябрь |
| №1 № 2 № 3 | Мы охотимся на льва Бабушка Маланья Волшебный стул | «Объятия» «Слепой кот Базилио и Буратино» «Комплименты» |
Ноябрь | 1.Формировать позитивные установки к различным видам творчества и двигательной деятельности. 2.Обучение навыкам реагирования в конфликтных ситуациях 3.Формировать положительное отношение к родным, сверстникам педагогам. | № 1
№ 4 № 3 | Медвежонок Мой хороший попугай Волшебные конфеты | «Клеевой ручеек» «Ссора» «Ты самый лучший» |
Декабрь | 1.Учить понимать, что значит признание и уважение в коллективе сверстников. 2.Обучение способам релаксации. | № 3 № 2 | Найди друга Рельсы-шпалы | «Смешилки» «Вежливые слова» |
Январь | 1.Формировать адекватные реакции и нормы поведения принятые в обществе. 2.Развивать умение считаться с интересами других. | № 4 № 3 | Моя любимая игрушка «Пассажиры и билетики» | «Ссора и примирение» «Коробка добрых поступков» |
Февраль | 1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 2.Обучение приемам выражения негативных эмоций (гнева и т. д.) | № 2 № 4 | Приветики Драка | Этюды (проблемные ситуации и их решение) «Коврик мира» |
Март | 1.Формировать представление о самом себе и навыки для выстраивания положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе. 2.Развивать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 3.Поощрять умение работать единой командой. | № 3 № 4 № 1 | «Паровозик «Чух-чух» Стойкий солдатик «Магниты» | «Дождик и ромашки» 4-1 «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» |
Апрель | 1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 2.Развивать умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном фоне. 3.Способствовать развитию самостоятельности, инициативы. | № 3 № 1 № 2 | Подарок другу Всадник и упряжка Клубочек | «Розовые очки» «Что мы делали не скажем» «Живые бусы» |
Май | 1.Формировать нормы поведения и ценности принятые в обществе. 2.Развивать способности конструктивно решать проблемы с родителями, педагогами и сверстниками. | № 3 № 1 №4 | Позови ласково Поварята Маленькое привидение | «Изобрази эмоции» «Пойми меня» (пантомимы, жесты) «Самый лучший спорщик» |
Тематический план работы детско-родительского клуба
«Развиваемся играя» (старшая группа)
Месяц | Тема | Содержание |
Ноябрь | Зимние забавы | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3 |
Февраль | Пригласительный билет. | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4 |
Май | День ромашки. | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4 |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»
Для старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Обеспечение условий для развития сотрудничества, самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, его социализацию в ДОУ посредством музыкально-исполнительской деятельности, организованной двигательной деятельности включения в совместные коммуникативные игры.
Актуальность проекта.
Старший дошкольный возраст - завершающий этап дошкольного детства и переходная ступень к школьному возрасту. Характер общения старших дошкольников со сверстниками в этот период имеет особенности: потребность в общении проявляется значительно активнее и настойчивее. Сотрудничество - одно из основ общения. Оно задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности дошкольника, обеспечивающим его самореализацию в условиях взаимодействия с другими людьми. Сотрудничество - согласованная совместная и ценностно значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов. Именно в старшем возрасте у детей обостряется потребность в совместном решении задач детской деятельности, достижении общего результата, демонстрации результатов социализации. Дошкольники становятся не просто исполнителями поставленной перед ними задачи, а союзниками и партнерами.
Задачи проекта:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, учить понимать эмоциональное состояние и отражать его в выразительных движениях, музыке и речи;
- создать условия для: развития способности действовать в совместной деятельности по заданному образцу, самостоятельно; достижения общей цели в доброжелательной, дружеской атмосфере; развития умения оценивать свою работу и работу других детей.
- обогатить представления дошкольников о сотрудничестве, самостоятельности в музыкально-игровой и спортивно-игровой форме
- развивать средства невербальной коммуникации – мимику, пантомимику посредством в процессе музыкально-исполнительской и двигательной деятельности.
- вовлекать в общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Педагогические условия.
- Отбор соответствующего музыкального репертуара, подвижных, коммуникативных и спортивных игр позволяющего обогатить представления дошкольников о сотрудничестве;
- Создание эмоционально-положительной обстановки в НОД, инициирующую лучшие детские проявления;
- Создание музыкально-игровых, сюжетно-игровых и проблемных ситуаций, музыкальных, подвижных, коммуникативных игр направленных на активизацию и развитие умения доброжелательно общаться.
Перспективный план работы с детьми старшей группы
по проекту «Развиваемся играя»
на 2016 – 2017 уч\г.
Месяц | Задачи | № Блока | «Музыка» | «Физическое развитие» |
Сентябрь | 1.Продолжать обучение приемам релаксации 2.Продолжать формировать представление о самом себе. 3.Продолжать формировать готовность к совместной деятельности. | № 2 №3 № 1 | «Дрозд» Ладонь в ладонь Комплименты «Друзья» . | Сюжетная гимнастика на расслабление «цветы и ветер» Народная игра «Иванка» |
Октябрь | Формирование основ безопасности в социуме. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость сопереживание. Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном уровне. | №1 № 2 № 3 | Мы охотимся на льва «Ладошки» «Водители» | Игра «Опасно- не опасно» Парные ОРУ |
Ноябрь | 1.Формировать позитивные установки к различным видам творчества и двигательной деятельности. 2.Обучение навыкам реагирования в конфликтных ситуациях 3.Формировать положительное отношение к родным, сверстникам педагогам. | № 1
№ 4 № 3 | Колпачки Моя любимая игрушка Ожившие игрушки Мостик дружбы Хорошие слова | Парные эстафеты Игра «Девочки – мальчики» «Добрые слова» |
Декабрь | 1Побуждать детей говорить друг другу комплименты, способствовать созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. 2. Продолжать обучать детей чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. | № 3 № 2 | Подарок другу Тень Солдат и тряпичная кукла | Игра в кругу с мячом «верни волшебное слово» Изотонические ОРУ |
Январь | 1 Создать условия для формирования умения выражать свои эмоции, воспринимать себя равными другим людям 2.Формировать адекватные реакции и нормы поведения принятые в обществе. 3. Создать условия для активного включения в детский коллектив замкнутых, стеснительных детей. | № 4 № 3 | Дотронься до… Звёздочка «Пассажиры и билетики» | Подвижные игры с изменением правил по договору: «салки елочки, салки – лодочки «… |
Февраль | 1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 2.Обучение приемам выражения негативных эмоций (гнева и т. д.) | № 2 № 4 | Коробка переживаний Кто пришел Драка | Игра «фотограф» Игра дразнилка «Кощей» |
Март | 1.Формировать представление о самом себе и навыки для выстраивания положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе. 2.Развивать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 3.Поощрять умение работать единой командой. | № 3 № 4 № 1 | Передай мячик Секрет Поварята | Игра с мячом в кругу «похвали соседа и передай мяч» Эстафеты: по 1-му и в паре. |
Апрель | 1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 2.Развивать умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном фоне. 3.Способствовать развитию самостоятельности, инициативы. | № 3 № 1 № 2 | Подарок другу Скульптор Разговор по телефону | Игра пантомима «Пойми меня» и «Сумей объяснить при помощи движений» |
Май | 1.Формировать нормы поведения и ценности принятые в обществе. 2.Развивать способности конструктивно решать проблемы с родителями, педагогами и сверстниками. | № 3 № 1 №4 | Доброе животное Строим цифры | Имитации повадок животных, пантомимы на заданную тему |
Тематический план работы детско-родительского клуба
«Развиваемся играя» на 2016-2017 г.г.
Месяц | Тема | Содержание |
Ноябрь | День семьи. Семейный праздник (книга Лето-Осень. Картушина) | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3 |
Февраль | Праздник обезьяны. (зима-весна. Картушина) | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4 |
Май | Весенний концерт | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4 |
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы
по проекту «Развиваемся играя»
на 2017 – 2018 уч\г.
Месяц | Задачи | № Блока | «Музыка» | «Физическое развитие» |
Сентябрь | 1.Продолжать обучение приемам релаксации 2.Продолжать формировать представление о самом себе. 3.Продолжать формировать готовность к совместной деятельности. | № 2 №3 № 1 | «На море» . Рисунок на спине | Сюжетная дыхательная гимнастика П. игра «найди и промолчи» |
Октябрь | Формирование основ безопасности в социуме. Развивать эмоциональную отзывчивость сопереживание. Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном уровне. | №1 № 2 № 3 | Осьминожки Песня считалка «Буквы» Игра «Алфавит» | «Охотники и утки» «Белки и куницы» «Дракон, принцесса, самурай» |
Ноябрь | 1.Формировать позитивные установки к различным видам творчества и двигательной деятельности. 2.Обучение навыкам реагирования в конфликтных ситуациях 3.Формировать положительное отношение к родным, сверстникам педагогам. | № 1
№ 4 № 3 | Модель «Шоколад» И. Шестопаловой «Передающие ладошки» | Огонь и вода Упр. на расслабление |
Декабрь | 1Побуждать детей говорить друг другу комплименты, способствовать созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. 2. Продолжать обучать детей чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. | № 3 № 2 | Подарок другу «Деревья» | Командные действия в эстафетах с элементами спортивных игр ОРУ в парах |
Январь | 1 Создать условия для формирования умения выражать свои эмоции, воспринимать себя равными другим людям 2.Формировать адекватные реакции и нормы поведения принятые в обществе. 3. Создать условия для активного включения в детский коллектив замкнутых, стеснительных детей. | № 4 № 3 | Дотронься до… «Живая картина». | Правила поведения в спортивных играх с элементами хоккея Игровые упражнения с элементами аттракциона «стульчик» |
Февраль | 1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 2.Обучение приемам выражения негативных эмоций (гнева и т. д.) | № 2 № 4 | Танец-игра «Волшебное покрывало» «Волк и семеро козлят» | Волки и ягнята Космонавты На планету драчунов |
Март | 1.Формировать представление о самом себе и навыки для выстраивания положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе. 2.Развивать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 3.Поощрять умение работать единой командой. | № 3 № 4 № 1 | Пойдем погуляем, Дружочка повстречаем. «Скульптуры в парке» | Игровое упражнение «Дрозд» «Кривое дерево» «Поза героя» |
Апрель | 1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх. 2..Развивать умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном фоне. 3.Способствовать развитию самостоятельности, инициативы. | № 3 № 1 № 2 | Подарок другу Скульптор | Эстафеты с элементами игр и спорта «Снайперы», баба Яга Свободная игровая деятельность |
Май | 1.Формировать нормы поведения и ценности принятые в обществе. 2.Развивать способности конструктивно решать проблемы с родителями, педагогами и сверстниками. | № 3 № 1 №4 | «Когда я был маленький…» «В театре» | Игра «Да – нет» Ребенок – взрослый, Родитель-ребенок – проблемные ситуации |
Тематический план работы детско-родительского клуба
«Развиваемся играя» на 2017-2018 г.г.(подготовительная группа)
Месяц | Тема | Содержание |
Ноябрь | Квест, посвященный Дню Матери | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3 |
Февраль | Квест, посвященный Дню защитника Отечества | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4 |
Май | В гости к Чуковскому (самостоятельный выбор детей) | Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4 |
Предполагаемый результат
- Ребенок овладевает установкой положительного отношения к другим людям и к самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- Способен договариваться, учитывая интересы и чувства других;
- Адекватно проявляет свои чувства;
- Старается разрешить конфликт;
- Обладает развитым воображением, реализуя его в играх;
- Владеет различными видами игр, различая условную и реальную ситуацию;
- Подчиняется правилам и социальным нормам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развивай-ка»
Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям....
Педагогическая гостиная "Развиваемся играя"
Педагогическая гостинная для родителей младших групп....
Педагогический проект "Говорим, играем - речь развиваем"
создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса....
Педагогический проект «Развиваемся играя»
Развитие партнерских отношений в рамках модели "ребенок-родитель-педагог" через двигательную активность младших дошкольников...
Педагогический проект "Развиваем речь, играя"
Игра — одна из форм обучаемого воздействия специалистов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. ...
Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»
. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...
Педагогический проект "Дружи, играй и развивайся"
Педагогический проект посвящен созданию условий для успешной адаптации к ДОУ детей дошкольного возраста из семей с миграционной историей....