Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя с детьми средней логопедической группы на тему: "По следам Весны"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ и воспитателей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_po_sledam_vesny.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя школа дошкольный уровень образования

Конспект образовательной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста
на тему:

«По следам Весны»

(показ совместной деятельности)

                   Авторы разработки: Юсова Лариса Алексеевна

                               учитель-логопед, высшая квалификационная категория;

                                                         Караваева Любовь Николаевна

                       воспитатель, высшая квалификационная категория

п. Красносельск

                                                   2021 г.


 Цели: 
1.Закреплять и обогащать знания детей о времени года весна и её приметах.
2.Развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру природы.
3.Уточнять и расширять представление о явлениях природы, перелетных птицах, диких животных весной.

Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Приметы весны» (капель, проталины, ручьи, лужи, лучи, почки). Совершенствовать  грамматический строй речи, навыки словообразования, синтаксическую сторону речи; Продолжать учить передавать  словесное 
изображение явлений природы, путем перечисления его признаков, связно и
последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:
 Развивать связную речь,  зрительное внимание и восприятие, образное мышление, память, творческое воображение, координацию речи с движением, общую, артикуляционную и мелкую моторику. Развивать диалогическую речь.


Воспитательные задачи:
  Воспитывать умение видеть красоту природы. Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.


Предварительная работа:
 Заучивание загадок и стихов о весне. Рассматривание иллюстраций, просмотр тематического видео материала о времени года весна и ее приметах. Разучивание артикуляционной гимнастики «Весна идет». Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

 Развивающая предметно-пространственная среда: Ноутбук, телевизор, презентация по теме: «По следам Весны», аудиозаписи музыки,  предметные картинки , доска, стаканчики с водой и трубочки, зеркала, массажные мячики, подушечки для релаксации, мяч, письмо, раздаточный материал (божьи коровки).


Используемые технологии:
 ИКТ,  здоровьесберегающие  технологии (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, Су-Джок-терапия,  физкультминутка, коммуникативные  игры,  рефлексия).


                             Ход образовательной деятельности.


1.  Эмоциональный настрой. Объявление темы.
1 слайд:
  На экране  телевизора  «Смайлик улыбается »  (звучит музыка).
Дети заходят в группу под музыку и встают в круг.

Логопед: - Здравствуйте, ребята.
Дети:    - Здравствуйте!                      
Логопед:  
Я очень рада вас видеть!  Каждое утро лучше всего начинать с улыбки и хорошего настроения, вы согласны со мной? Да!
Логопед:  Так давайте же, для  хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку! Повторяйте  за мной:
Координация речи с движением:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе поласкало, (Погладить ладонями щечки)
 Доброго утра тебе пожелало!  (Прижать ладони к груди)
Логопед:- Ребята, посмотрите на экран. Этот веселый смайлик нам улыбается.
Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь  мне  и друг другу. Сегодня, к нам пришли гости, давайте им улыбнемся  и поздороваемся с ними:
Дети:  «Здравствуйте!»    
(Дети садятся на стульчики)
2. Основная часть. 
2 слайд: Ежик   
Воспитатель: 
- Ребята, сегодня произошло интересное событие. В нашу группу пришло необычное письмо. Посмотрите, кто его нам принес? Кто это?
Дети: Ежик!
Воспитатель: - Хотите узнать, от кого это письмо и что в нем написано?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку.  Я попросила Матвея выучить загадку и загадать ее нам.
Ребенок:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной!
 
Воспитатель: Верно весной, а это, ребята,  письмо от Весны. Вот оно. Воспитатель читает письмо:

«Дорогие ребята! У меня случилась беда. Волшебница Зима не хочет уступать мне место. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку, закрыла солнышко тучами. Помогите, пожалуйста, мне выбраться. Для этого нужно выполнить задания. А чтобы вам легче было меня искать, я оставила вам свои следы. Желаю вам удачи!  До свидания!»

Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем Весне? Отправимся на ее поиски?
Дети: Да, поможем!
Логопед:   
Ребята, весной оживает вся природа и просыпаются звери.
Кто знает, какие звери просыпаются весной? Дети: Медведи, ежики.
Логопед:  Да, верно. Вместе со всеми, весной проснулся и ежик. Прежде, чем нам отправиться в путешествие, я расскажу вам сказку о Ежике.

 

Су-Джок-терапия «Сказка о Ёжике». Использование массажных мячиков. Логопед раздает каждому ребенку по мячику. Дети повторяют  движения за логопедом.

Логопед: 
1.В сказочном лесу в маленьком домике жил-был маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони);
2.Еж был маленький и поэтому всего боялся, то выглядывал из своего домика, то прятался.
( 3 раза сжать и разжать ладонь с мячиком);
3.Однажды весенним утром Ежик вышел погулять.
(
Катать шарик по ладони вперед- назад);
4. И вдруг он увидел поляну - большую и круглую.
(Круговые движения шариком по ладони)

5.Там было красиво, как в сказке, и много цветов.
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого);
6. Ежику очень понравилось на полянке, но было уже поздно, и  он покатился обратно домой.
(Катать шарик по ладони вперед- назад).
7. А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!
(Зажать шарик в ладошке).

Логопед: Ребята, понравилась вам сказка? Ежик побывал на лесной полянке, а вы хотите там побывать? Дети: Да!  Логопед: Для того, чтобы отправиться в путешествие, нужно  проговорить волшебные слова:  Послушайте:
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь!

 Дети повторяют слова за логопедом .
Включается музыка.
Логопед: 
На счет 3 открываем глаза 1,2,3.  
3 слайд: « Лесная полянка» 
Воспитатель: Вот мы и оказались на весенней полянке! Что вы здесь увидели? Как же здесь красиво, правда ,ребята? Дети: Да!
4 слайд:  Желтый след.
Воспитатель: А вот первый след Весны, какого он цвета?

(след желтого цвета).
Как вы думаете, какая примета весны может быть желтого цвета?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно, ребята! А вот и наше солнышко.
5 слайд:  Солнышко без лучиков.
Воспитатель:
 
 Солнце желтое как ( лимон)
Солнце круглое как (мячик)
Солнце ласковое как (мама)
Солнце жаркое как (печка.)
Воспитатель: 
Ребята, а что не хватает у нашего солнышка?    Дети:  Лучиков.  
Воспитатель:  Солнышко пока к нам добиралось, все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Давайте поиграем с лучом.

Физкультминутка   «Солнышко»   Дети выходят в круг:
«Солнышко ясное, нарядись!
(хлопки по плечам, скрестив руки на груди),
Солнышко красное, покажись!
(хлопки в ладоши)
Платье алое надень,
(хлопки по коленям).
Подари нам красный день! (хлопки над головой).»

6 слайд. Солнышко со всеми  лучиками, глазки¸ улыбка.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите на экран : что изменилось ?
Дети: У солнышка появились лучики, глазки, оно улыбается.
Воспитатель:   Верно. Солнышко улыбается и благодарит вас за помощь.
Давайте назовем первую примету весны : «Весной солнце ярко светит и греет»
Логопед: Продолжаем свое путешествие дальше, по следам Весны.
Для этого нам надо размять свои язычки, чтобы красиво говорить.  Выполним  
гимнастику с язычком. Логопед раздает зеркала.
Логопед:  Артикуляционная гимнастика.
Природа радуется приходу весны – «улыбка»
Дует ласковый ветерок – «хоботок»
Веточки качаются от ветра – «часики».
Тает снег, звенит капель – «лошадка».
(Цоканье:  медленно, быстро),
Подснежник тянется к солнышку – «иголочка»
7. Слайд :  Зеленый след. 
Логопед:  Посмотрите на экран. Что это? Какого он цвета? Это след Весны.
Под ним что-то  спрятано. Давайте посмотрим:
8.Слайд:  Зеленый листочек. 
Логопед:  Под зеленым следом спрятан зеленый листочек.  Почему листочек зеленый?
Какое время года? Весна. Давайте поиграем.

Игра  «Что бывает весной». Дети встают в круг, логопед бросает мяч.
Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной»...
Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной появляются первые цветы.
Весной появляется зеленая травка.
Логопед:
 2 примета весны:  Весной на деревьях набухают почки, и появляются листочки.
9. слайд:  Голубой след.

Логопед:  Что это?  Этот след какого цвета?
Дети: Голубого!  Давайте посмотрим, что под этим следом спрятала Весна.

 10 слайд:  Ручеек.
Логопед:  Что же изображено на экране? Дети: Ручеек!
Стих про ручеек (Ангелина)
Бежал ручей по камушкам,  
бежал, бежал, бежал.  
Потом в прозрачной лужице
лежал, лежал, лежал.  
То снова он пустился вскачь,  
То будто бы уснул.  
Увидел речку – прыг туда,  
И тихо утонул

Логопед: Дыхательная гимнастика. Дети ,давайте послушаем журчание ручейка. Проходите за столик , где находятся стаканчики с водой и трубочки. Подуем в трубочки и послушаем журчание ручейка.
3 примета Весны: «Весной тает снег, бегут ручейки» .

11 слайд.   Черный след.
 
Воспитатель: А вот и другой след. Какого он цвета? (черный с  крапинками) .
А что же под ним? Давайте посмотрим.
12 слайд  Скворец.
Воспитатель: 
-Какие птицы возвращаются к нам, назовите их? (ласточка, скворец…)
-Почему птицы возвращаются к нам весной? (Становится теплее, появляются жучки, червячки, бабочки).
-Скоро у птиц появятся птенчики. Как называются птенцы у скворца? (Скворчата).
Воспитатель:  Давайте подойдем к мальберту.
Читает стишок:   «Скворчата»
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
-Смотрите, в гнезде скворчата. (гнездо на пенечке) Они кушать хотят.
Давайте их покормим. Чем мы их можем накормить? (червячками)
-Правильно.
Дети с помощью прищепок-птичек кормят птенцов червячками -резиночками.
4 примета : Весной из теплых краев возвращаются птицы.
 13 слайд  Весна
Логопед:

Шагает красавица, легко земли касается, идет по полю, по реке, и по снежку, и на цветке.

Логопед:  Весна благодарит вас за то, что вы ее разыскали, и так красиво о ней рассказали.  А нам пора возвращаться в детский сад. Дети  берут подушечки и располагаются на ковре.  14 слайд Релаксация « Греемся на солнышке»    Музыка.
Логопед: Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы и поют птицы. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку.  «Ветерок нас подхватил и в детский сад переместил !»  Потяните руки  вверх, вдохните и на счет три откройте глаза  1,2,3.   Дети открывают глаза.  (Музыка выключается)
Логопед:  Ну вот ,ребята, мы и вернулись из путешествия, проходите  на свои стульчики .

3.Итог занятия.

Воспитатель: 
На этом наше занятие подошло к концу. О каком времени года мы сегодня говорили?  Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали? Что мы с вами делали на лесной полянке?

Логопед :  Ребята, вы такие молодцы, столько выполнили заданий. Были очень активные и внимательные.  За ваш труд  Весна приготовила для вас подарки.
Логопед  и воспитатель раздают детям сюрпризы. ( леденцы на палочке, похожие на солнышко)  Играет музыка.  Дети встают и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разноуровнего занятия учителя - логопеда с подгруппой детей в старшей логопедической группе (ОНР) по формированию лексико - грамматических категорий. Тема: "Фрукты"

Конспект разноуровнего логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольног возраста (ОНР) по теме " Фрукты"...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной логопедической группе

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Интегрированное занятие учителя – логопеда + интруктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе. по обучению грамоте "Звуки "ЛЬ"- "Й". Йоги.

Материал НОД способствует закреплению слухо- произносительной  дифференциации звуков «ЛЬ» - «й» через организацию различных видов деятельности, повышает мотивацию к заняти...

Презентация к интегрированному занятию по обучению грамоте учителя- логопеда + инструктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе на тему: «Звуки ЛЬ- Й». «Йоги»

Материал расширяет кругозор детей, содержит интерактивные задания, способствующие активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ на тему: «Путешествие в осенний лес» (подготовительная группа)

Цель: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование положительного эмоционального фона.Задачи:Коррекционно-образовательные:- Закрепить понятия «звук», «бу...

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов) «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов)«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и психолога с детьми средней логопедической группы «Разноцветная сказка»

Интегрированные образовательные области:Социально-коммуникативное развитие;Познавательное развитие;Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие....