«Применение речевых игр и упражнений для развития монологической речи»
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Слайд №2: Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее соотносительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание мысли на главном. Мы говорим о развитии у ребёнка не «бездумной», а связной речи, которая строится по определённым правилам и к которой предъявляются вполне определённые требования.
Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него. В монологической речи – отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря.
Слайд № 3 Методика развития монологической речи:
-Обогащение словарного запаса (активного, пассивного).
-Формирование грамматических категорий.
-Обучение пересказу.
-Работа над составлением описательных и повествовательных рассказов:
- рассказы детей по готовому образцу;
- рассказы по восприятию;
- рассказы по памяти;
- рассказы по воображению (творческие);
- сравнительно-описательные рассказы
-Обучение рассказу по картине.
-Обучение рассказу по серии картин.
-Разучивание стихотворений.
-Отгадывание загадок.
-Развитие речи в игре: дидактической, сюжетно-ролевой, драматизации
Слайд № 4 Обогащение словарного запаса (активного, пассивного).
Игровое упражнение: ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
Упражнение: НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький
Упражнение: ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Упражнение: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.
Слайд №5 Обучение пересказу.
Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения
Пересказ – сравнительно лёгкая речевая деятельность. Ребёнок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца – воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Для обучения пересказу принято использовать лучшие образцы речи писателей-классиков и безупречные в языковом отношении тексты народных сказок. В процессе пересказа этих текстов ребёнок запомнит и буквально впитает в себя грамматические обороты речи, образцы её построения.
В д/с практикуется подробный или близкий к тексту пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов ( в д/и), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона), инсценированный пересказ.
В процессе работы над пересказом можно показать иллюстрации, то только после первого прочтения текста, чтобы не отвлекать его внимание от восприятия самого рассказа.
- Сначала нужно выразительно прочитать текст.
- Спросить понравился ли он детям.
- Задать вопросы по содержанию текста
Перед повторным чтением рассказа нужно предложить детям ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, чтобы потом самому пересказать. (Установка на последующий пересказ активизирует внимание ребёнка, что способствует лучшему запоминанию)
Слайд № 6 Работа над составлением описательных и повествовательных рассказов:
1. рассказы детей по готовому образцу;
2. рассказы по восприятию;
3. рассказы по памяти;
4. рассказы по воображению (творческие);
5. сравнительно-описательные рассказы
Составление рассказа о жизни диких животных Волк.
Волк дикое животное. Он живёт в лесу. Его жилище – логово. У волка есть тело, четыре лапы, хвост, голова, короткие уши, глаза, пасть и нос. Его тело покрыто шерстью серого цвета. Детёныши волка – волчата. Волк хищное животное, он охотится на других зверей. Его называют «санитаром леса», потому, что его добычей бывают больные и слабые животные.
Составление сравнительного рассказа ель и рябина
Ель хвойное дерево, а рябина – лиственное. У них есть корни, ствол, ветви и крона.
У рябины ствол тонкий, прямой, высокий, коричневого цвета, а у ели ствол короткий, тёмный. Ветви у рябины растут вверх, а у ели вниз. На ветвях рябины листья вытянутой овальной формы, летом они зелёные, а осенью желтеют и опадают. На ветвях ели растёт хвоя, зелёного цвета, вытянутой формы. Хвоя ели осенью не опадает, круглый год зелёная. Семена ели – шишки, а рябины – грозди красных ягод. Семена ели и рябины помогают выжить зимой птицам и зверям.
Слайд № 12 Разучивание стихотворения по схеме: «Лучше нет родного края»
Жура –жура –журавель, облетел он сто земель, облетал, обходил, крылья, ноги натрудил. Я спросила журавля: Где же лучшая земля? Отвечал он пролетая: Лучше нет родного края.
Слайд№ 13 Отгадывание загадок
Детям можно загадать загадки или предложить самостоятельно придумать загадку.
Упражнение: «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Слайд № 14 Игровое упражнение для детей 5-6 лет: «Расскажи сказку про двух братьев»
Цель: Практическое усвоение детьми образования имен существительных при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов.
Материал: картинки на магнитную доску: 2 гнома, 2 дома, 2 куста.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям сказку про двух братьев, которых звали «Ик» и «Ищ» и задает вопросы: Как звали младшего? Как звали старшего брата? Какой был «Ик»? Расскажите, каким он был, но так, чтобы в словах все время слышалось его имя. Затем воспитатель также попросит детей рассказать про другого брата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Применение речевых игр и упражнений для развития монологической речи» | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды связной речи детей: диалогическая (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) монологическая (речь одного лица, требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования)
Направления р аботы по развитию монологической речи: Обогащение словарного запаса (активного, пассивного). Формирование грамматических категорий. Обучение пересказу. Работа над составлением описательных и повествовательных рассказов. Обучение рассказу по картине. Обучение рассказу по серии картин. Разучивание стихотворений. Отгадывание загадок. Развитие речи в игре: дидактической, сюжетно-ролевой, драматизации
Обогащение словарного запаса (активного, пассивного ) необходимо вести словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно) необходимо формировать грамматический строй речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа и падежа) необходимо воспитывать звуковую культуру речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной)
Обучение пересказу Сначала нужно выразительно прочитать текст. Спросить понравился ли он детям. Задать вопросы по содержанию текста Повторное чтение рассказа
Работа над составлением описательных и повествовательных рассказов : рассказы детей по готовому образцу; рассказы по восприятию; рассказы по памяти; рассказы по воображению (творческие); сравнительно-описательные рассказы
Составление рассказа о жизни диких животных
Составление сравнительного рассказа « Е ль и рябина »
Составление рассказа по сюжетной картине
Обучение составлению рассказа по серии картин
Разучивание стихотворений
Отгадывание загадок
Игровое упражнение: « Придумай сказку»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...
Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста
....
Развитие монологической речи у детей с ОНР (III уровня речевого развития) с использованием наглядного моделирования
В метериале используется наглядное моделирование в коррекции ОНР детей....
Речевые игры и упражнения в развитии связной речи детей с ОНР
Речевые игры и упражнения в развитии связанной речи детей с ОНР (слайд 1) (2 слайд) Речь ребёнка не является врождённой функцией.Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.Чем бо...
Мастер – класс «Применение речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи»
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошколь...
«Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»
Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ ДС «Тополек» г. ЯсныйРечь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, ...
Картотека речевых игр для развития монологической речи
Речевые игры с детими старшего возраста...