Выпускная квалификационная работа " Использование речевых игр и упражнений в развитии связной речи у младших школьников с нарушением слуха
материал по логопедии
ВКР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_rechevyh_igr_i_uprazhneniy_sevil.pptx | 1.25 МБ |
vkr_tumat_s._s.pdf | 618.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования – развитие связной речи младших школьников с нарушениями слуха. Предмет исследования – использование речевых игр и упражнений в развитии связной речи у младших школьников с нарушением слуха. Цель исследования – подобрать эффективные речевые игры и упражнения для развития связной речи у младших школьников с нарушениями слуха.
Задачи исследования: Изучить психофизиологические особенности детей с нарушениями слуховой функции. Проанализировать особенности развития разговорной речи у детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении слуха. Рассмотреть особенности развития разговорной речи и других психических функций у детей с нарушением слуха. Изучить и подобрать методику исследования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Провести обследование связной речи на группе детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, проанализировать полученные результаты. Провести коррекционную работу по формированию связной речи у младших школьников с нарушением слуха при помощи речевых игр и упражнений Доказать эффективность коррекционной работы по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха методом речевых игр и упражнений.
Группы детей с нарушением слуха В коррекционной педагогике принято выделять три группы детей с нарушением слуховой функции: глухие, слабослышащие и позднооглохшие.
Психолого-педагогическая классификация, предложенная Р.М. Боскис Степень потери слуха; Время возникновения нарушения слуха; Уровень развития речи. В соответствии с данными критериями выделяют три группы: К первой группе относятся глухие дети, уже родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие его до речевого развития, возможно, на ранних этапах развития речи. Ко второй группе относятся позднооглохшие дети, у которых навык разговорной речи уже был сформирован. К третьей категории относятся дети с частичной потерей слуха или тугоухие.
Сенсорная база для восприятия речи у детей с нарушениями слуха достаточна сужена, благодаря чему формирование речи имеет свои специфические особенности. Уровень развития речи, в первую очередь, зависит от степени нарушения слуха, времени его наступления.
Тяжесть речевых нарушений напрямую зависит от степени нарушения слуха. Речь слабослышащих, как правило, насыщена неправильным согласованием слов, неверным употреблением падежных окончаний, пропуском или употреблением лишних предлогов. В большинстве случаев дети с нарушениями слуха имеют диагноз общее недоразвитие речи.
Принципы, на которых должна опираться работа по развитию речи детей с нарушениями слуха: Принцип системности и учета структуры речевого нарушения, который позволяет выявить уровень речевого недоразвития и диагностировать его, а также определить конкретные педагогические условия коррекции. Принцип комплексности, который подразумевает включение медико-педагогических мероприятий в коррекционную работу по развитию речи детей с нарушениями слуха. Принцип дифференцированного подхода, который подразумевает учет структуры слухового дефекта, уровня и особенностей речевого развития. Принцип деятельностного подхода: использование методов развития слухового восприятия собственной речи к вербальной и невербальной деятельности. Общедидактические принципы, которые подразумевают доступность, систематичность, последовательность, переход от простого к сложному, учет объема и разнообразия используемого материала, эмоциональный фон, соотнесение сложности вербального и аудитивного материала.
Состояние слуха детей экспериментальной группы Имя ребенка Возраст Заключение ПМПК 1. Аделина 7 лет Н-90.3; F 80.8; Глухота IV степени. Группа здоровья IV 2. Давид 7 лет Дефицитарное развитие (нарушение слуха). Двусторонняя нейросенсорная тугоухость III-IV степени 3. Тарина 6.5 лет Н-90.3; F 80.8; Глухота IV степени. Группа здоровья IV 4. Аюжана 7 лет Н-90.3; F 80.8; Тугоухость III степени. Группа здоровья IV 5. Ай-Херел 7 лет Н-90.3; F 80.8; двусторонняя нейросенсорная тугоухость III степени. Группа здоровья IV
Общее представление о речи
Уровень речевой активности (начальная диагностика)
Характеристики состояния связной речи экспериментальной группы. Входная диагностика .
Характеристики состояния связной речи экспериментальной группы. Итоговая диагностика .
Общее состояние речи после коррекционной работы.
Заключение Связная речь младших школьников с нарушениями слуха отличается короткими, невнятными фразами, без особой эмоциональной окраски и нуждается в комплексной коррекционной помощи. Опираясь на то, что в младшем школьном возрасте игровая деятельность только начинает меняться на учебную, целесообразно использовать в коррекционной работе игры и упражнения. Таким образом, проведя исследование, мы пришли к выводу о необходимости проведения тщательной диагностики до начала коррекционной работы, а в самой работе использовать игры и упражнения для развития связной речи , которые сделают работу по формированию связной речи наиболее эффективной.
МИНИСТЕРСВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ( ТувГУ ) Кызылский педагогический институт им. Народного писателя РТ А. А. Даржая Использование речевых игр и упражнений в развитии связной речи у младших ш кольников с нарушением слуха Выполнила: Тумат Севил Солун-ооловна Научный руководитель: Щербакова Ольга Николаевна, с т. преподаватель кафедры ТиМЯОиЛ Кызыл- 2023
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...
Речевые игры и упражнения в развитии связной речи детей с ОНР
Речевые игры и упражнения в развитии связанной речи детей с ОНР (слайд 1) (2 слайд) Речь ребёнка не является врождённой функцией.Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.Чем бо...
Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....
Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста....
Выпускная квалификационная работа. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. В России у 50% детей дошкольного и школьного возраста от...
Работа по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый, но быть им не может. Именно поэтому характерной чертой кризиса 3-х лет является ...