«Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Павлова Наталья Александровна

Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ ДС «Тополек» г. Ясный

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль  дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»

http://cs621319.vk.me/v621319194/1407f/Chat2KblqHA.jpg

                                                                                                                        Выполнила: Павлова Н.А.

Воспитатель

 первой квалификационной категории

МДОАУ ДС «Тополек»

г. Ясный, 2020

«Роль  дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»

Условия возникновения, становления опыта

Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ ДС «Тополек» г. Ясный

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним)  отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребёнка.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Актуальность и перспективность опыта.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. С 1 января  2014 года  в силу вступил Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. В нём говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста. Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют? когда впервые возникла игра? Как игра влияет на развитие ребенка? — стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии. 
Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Поставленная Л. С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, в исследованиях их сотрудников и учеников. Подробное и исчерпывающее изложение истории создания отечественной теории игры, ее основных понятий и экспериментальных исследований содержится в фундаментальной монографии Д. Б. Эльконина. 
Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий». 
Одним из важнейших положений отечественно теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Перспективность опыта заключается в том, что формированию у ребенка грамматического строя речи способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Следовательно, игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в использовании интегрированного подхода и использования современных образовательных технологий, тем самым реализовывая ФГОС.

       Цель: Формирование навыков  владения речью у детей старшего дошкольного возраста посредством диалогической и монологической речи в процессе игровой деятельности.

Гипотеза: если использовать дидактические игры и игровые упражнения в развитии речи у детей дошкольного возраста, то обучение будет продуктивно

 Задача: Проанализировать и охарактеризовать использование игровых приемов в развитии речи ;

Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой  отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Ведущая педагогическая идея.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.  Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школе и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришёл к следующему выводу : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». (1)  Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка,, а перестраивает всю его психику, всю его деятельность. Основной целью работы по развитию речи и  обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста- формирование не только правильной, но и хорошей устной речи с учётом возрастных  особенностей и возможностей. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Игровые мероприятия позволяют:

 Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

     

Современная программа по развитию речи направлена на развитие и формирование  навыков связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие  звуковой  и интонационной культуру речи, фонематического  слуха; речевого творчества; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, воспитание интереса к книжной культуре и детской литературе

На занятиях по Развитию речи воспитатели используют различные методы:  (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

Требования:

-  достаточное количество предметов, используемых на занятии;

- разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);

- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

-динамичность  (ребята  действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

-       художественное оформление.

Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала. Для умственного развития дошкольников большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений.

Трудоёмкость. Технология опыта 

На 6 – 7 году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Речь становится средством общения и культуры, нормой является правильное произношение звуков. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Обогащенный опыт общения со взрослыми и сверстниками позволяет ребенку более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки, появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Происходит стремительное развитие внеситуативно-личностной формы общения ребенка, обусловленной его опытом в игровой деятельности.

В своей речи старший дошкольник использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. точно используют слова, объясняют малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать, активно используя различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. Дошкольники знакомы с правилами ведения диалога  (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить реплику в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.). Старший дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ожидаемые результаты

               У ребенка развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь; обогащён  активный словарь, развитие речевого творчества;

 У ребёнка развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух.

 Ребёнок понимает на слух текстов различные жанры детской литературы.

         У ребёнка сформирована звуковая аналитико-синтетической активность.

Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать  событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведённые под руководством Ф.А. Сохина  позволили определить задачи речевого развития детей.

Остановимся на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с конкретным высказыванием, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Её  задачи и содержание определяется  с учётом познавательных возможностей детей и предполагает освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слов, его ассоциативные связи с другими словами, особенности употребления в речи.

2. Воспитание звуковой культуры речи.

Задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному произношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами  звуковой  выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку чёткой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учётом задач и условий общения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение чётким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

3. Формирование грамматического строя речи.

Данная задача предполагает формирование морфологической стороны  речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя  представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. Дети усваивают грамматический строй практически, путём подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для усвоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание  на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4. Развитие связной речи.

Включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ей спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.

В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются  на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

5. Формирование элементарного осознание языка и речи.

Данная задача обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.  В подготовительной группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов. Детей также уча  производить слоговой анализ слов, анализ словесного состава предложений. Всё это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф.А. Сохин отмечал,  что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи начинается задолго до подготовительной группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с  заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слов с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений.

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создаёт условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

           Значение дидактических игр в речевом развитии дошкольника.

Дидактическая игра  представляет  собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Остановимся подробнее на  основных видах дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражен цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены  на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх  требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно  решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах,  но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Главное место в дидактических играх по развитию речи надо отводить работе  со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии в дальнейшем создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Дидактические игры по развитию  речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Основным стимулом познавательной деятельности в дидактической игре становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим, воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра».

Реализация опыта:

 В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом.  Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то  игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.

Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу  такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу,  выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Мне важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.  

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи,  синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для  этого я использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся  употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.  

Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать,  самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.  

Развитие речи детей дошкольного возраста с 2009 – 2014 учебные годы.

Освоение программы по Развитию речи (% выполнение программы)

Вывод:

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, врезультате использования дидактических игр дошкольники  овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил, высоким становится уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дети без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами. В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений. Заметно возрастает словарный запас. Дети овладевают правильным произношением звуков, умеют проводить звуковой анализ слова, находить ударные и безударные звуки. Обладают развитой монологической и диалогической речью. Дидактические игры – оптимальный приём для работы с детьми.

Исследование позволило выявить особенности дидактической игры как приёма обучения, её влияние на развитие всех компонентов речи дошкольников. Практическая значимость исследования заключалась в разработке научно – обоснованных рекомендаций по использованию дидактических игр в речевом развитии дошкольников, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.

По итогам работы можно сделать вывод: использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие  детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога, в тесной взаимосвязи с родителями. 

Список литературы:

1. Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. –М.: 2000. -263с.

1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М.М. Алексеева, В. И. Яшина: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007,-400с.

 4.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов  по спец. «Дошкольная педагогика и психология». / А. М. Бородич.  - М,: Просвещение, 2011.-255с.

3. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию// Хрестоматия по теории  и методике развития речи детей дошкольного возраста : В. В. Бородич. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2010, 175 с.

4. Ушакова О. С. Развитие речи детей/Е. И. Тихеева.- М.: Изд. Института психотерапии, 2011.- 237с.

5. Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Издательский центр «Академия», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

«Карты Проппа, как инновационная техника развития монологической и диалогической речи у дошкольников»

          Одной из ведущих задач, которую  решает наше дошкольное  образовательное учреждение, является развитие речи детей. Чем богаче и правильнее у ребенка...

Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Не секрет, что в век компьютерных технологий между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится ...

Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников

Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...

Формирование развитие монологической и диалогической речи дошкольников.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей....

Формирование развитие монологической и диалогической речи дошкольников.

Речевое развитие детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей....