Методическая разработка Конспект логопедического занятия "Весенняя прогулка в лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рыбакина Евгения Вячеславовна

ОД с применением игровых технологий речевого и познавательного развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_vesennyaya_progulka_v_les.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №21 «СОЛНЫШКО» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ИШИМБАЯ М Р  ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

« Весенняя прогулка в лес» 

старшая коррекционная группа № 4

                                                                                           Составила:

 учитель-логопед

                                                                                                Рыбакина Е.В.

                                                                                             

Г. Ишимбай

Вид занятия: подгрупповое

Приоритетная ОО: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:  формирование целостного представления дошкольников о птицах.

Интегрированные  задачи:

Коррекционно – образовательные: 

  • вызвать интерес к окружающему миру;
  • уточнить и обобщить представления детей о птицах.

Коррекционно – развивающие:

  • создать    позитивную  эмоциональную установку на доверительное общение;
  • развивать общие речевые навыки (артикуляцию, дыхание, голос);  
  • развивать  слуховое внимание, память, логическое мышление (ВПФ);
  • обогатить словарный запас по теме (закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах, упражнять в узнавании птиц по их описанию и манерам поведения  посредством  разгадывания загадок);
  • формировать навыки словообразования и словоизменения (употребление родительного падежа имен существительных; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами; развитие глагольного словаря, согласование  существительных с числительными);
  • развивать речедвигательную координацию, мелкую моторику;
  • развивать  выразительность речи детей, творческие способности;
  • упражнять в сопряженной, четкой плавной речи, а также отраженной и произвольной речи;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Коррекционно - воспитательная:

  • воспитывать  интерес к обитателям природы.
  • формировать  навыки  взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Методы и приемы: словесный,  практический, игровой, наглядно-демонстрационный.

Речевой материал:

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
ГЛАГОЛЫ: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, каркает, кукует, чирикает, тинькает, ухает.  
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, дальние, красивое, длинноногий, проворный, голосистый, большеголовый, длинноногий, короткохвостый, краснокрылый, желтогрудый, остроклювый. 

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций и видеофрагментов о зимующих и перелетных птицах. Чтение  художественной литературы. Дидактические и подвижные игры по данной теме.

Оборудование: карточки предметных картинок с изображением зимующих и перелетных птиц, мольберт с игровым картинным материалом «Звуки леса -дятел», «Птичье гнездо», игровые пособия «Ножки-ладошки» и «Хитрые словечки», кастрюля, ложка (из набора детской посуды), карточки схемы гласных звуков, аудиозапись  «Воробышек», «Звуки голосов птиц» .

Формы работы: организационный момент,  игра на развитие дыхания и голоса «Варим кашу»,  разгадывание загадок, подвижная игра «Зимующие-перелетные», слушание «голосов птиц» - игра «угадай по голосу»,  напольная нейроигра «Ножки - ладошки», «Угости воробышка», д/п «Хитрые словечки», рефлексия. 

Ход деятельности

Ребята, сегодня, когда я к вам шла, я с собою солнышко позвала, ведь весна уже пришла, хочется солнечного тепла. Вот оно солнышко (демонстрация  картинки) Вы его передавайте, без чего не бывает весны, порассуждайте.

Игра «Без чего не бывает весны….»Дети передают солнышко и говорят:

-Весны не бывает без…….(без яркого солнышка, без подснежников, без луж, без проталин, без капели, без насекомых, без травы и листьев, без перелетных птиц и т.д.)

Логопед: Конечно, ребята, вы правы, молодцы!!!

Сегодня солнышко приглашает нас на прогулку в весенний лес. Согласны отправиться? ДА (ответы детей)

Л: Прежде чем в путь пуститься, надо дети подкрепиться. Что ж, присесть теперь нам нужно, сварим кашу вместе дружно. Ну а каша не простая, наша каша звуковая.

Мне варить вы помогайте, песню дружно подпевайте.

Игра «Варим кашу»

-Варим нашу вкусную кашу, добавляем сладкий звук (каждый раз добавляется новый звук - А, О, У, И, Ы,Э с использованием схем). Поём звуки на долгом выдохе.

Губы облизнули, весело улыбнулись.

В конце игры дети имитируют как они едят кашу (АМ…), облизывают губы, улыбаются - элементы артикуляционной гимнастики.

Быстро встанем и пойдем, в лес весенний попадем, 1.2.3-мы в лесу, скорей смотри….Тут, ребята, птичьи кладки, в яйцах спрятаны загадки. Слушайте внимательно, до конца, не перебивайте, а кто догадался, руку поднимайте.

Загадки про птиц

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица…. (Грач)

Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины  (Ласточка)

На пруду стоит двунога, и лягушек ловит много. Страшно с ней шутить, не так ли?

Острый клюв у белой…..(Цапли)

Я без дома жить могу, для детей гнезда не вью. Не кормлю свою семью. Всего две буквы знает, в лесу их повторяет.    (Кукушка)

Он в шапке красной и пальто, нос похож на долото. Столяру древесный ствол, каждый день и дом и стол. (Дятел)

Угадайте, что за птица скачет по дорожке, словно кошки инее боится собирает крошки. А потом на ветку прыг и чирикает «Чирик чирик»

(Воробей)

Длиннохвостая она, со спины черным –черна, брюшко белое да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит вмиг, подымает стрекот – крик .(Сорока)

Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Дети разгадывают загадки, проверяя, правильно ли они угадали, подходят к мольберту и приподнимают каточку «Яйцо», находят под ним картинку с отгадкой. Берут карточку себе и становятся на место.

Л: Молодцы, все загадки разгадали, а теперь мы поиграем.

Игра: «Перелетные и зимующие».

У детей в руках карточки с изображением перелетных и зимующих птиц. По сигналу ведущего (логопеда) дети должны изобразить полет птиц (взмахи руками), то перелетных, то зимующих. В конце игры дети подбирают карточки к картинкам (перелетные и зимующие), раскладывают их на столе.

Слышится фонограмма «Звук стука дятла»

Л: Что- то слышу я друзья, дальше двигаться пора. Откуда же звук идет, найдите, к тому месту скорей подойдите.

Дети находят глазами изображение дятла на дереве, подходят к мольберту.

Л: Кто это?

Д: Дятел.

Л: Что он делает?

Д: Стучит по дереву

Л: Для чего он это делает?

Д: Он деревья лечит от вредных личинок.

Л: Правильно ребята.

Дятел долбит не от скуки, издает в лесу он звуки, птичьи голоса все знает, вам заданье загадает. На палас скорей садитесь, звуками леса насладитесь. Какая птица издала звук угадайте, поскорее ответ мен дайте.

Игра «Кто как голос подает?» (Пополнение глагольного словаря по теме «Птицы»)

Дети садятся на палас, закрывают глаза, слушают звуки птиц (кукушка, ворона, синица, сова, воробей). Отгадывают кто какой голос подавал и отвечают:

Ворона кричала: кар, кар –она каркала, сова кричала – ух, ух – она ухала, кукушка кричала: ку-ку – она куковала, синица кричала: тиньк- тиньк – она тинькала, воробей кричал: чик-чирик- он чирикал.  

Л: Молодцы, все звуки разгадали и все правильно сказали.

Засиделись мы друзья, дальше двигаться пора.

Вот уж шустрый воробей прилетел встречать гостей. Ему на месте не сидится, приглашает порезвиться. По дорожке вы пройдите, червячков скорей найдите, воробья ими угостите.

Игра «Ножки - ладошки» (направлена на развитие  координации движений и межполушарного взаимодействия )

Дети под веселую музыку продвигаются по дорожке, в конце пути находят червячка (синельная проволока) для воробья.

Игра «Птичий счет»

Угощают воробья считая червяков, правильно соотнося числительные с существительным.

Один червяк, 2 червяка,……5 червяков, …..8 червяков.

А теперь игра такая: «Слово ласково называем»

Глаза – глазки, клюв-клювик, ноги – ножки, крыло – крылышко, грудь – грудка, спина – спинка, шея – шейка, тело – тельце, хвост – хвостик.

Л: Что то вижу неподалеку, отправляемся в дорогу. Мудрый филин нас встречает,  хитрые слова отгадать предлагает.

Игра: «Хитрые слова»

 Дидактическое пособие представляет собой  2 крутящихся круга, на которых изображены карточки  (на одном поле  - схематичное изображение частей тела птиц, на другом логически подобранные карточки , обозначающие тот или иной признак  (большой, длинный, острый, короткий, красный, желтый). Детям предлагается соотнести карточки на обоих полях игрового пособия и составить связное описательное высказывание. Например: «У птицы большая голова, значит она большеголовая» и т.д.

.

Все задания разгадали и немножечко устали. В группу весело шагаем, мы прогулку завершаем

Рефлексия.

- Вам понравилась наша прогулка?

- Куда мы сегодня путешествовали, и кого повстречали на пути?

- Какие игры с птицами  вам понравились и  запомнились?

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям современн...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...

Методическая разработка-конспект логопедического занятия с детьми раннего дошкольного возраста

Данная методическая разработка отражает последовательность занятия с детьми раннего дошкольного возраста по развитию речи...

Методическая разработка:Конспект логопедического занятия по теме "Наш город Санкт-Петербург"

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Наш город Санкт-Петербург"...

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Сюрпризы осени» с использованием технологии интонационно-индивидуального произнесения текста в сопровождении его шуршанием и графического моделирования

Данный конспект содержит материал для закрепления знаний по лексической теме «Осень».Коррекционно-образовательные задачи:Закрепить знания и представления детей об осени;Закрепить умение со...

Методическая разработка: КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: расширение знаний воспитанников по лексической теме, корре...