Конспект НОД "Лексические игры и упражнения"
план-конспект занятия по развитию речи

Кутузова Светлана Васильевна

Конспект НОД  по развитию речи "Лексические игры и упражнения"  для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

«Лексические игры и упражнения»

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

1.Развивать связную речь.

2.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

3. Развивать двигательную и познавательную активность

4.Формировать умения обобщать, классифицировать

5.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Ход занятия:

1.Организационный момент

    Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

    Сегодня мы будем заниматься развитием речи! Мы поиграем в игры. Благодаря этим играм мы будем продолжать учиться грамотно говорить и узнаем много новых слов. Сегодня у нас будет необычное занятие.

Нас в гости пригласили смешарики, но не просто так, они просят нас помочь выполнить задания .В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и она вручит вам ордена Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся?

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1 Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2 Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

II. Основная часть занятия

-Кто же нам первый встретится?

Вот мы видим чей-то домик,

Он стоит на берегу,

И частенько ходит кролик,

В гости к другу своему.

Друг его, он очень умный,

Носит круглые очки,

Собирает раритеты,

Кто же это сообщи?

Ребята, а вот и домик Ежика.

Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика

«Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга

основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от

себя, попеременно меняя их.)

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не

отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

- Замок, мы открыли, молодцы.

Ежик просит вас помочь ему разобраться со словами.

 Игра «Каким звуком отличаются слова».

    Произнесите два слова «день и лень». Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти.

Слова состоят из букв , а слышим мы звуки .

Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак,

коза-коса, каска-маска. ( посчитаем сколько слогов в этих словах)

Молодцы! Вы справились с этим заданием.

Ёжик предлагает поиграть в еще одну игру «Назови ласково»

Воспитатель, бросает мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка,слон,жираф,тюлень,верблюд,

    Молодцы! Ёжику мы помогли. Оправляемся дальше?

Вот мы видим дом красивый,

А вокруг растут цветы,

А хозяйка то ну просто

Королева красоты.

Ну конечно это Нюша!

    Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.

Игра «Многозначные слова».

    Как вы думаете, что такое КОСА. Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент. Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много. Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ. Как называется слово у которого несколько значений?

Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК. Попробуйте объяснить значения слова КРАН. Как называются слова у которых несколько значений?

Молодцы! С заданием Нюши справились. Отправляемся в гости к следующему герою.

Этот домик разноцветный,

Как хозяин длинноух!

Этот милый кролик Крош!

- Крош предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка «Смешарики».

Мы шагаем, как Совунья

Приседаем мы как Пин.

Делаем наклон как Ёжик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Пудрим носики как Нюша.

Мы с Лосяшем, вдаль глядим.

Роем грядки как Копатыч.

Машем крыльями как Карыч.

Вместе с Барашем сесть хотим.

    Немного отдохнули, надо дальше идти, мы должны выполнить все задания, чтобы получить ордена от Совуньи.

Чей же следующий домик?

Перед нами дом зелёный

Он такой из-за травы,

Проживает там учёный,

Он ценитель красоты!

В этом доме много книжек,

И планеты сей муляж,

Называет его глобус.

Кто же это?

Ну конечно же – Лосяш!

Игра «слова с противоположным значением».

    Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.

большой – маленький
высокий - низкий
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
веселый – грустный

темный - светлый
черный - белый
внизу – вверху
новый - старый
мокрый - сухой
прямой - кривой
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
-Какие вы у меня молодцы! Все правильно назвали.

Лосяш предлагает поиграть еще в одну игру.

 Игра «Один – много» (с мячом)

Снеговик – снеговиков.

Шапка- шапок.

Шуба- шуб.

Льдинка – льдинок.

Сугроб-сугробов.

Сапог-сапогов.

Стул-стульев.

Карандаш-карандашей.

Игра «Назови одним словом»

 -груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

- клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Молодцы!

Слушаем загадку о следующем герое.

А вы знали, на деревьях

Тоже можно строить дом?

В этом доме есть варенье,

Чай лечебный в доме том.

Очень мудрая хозяйка,

Энергична хохотунья,

Если кто-то заболеет,

То идёт всегда к Совунье!

Совунья предлагает вам поиграть с ней в игру.

Игра «Назови признаки»

Нужно придумать слова, которые будут называть разные признаки предметов:

Матрешка из дерева-деревянная матрешка.

Сумка из кожи…

Если ручка сделана из пластмассы…

Дом из кирпича…

Блюдце из фарфора…

Лист березы…

Хвост лисы…

Уши зайца…

Стакан из стекла…

Игра «Хлопушки»

Совунья предлагает определить количество слогов в слове (методом прохлопывания)

Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос, а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.

III. Заключительная часть занятия.

    Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили. Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями!  Совунья всем вам вручает медали за хорошую работу. Я поздравляю вас с получением наград.

Давайте вспомним о чем мы говорили сегодня?

Скажите трудные были задания?

А какое задание вам больше всего понравилось?

Спасибо вам за занятие!

Подготовила и провела :

воспитатель Кутузова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Лексические игры и упражнения.Игры со снеговиком"

Лексические игры и упражнения обогащают и  активизируют речь детей,развивают слуховое внимание,фонематический слух....

Конспект «Лексические игры и упражнения». Подготовительная группа

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.Задачи:1. Развивать умение подбирать антонимы;2. Развивать связную речь.3. Развивать двигательную и познават...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...