Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
план-конспект занятия по теме
Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка
Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностью
Подготовила: Воспитатель Детского дома - интерната №24
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка
Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций
у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
Подготовила: воспитатель
Могильченко Оксана Анатольевна
Детский дом – интернат №24 г.Москвы
Цели занятия:
Образовательная: ознакомление воспитанников с основными свойствами и приёмами работы с пластилином; формирование основных знаний по и приёмам ручной работы с пластилином (Приёмы подготовки пластилиновой массы к работе, приёмы лепке).
Развивающая: развития художественно – эстетических способностей у детей, воспитание слухового, зрительного восприятия, развитие оптико- пространственных представлений, памяти, внимания, развитие общей и мелкой моторики.
Коррекционная: коррекция мелкой моторики, трудовых умений, пространственной ориентировки, внимания , памяти, связанной речи, терпения в работе. Формировать интерес к работе с пластилином.
Воспитательная: воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.
Тип занятия: комбинированный
Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: альбомные листы разного формата в зависимости от количества изображений на одном листе ; пластилин разного цвета, подкладные доски, влажные салфетки. Иллюстрация к русской народной сказке «Маша и медведь», кукла Маша и мягкая игрушка – медведь, игра – мозаика.
Словарная работа: осень, дождь, пасмурно, осенние листья, сентябрь, октябрь, ноябрь, жёлтые, красные, оранжевые, разноцветные, деревья, листья , веточка.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Маша и медведь», рассмотрение иллюстраций, изучение частей композиции, беседа по сказке «Маша и медведь.
Приёмы лепки. Отщипывание, скатывание, надавливание.
План занятия
- Организационный момент. Календарь.
- Сообщение темы занятия.
- Развитие зрительного внимания.
- Песенка – потешка.
- Развитие оптико – пространственных представлений «Упражнение выбери дорожку»
- Развитие выразительности движений. Упражнение «Волшебные деревья».
- Рассмотрение образца. Определение последовательности работы.
- Русская народная сказка «Маша и медведь» . Лепка «Коллективная работа».
- Работы детей. Индивидуальная работа педагога с детьми.
- Оценка качества изделия.
- Итог занятия.
Ход занятия
- Организационный момент. Календарь.
Беседа по теме:
- Доброе утро, ребята! Давайте скажем вместе: «Доброе утро». Сегодня15 октября.
- Какой сегодня день недели? (День недели среда)
- Назовите время суток. (Время суток утро)
Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (Осень). Сегодня мы поговорим об осени.
- После, какого времени года наступает осень?
- Назовите осенние месяцы?
- Какая сейчас осень ранняя или поздняя?
- Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?
- Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
- Какая погода бывает осенью, если идёт дождь – дождливая, дует ветер – ветреная , на улице холодно – холодная, пасмурно – пасмурная, сыро, солнечно, ясно?
Мы с вами вспомнили признаки осени, назвали осенние месяцы, показали по картине изменения в природе осенью. Молодцы!
2. Сообщение темы .
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто он, мы узнаем, когда отгадаем загадку.
По завалам и оврагам
Ходит он хозяйским шагом,
Любит он пчелиный мёд
И малину с веток рвёт (Медведь)
- Правильно ребята, это медведь. (Показывает игрушку).
- Давайте мы с ним поздороваемся.
Каждый ребёнок здоровается с медвежонком и называет своё имя. (Давай дружить!)
- Все ребята познакомились с мишкой. А теперь мишка хочет с нами поиграть. Он с собой принёс солнечные лучики, давайте потрогаем их, и познакомимся с ними.
- Все ребята познакомились с лучиком.
- А теперь начнём играть.
- Закройте глазки, внимательно слушайте и повторяйте за мной. Когда лучик коснулся глаз – откройте глазки. Коснулся лба – поднимите и медленно опустите брови. Коснулся щёк - надуйте щёки, сделайте щёки – толстушки. А теперь сдуйте их, чтобы они стали худышками. Солнечный лучик коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи; коснулся пальцев рук – сожмите и разожмите кулачки (фонарики). А теперь пусть ваши пальчики поздороваются друг с другом. (Дети поочерёдно соединяют кончики пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.
- Молодцы ребята, медвежонку понравилось, как вы играли!
- Ребята, сегодня нас ждёт интересное путешествие в сказку. Хотите узнать в какую? Тогда посмотрите сюда.
3. Развития зрительного внимания. Игра «Маша и медведь»
- Педагог показывает детям иллюстрации к сказке «Маша и медведь»
- Что вы видите на картинке? (Девочку Машу, которая вместе с подружками идёт по тропинке к лесу. Она машет рукой бабушке.)
- А на этой? (Предъявляет детям другую картинку.) (Машенька заблудилась в лесу и кричит: «Ау!»
- Что нарисовано с права? (Ель, гриб, земляничка, белка…)
- Какие предметы нарисованы внизу?(грибы, ягоды, заяц)
- Перечислите то, что девочка увидела в лесу. (Деревья, грибы, белка, ягоды, кусты, цветы, трава.)
- Ребята, посмотрите, у меня ещё много картинок. Давайте поможем мишке составить рассказ. (Педагог предлагает детям разложить картинки последовательно, чтобы получился рассказ.)
Мишка (педагог) выбирает одного из ребят, который раскладывает картинки по порядку, а другому предлагает составить по картинкам рассказ. Ему могут помогать другие ребята.
- Молодцы ребята, что помогли медвежонку вернуть сказку. А вы догадались, как она называется?(«Маша и медведь».)
- Ребята. Мы знаем интересную песенку – потешку и сейчас тебе её споём.
4. Песенка – потешка.
Дети встают в круг, вместе с педагогом произносят текст и выполняют соответствующие движения.
Раз – подняться. Потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – опять на стульчик сесть.
Дети рассаживаются на стульчики.
- Ребята, вспомните, что случилось с медведем в конце сказки. (Он испугался собак и убежал в лес.)
- Правильно, ребята! Давайте мы с вами поможем медведю, найти дорогу домой в лес.
5. Развитие оптико- пространственных представлений. Упражнение «Выбери дорожку»
Педагог раздаёт каждому ребёнку картинки с упражнением «выбери дорожку».
Инструкция: Найдите дорожку, которая ведёт к дому медведя. Возьмите карандаш и проведите по ней линии – укажите медведю путь.
Дети выполняют задание.
Педагог собирает работы детей.
- Спасибо, ребята, теперь медведь точно найдет дорогу.
- Какие вы молодцы! Как помогли вы нашему другу. Но это ещё не всё!
- Какие деревья растут в лесу?
- Сейчас мы с вами превратимся в деревья, которые живут в волшебном лесу. И тогда медведь с помощью, волшебных деревьев, домой доберётся ещё быстрей.
6. Развитие выразительности движений. Упражнение «Волшебные деревья».
Дети садятся рядом друг с другом, и педагог накрывает всех «волшебным платком»
Раз, два, три!
Моих деток в волшебные деревья преврати,
Вырастут большими, руки шире – шире,
А теперь поднимаем руки вверх,
И увидим всех – всех – всех.
Дети выполняют соответствующие движения.
Педагог, подходя к каждому ребёнку, дотрагивается до него и говорит названия дерева, в которое его превращает.
Дети расходятся по группе, и каждый изображает то дерево, в которое он превратился, а педагог ему помогает.
Подходя к каждому ребёнку. Педагог спрашивает, какое дерево тот изображает. Дети изображают своё дерево.
- Молодцы ребята! Кем мы сегодня были? (Волшебными деревьями – берёзой, клёном, осиной, рябиной, ёлкой.
Вы помогли медвежонку быстро добраться до своего дома, он говорит вам большое спасибо!
Показ слайда с записью от медведя, с пожеланиями ребятам.
7.Рассмотрение образца. Определение последовательности работы.
- Ребята, вам понравилась сказка про Машу и медведя?(Да).Ну и это ещё не всё,
посмотрите на меня все внимательно, что я держу в руке?.(Мозайку)
- Правильно, это игра- мозаика!
- Ребята , а как вы играете в эту игру?(Собираем разноцветную картинку)
-Правильно ребята! Посмотрите, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных деталей.
8.Русская народная сказка «Маша и медведь» . Лепка «Коллективная работа».
- Сегодня, мы с вами тоже, будем собирать мозайку, только не из деталей, а из пластилина.
Наша работа, будет очень не обычной, и трудоёмкой. Мы будем лепить сюжет из сказки «Маша и медведь». Педагог показывает образец сделанной заранее картины из сказки.
- Ребята, у каждого на столе лежит листок бумаги с изображением елки , дерева и пенька.
- А также пластилин коричневого, зелёного, оранжевого, красного, белого и жёлтого цвета.
Как вы думаете, какое время года можно украсить такими яркими цветами. (Правильно, осень). Кто мне скажет, что мы будем украшать, зелёным цветом (елку и листья деревьев). А для чего нам нужны такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый? ( Мы из этого пластилина, будем лепить разноцветные осенние листочки).
- А для чего же нам нужен, коричневый пластилин? ( Мы из него будем лепить, ствол деревьев).
- Правильно ребята, вы молодцы!
- А сейчас мы с вами начнём работу.
Педагог, предлагает детям выбрать по одному куску пластилина любого цвета.
– Ребята, прежде чем мы начнем, лепить из пластилина, его нужно размять, для того, чтобы он стал мягкий и послушный.
– Сначала мы выбираем картинку, которую вы первую будете украшать пластилином.
- Потом, мы выбираем пластилин по цвету нашего рисунка. (Например; облако - белый пластилин, ствол дерева - коричневый пластилин, листья на деревьях разноцветный пластилин.
Затем показывает, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, и скатывать их в маленький кружочек.
- После того прикреплять их к основе рисунка. (Показ педагога).
- Ребята у вас рядом лежит специальная доска, чтобы вы складывали на неё сделанные вами катушки. Когда вы соберёте их много, можно выкладывать картинку. У каждого из вас получиться собственная картинка. В конце занятия, мы вырежем ваши картинки, сделанные из пластилина, и сделаем одну общую сюжетную, коллективную работу.
9.Работы детей. Индивидуальная работа педагога с детьми.
- Итак, комок пластилина разминаем, чтобы он был мягкий.
Дети выполняют работу вместе с воспитателем. У кого не получается педагог оказывает помощь ребёнку.
- Теперь отщипнём маленький кусочек пластилина, и скатываем из него маленький шарик. Складываем шарики на подкладные доски, и когда мы на катаем нужное нам количество шариков, мы приступим к работе с картинкой.
- Теперь мы имеем нужное количество скатанных шариков, и мы приступаем накладывать и надавливать их на картинку.
Педагог контролирует выполнения работы детьми, помогает к выполнению деталей.
- Мы с вами сначала размяли пластилин, потом отщипывали пластилин и скатывали их в маленькие кружочки. Далее готовые детали прикрепили на картинку. Молодцы ребята!
10.Оценка качества изделия.
Оценивается педагогом.
- Дети посмотрите, какие вы молодцы!
- Посмотрите, какие разные деревья получились у ребят.
Дети рассматривают. (Педагог помогает перечислить достоинства работы)
- У вас получились замечательные деревья, красивый медведь, нежная Машенька и прекрасный лесной домик. Сейчас я вам раздам ножницы, и мы с вами вырежем все наши сделанные картинки.
Педагог показывает, заранее изготовленный плакат с изображением неба и зелёной поляны.
- А сейчас мы с вами приклеим на плакат наши сделанные картинки и наполним лес сказочными героями из сказки «Маша и медведь». (Дети с педагогом приклеивают все изделия на общий плакат)
11.Итог занятия.
Проверка долговременной памяти.
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Что вы узнали об осени?
- Кто сегодня приходил к нам в гости на занятия? (Медведь)
- Во что вы сегодня играли?
- Каких персонажей из сказки мы сегодня с вами лепили?(Машу и медведя)
- Из чего мы лепили волшебные деревья?(Пластилин)
- Вспомните и назовите последовательность лепки? (Разминаем пластилин, отщипываем кусочек, скатываем в маленький кружочек).
- Молодцы ребята, вы сегодня очень постарались, и сделали замечательную картину по сказке.
- Теперь мы её вставим в рамку, и она у нас в группе будет висеть на самом видном месте.
На следующем занятие мы будем лепить ягоды и грибы. Подумайте, какие ягоды вы хотели бы слепить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью
В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....
Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...
Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации
Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...
Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений
Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Теремок".
Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Стакший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Те...
Буклет для родителей и педагогов: Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, старшего дошкольного возраста.
Интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:1. развитие внимания;2. дыхательные упражнения;3. общий двигательный репертуар;4. игры с мячо...