Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
консультация по психологии
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Воспитатели в детском саду отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это замечание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и Науки города Улан – Удэ
Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию города Улан –Удэ
МАОУ «Прогимназия № 108»
Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Тян Анна Валентиновна
Психолог ДОУ
г. Улан-Удэ
Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. «Для Вас, педагоги».
Пояснительная записка
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Воспитатели в детском саду отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это замечание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Агрессивные проявления в детско-подростковой среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и в обществе в целом.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто у дошкольников и младших школьников наблюдаются устойчивые формы агрессии: вербальная (словесное нападение как угрозы, оскорбления), экспрессивная (непроизвольная ярость-быстро прекращающая), физическая.
Проявление агрессивности часто наблюдается в детском коллективе среди дошкольников и младших школьников. Это объясняется тем, что дети еще не научились контролировать свое поведение, поступки.
Как закономерная форма поведения у определенной категории детей, агрессия не только сохраняется, но и развивается, формируясь в устойчивое качество личности. В этой связи снижается личностный потенциал, возможности полноценного общения, трансформируется развитие детей.
Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, школ затрудняются в выборе адекватных средств реагирования.
Для этой цели необходима профилактическая работа, которая должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, и не ограничиваться только снятием внешних проявлений нарушенного развития.
Профилактика агрессивности - это совокупность педагогических действий, направленных на обучение ребенка способам конструктивного взаимодействия, а не на подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы.
В дошкольном и младшем школьном возрасте детская агрессивность зачастую носит временный, ситуативный характер, и поддается коррекции при правильно организованной жизни в детском саду, в начальной школе, в семье. Агрессия, как черта личности не закрепляется, а постепенно сглаживается и исчезает. Такой результат происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога, родителей.
С целью развития коммуникативных навыков, снижения агрессивности, воспитания нравственных чувств, повышения уровня эмпатии, обучения способам конструктивного взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо использовать игры, упражнения направленные на коррекцию поведения.
Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.
Игра дает наилучшие результаты у детей 4 – 7 лет; в младшем дошкольном возрасте обычно применяются предметные и более подвижные игры, в более старшем возрасте игра становится все больше похожей на драматическую постановку.
Продолжительность игры не превышает 30 мин, однако следует ориентироваться также и на желание ребенка, прерывание игры раньше времени вызывает у него чувство незавершенности и всплеск агрессии. Частота игры зависит от состояния ребенка и коррекционных задач, занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю.
Цель создания сборника: отбор и систематизация игр направленных на коррекцию агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) подбор игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольников;
2) систематизация коррекционно-развивающих игр по разделам сборника;
3) оформление сборника игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольников.
Для Вас, педагоги предлагается ряд игр, упражнений по снятию агрессивности у детей.
В данном сборнике представлены игры для успешного обучения и воспитания ребенка, снижения агрессивности, снятия эмоционального напряжения, налаживания контакта между педагогами, родителями и детьми.
Игра «Снежный ком»
Вид игры: коммуникативная
Цель: развитие умения у детей самостоятельно установить контакт со сверстниками
Ход игры: первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу.
Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
Игра «Давайте поздороваемся»
Вид игры: коммуникативная
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: в начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
«Клеевой дождик»
Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками и умения выражать свой гнев в приемлемой форме через способность сплочения детского коллектива.
Дети встают друг за другом, держатся за плечи впереди стоящего человека. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
- подняться и сойти со стула
- проползти под столом
- обогнуть широкое озеро
- пробраться через дремучий лес
- прятаться от диких животных
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепиться от своего партнера (сплоченность)
«Листок гнева»
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения. (игра с правилами)
Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро
Содержание. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
Игра «Эмоции героев»
Вид игры: игра с правилами
Цель: развитие эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Оборудование: подобранная сказка, карточки с изображением эмоциональных состояний
Ход игры: взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.
В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
Игра «Воздушный шарик»
Вид игры: игра с правилами
Цель: развитие у детей умения успокаиваться во время агрессии и снимать напряжение в процессе игры
Ход игры: все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра «Я– лев»
Вид игры: ролевая
Цель: повышение у детей уверенности в себе, снятие чувства агрессивного поведения .
Ход игры: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».
Игра «Зеркало»
Вид игры: игра-драматизация
Цель игры: формирование у детей умения лидировать и следовать за лидером.
Оборудование: музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Марш», Т. Ломова «Поскоки».
Ход игры: дети садятся на стулья друг против друга. Звучат небольшие разнопланового характера отрывки музыки. Один ребенок осуществляет движение руками в такт музыки, при этом ладошки должны быть направлены вперед, по направлению к сидящему напротив ребенку. Второй ребенок — зеркало. В его задачу входит повторять движения первого ребенка как можно более точно. Пауза между музыкальными отрывками является сигналом к смене ролей детей. Как только музыка оборвалась, первый ребенок перестает лидировать и начинает играть роль зеркала, а второй — делать движения руками в такт музыки.
Музыка может меняться через неравные промежутки времени: одни отрывки могут быть длинными, другие короткими.
Игра «Колючий ежик»
Цель: снятие агрессии, мышечных зажимов.
Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает детям мысленно представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность. Для этого им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». А, когда опасность минует, «неприятели» разбегутся, ежики соберутся в круг (дети собираются в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться». Игру следует сопровождать добрыми детскими песенками о дружбе.
Игра повторяется 3 раза.
Упражнение «Дотянись до звезды»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Представьте себе, что вы находитесь на летней полянке. Над вами – темное ночное небо, усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Мысленным взглядом найдите на небе самую яркую звезду. О какой вашей мечте она напоминает? Постарайтесь представить себе, чего бы вы хотели…
Теперь откройте глаза, глубоко вдохните, затаите дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это не просто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки. Так, еще немного, вы уже почти достали ее. Есть! Здорово! Вы прикоснулись к звезде. Выдохните и расслабьтесь, ваше счастье в ваших руках! Положите свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйтесь, глядя на нее. Вы сделали что-то очень важное. Сейчас можно немного отдохнуть. Закройте глаза. Снова мысленно посмотрите на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие вам о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотритесь к выбранной звездочке. Откройте глаза, вдохните воздух и тянитесь к своей новой цели!».
(Данное упражнение можно проводить индивидуально и с группой).
Игра «Я злюсь, когда...»
Цель: обучение детей способам снятия агрессии.
Техника проведения: детям предлагается 3 раза закончить фразу: «Я злюсь, когда…». Затем, стоя в кругу каждому ребенку нужно взять в руки по одному листу цветной бумаги на выбор (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, черный) скомкать ее, проговаривая фразу: «Я злюсь, когда…» и бросить в центр круга.
Данный сборник коррекционно-развивающих игр был составлен мною - педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке. Может быть рекомендован родителям с целью совместного проведения коррекционных игр.
Есть советы, которые мы можем дать каждому ребенку для предотвращения агрессивных моментов:
- Помогай друзьям. И тебе всегда помогут в ответ.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, а порадуйся за них ,может быть, ты выиграешь в следующий раз и все порадуются за тебя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...
Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...
Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...
«Игры на коррекцию агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Работа с детьми, проявляющими агрессию...
Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
«Игры на коррекцию агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер....