«Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников»
консультация
Основные признаки, структура, задачи, этапы и правила развивающего диалога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_razvivayushchiy_dialog.docx | 23.1 КБ |
romanova_razvivayushchiy_dialog_2023g.pdf | 977.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение |
«Гимназия г. Троицка» |
«Развивающий диалог»
Первоначальная функция речи- коммуникативная. Речь, есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Л.С.Выготский
Наблюдая за детьми, я заметила, что дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».
Развивающий диалог – это инструмент здорового разрешения проблем и конфликтов. Основателем развивающего диалога был бразильский философ, учитель португальской грамматики Пауло Фрейер, который в 19 веке с помощью своего метода за несколько дней обучал письму неграмотных деревенских жителей.
Что такое развивающий диалог? Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.
Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»). Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
Основные признаки развивающего диалога:
- проблемная ситуация;
- дети активно включаются в диалог (задают вопросы, поддерживают беседы, детям интересно мнение других, проявляют свое отношение к сказанному, высказывают и аргументируют свое мнение);
- использование новых слов;
- появляются суждения (дети начинают рассуждать, мыслить).
Какие задачи стоят перед педагогом?
- развитие личности ребёнка;
- обеспечить развитие самого диалога
«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве»
Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова
Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.
Структура развивающего диалога:
- проблемная ситуация;
- высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;
- обсуждение проблемы;
- структурирование ответов детей;
- анализ высказываний;
- формирование гипотезы (возможное решение проблемы);
- проверка гипотезы и выводы.
Задачи развивающего диалога:
- Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
- Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
- Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
- Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
КАК СДЕЛАТЬ ДИАЛОГ РАЗВИВАЮЩИМ?
Педагог – модератор:
- Ставит проблему;
- С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
- Не прерывает и не торопит детей;
- Не даёт готовых ответов;
- Использует противоречия;
- Аргументирует свой ответ.
- Старается не упустить ни одного ребёнка;
- Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).
- Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.
Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:
- создание проблемных ситуаций;
- постановка проблемных вопросов;
- работа с правилами;
- круги доверия (работа в парах, мини группах).
Что должен учитывать воспитатель?
- интересы и потребности детей;
- опыт;
- возраст;
- индивидуальные особенности детей;
- текущие события в группе.
В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая симулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.
Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:
- Задаётся проблемный вопрос? (Как вы думаете? Как вы считаете?)
- Выдвигаются версии детей с обоснованием;
- Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
- Возвращаются к проблемному вопросу (ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.
В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.
Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы.
Существуют вопросы следующего характера:
- Субъективный (Что вы думаете об этом?)
- Уточняющий (Верно ли?)
- Почемучкин (Объясните, почему?)
- Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
- Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)
Примерные вопросы для обсуждения:
- можно ли всегда делать то, что хочется?
- можно ли перебегать дорогу на красный свет, если нет машин? а если взрослый перед тобой перебегает?
- у моей подружки живёт белая крыса дома.
- крыса – дикое или домашнее животное?
- почему люди ходят на работу?
- как нарисовать машину в движении?
- что одновременно движется и не движется?
- как найти на детской фотографии маму среди её подруг?
- зачем верблюду, который живёт в пустыне такая тёплая шерсть?
- взрослых нужно слушать всегда?
Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.
Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).
Созданное правило помещается на файерволл(стену) правил и вопросов.
Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция.
Правила ведения диалога:
- вопросы продумайте заранее;
- не давайте готовых ответов;
- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;
- поддерживайте детскую инициативу;
- резюмируйте, время от времени, то что было сказано, называя детей по именам;
- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;
- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;
- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).
Ну и как последний этап – круги доверия (утренний круг), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Правила для детей:
- говорить по очереди (передавать мячик, микрофон);
- слушать говорящего (а что сказал Вася);
- не повторяться, любые идеи важны;
- отвечать на поставленный вопрос;
- объяснять, почему ты так считаешь.
Образовательные результаты:
- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности;
- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;
- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила;
- ознакомление с окружающим миром, развитие речи;
- обеспечение эмоционального комфорта.
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА:
1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми).
2. Содержание диалога переходит на новый уровень:
- охвачено большинство детей;
- проявляют своё отношение к сказанному;
- высказывают своё мнение и аргументируют его.
3. Возникает диалог между детьми.
Примерные темы развивающего диалога:
- Естественно - научная (как изобразить движение).
- Социальное окружение (мы одинаковые или разные).
- Норматворчество (всегда нужно делиться своими игрушками).
- Совместное планирование (как мы поздравим наших мам на 8 Марта).
- Философское (что такое счастье, как рождаются мысли).
Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
Таким образом, благодаря развивающему диалогу на основе наблюдения у дошкольников сформированы следующие компетентности:
- Сформирован навык выдвижения новых идей и их аргументированию;
- Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми;
- Развито творческое мышление;
- Развита самостоятельность и саморегуляция;
- Сформировано умение задавать проблемные вопросы;
- Развита способность к рефлексии.
- Общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. И чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие его личности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...
Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»
В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребенка становится контекстной и произвольной....
"Диалог как средство развития речи детей"
консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Диалог, как средство развития речи"
Речевая активность детей зависит не только от возраста, но и от опыта диалогического общения со сверстниками. Хотите понять, как этот приобрести? Тогда предлагаю изучить предложенную консультацию!...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...
Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников
Развивающий диалог- обсуждение сдетьми проблемной(противоречивой,парадоксальной) ситуации, в результатекоторого появляются новые идеи иставятся новые задачи. Развивающийдиалог предусматривает не дават...