Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»
консультация по развитию речи

Белова Галина Васильевна

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

       Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

        В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Требования ФГОС ДО к  развивающей предметно-пространственной среде:

  1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. Доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация предметно-развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Принципы предметно-развивающей среды:

  1. Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;
  2. Принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями;
  3. Принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  4. Принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  5. принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. В группах компенсирующей направленности развивающая среда должна быть построена таким образом, чтобы максимально способствовать развитию речи детей, каждый ребенок должен иметь возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особое значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы. Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка. При этом особо следует подчеркнуть роль взрослого не только в фильтрации вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно, но и в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.

Проблему речевого развития, поможет разрешить грамотно организованная предметно-развивающая среда группы. Ведь обстановка группы, позволяет предусмотреть чередование непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.

Кроме того окружающая обстановка должна быть комфортной, эстетичной, подвижной, вызывать, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются центры организации определенного вида деятельности. Каждый центр группы может быть отделен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.

Наиболее важным для развития речи ребенка является «Центр речевого развития».

Центр речевого развития.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

РРС младшей группы:

  • грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
  • методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
  • методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы);
  • организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

РРС средней группы:

  • удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
  • выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса;
  • речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

РРС старшей и подготовительной групп:

  • знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения; поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
  • пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением;
  • создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

 При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

-Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

-Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

-Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

-Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

-Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

-Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

-Не следует перегружать уголок оборудованием.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы, ей можно придумать название. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.

Центральным атрибутом речевого уголка может быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости. Игрушка, которая будет учить детей правильно говорить, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка;

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения);

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

- знакомство с художественной литературой.

Оборудование и наполнение речевой зоны:

1. Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4.Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) ».

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики

Массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления узоров, счета, игр с буквами и др.); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Центр художественного слова (книжный уголок).

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, в также иллюстрированный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми  систематически организуются выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводятся литературные конкурсы и викторины. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

Музыкально-театральный центр.

В центре есть набор детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонетического, а это важно при подготовке к обучению грамоте.

Рядом располагаются сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют, учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию голоса. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Строительный центр.

Центр содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значение предлогов и употреблять их в речи.

Центр науки (исследовательский центр).

В данном центре размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Центр сенсорного развития.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое. Оборудование центра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

Центр искусств.

В нем дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В расположении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Уголок безопасности дорожного движения.

Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог. Расположенные в этом уголке дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Физкультурно-оздоровительный центр.

Способствует реализации потребности детей в двигательной активности.

Центр дидактических игр и занимательной математики.

Это должно быть удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска, фланелеграф. Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно - временными представлениями, связной речью.

     

Центр патриотического воспитания и краеведения.

Помогает воспитанникам осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. В нем собран разнообразный иллюстративный, дидактический материалом, посвященный истории и культуре страны и малой родины (города, области). Расположенные в этих уголках дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Центр гендерного воспитания.

Для игр по интересам и половым различиям создаются центры для мальчиков и девочек. Дети учатся правильно взаимодействовать, выстраивать фразы культурного общения. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Таким образом, грамотная организация предметно - развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

  • создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Ведь развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека - это речь. И решение этой задачи невозможно без создания современной предметно–развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"

Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...

Консультация для педагогов "Предметно - разивающая среда как средство развития устной речи дошкольников"

Предметно - развивающая среда как срежствво развития устной речи дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей группы компенсирующей направленности

Театрализованная деятельностькак средство развития речи детей группы компенсирующей направленности...

Техническое конструирование, как средство развития речи в группах компенсирующей направленности

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем...