"Диалог как средство развития речи детей"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Диалог как средство развития речи детей»
(консультация для родителей)
В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребёнка становится контекстной и произвольной. Диалогическое общение со взрослыми и сверстниками приобретает преимущественно речевой характер, хотя невербальные средства также используются, дети могут строить развёрнутый текст – описание, повествование, рассуждение. Совершенствуется грамматическое и фонетическое построение речи. Развивается элементарное осознание языковой действительности.
Речевая активность детей зависит не только от возраста, но и от опыта диалогического общения со сверстниками. При небогатом опыте у старших дошкольников может наблюдаться эго – речь (монолог, коллективный монолог).
Данные психологов (А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн) свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте общению со взрослыми дети предпочитают общение со сверстниками. При этом речь, обращённая к сверстнику, более контекстная (дети используют точные глаголы, наречия, грамматически правильно согласуют слова в предложениях).
Диалогическому общению со сверстниками детей надо учить (Н. М. Юреьева, В. И. Яшина, А. А. Павлова). Один из возможных путей такого обучения – организация парного взаимодействия детей в дидактических играх и на фронтальных занятиях.
Общепринятыми методами обучения диалогической речи считаются беседа и разговор воспитателя с детьми, а также разговор родителей с ребёнком. Разговор – непроизвольное, неподготовленное общение. Беседа – более организованный коллективный разговор на заданную тему. Беседа может быть вводной, предваряющей наблюдение, экскурсию, чтение; может разворачивать по ходу рассматривания картин, при пересказе. Особое место нужно отвести дружеским беседам, в которых дети не демонстрируют свои знания, а делятся жизненными впечатлениями, переживаниями. Тематика дружеских бесед разнообразна: воспоминания о летнем отдыхе, обсуждение прочитанного, рассуждения о дружбе, рассказы об интересных встречах в природе, забавах, и т. п. В дружеской беседе дети удовлетворяют потребность в общении, во внимании к себе окружающих, обмене чувствами, впечатлениями. В таких беседах разворачивается личностно значимое содержательное общение.
В ходе беседы необходимо вызвать у детей желание рассуждать, аргументировать свои высказывания. Например, почему цыплёнок, коза, собака – животные, что между ними общего.
Традиционным методом обучения диалогу являются мудрые народные игры. В них присутствует диалог партнёров как образец ведения разговора. Таковыми являются «Гуси-гуси», «краски», «Где мы были, мы не скажем», «Садовник».
Специальные приёмы в игре призваны воспитывать ориентировку на партнёра, его внешний вид, позу, голос («Угадай по голосу», «Что изменилось?», «Совушка», задают установку на ответ («Садовник» и др.)
Традиционные игры несут в себе заряд юмора, содержат перевёртыши, игру слов («Метла», «Да и нет не говорите»).
Широкие возможности для развития диалогического общения предоставляет изобразительная деятельность. Прежде всего это сфера самораскрытия, самореализации ребёнка, в процессе которой он использует не только карандаш и краски, но и слово, комментируя свои действия и настроение.
Обогащение опыта общения происходит также в процессе приобщения к художественной культуре, рассматривания картин, иллюстраций, художественных альбомов.
Эффективным методом развития диалогической речи, является словесная дидактическая игра с парным взаимодействием. Это такие игры как: «Нанижем бусы», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?».
В таких играх дети учатся обращаться друг к другу с просьбами, вопросами и отвечать на них, называя партнёра по имени в играх «Угадай предмет», «Угадай мою картинку», В этих играх водящий называет загаданный детьми предмет, картинку, задавая вопросы об их месте, материале, форме, цвете, свойствах.
Замечательным приёмом, обучающим детей умению задавать друг другу вопросы, является проговаривание скороговорок. Дети произносят скороговорку, выделяя голосом с вопросительной интонацией каждый раз новое слово. Например: «У реки росла рябина?» (У реки). «У реки росла рябина?» (Рябина).
Главная цель дидактических игр с парным взаимодействием – добиться, чтобы ребёнок начал аргументировать свои высказывания, рассуждать. Этому способствуют такие игры, как «Небылицы», «Бывает – не бывает», в которых в процессе отгадывания загадок, чтения перевёртышей детям задаются вопросы.
Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания построения общения речевого взаимодействия. Освоение способов построения общения включает не только ориентировку в языковых отношениях, структуре текста, но главное – налаживание «Диалогических отношений» с партнёром (М. М. Батхин). Общение формирует установку на ответ: ожидание ответа и активное ответное отношение.
Обучение диалогу осуществляется не только в форме дидактических игр с парным взаимодействием, но а также игр-драматизаций, традиционных народных игр. В процессе этих игр дети учатся ориентироваться на партнёра, слушать и слышать его, соблюдать очерёдность высказываний, аргументировано выражать согласие и несогласие с действиями партнёра, задавать вопросы, отвечать на них, высказывать просьбы, поручения, побуждения. Важной областью диалогического общения детей является сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте появляется игра-фантазирование (Н. А. Короткова, близкая по содержанию совместному рассказыванию. Общение взрослого с детьми имеет, кроме коммуникативного (предметно-содержательного, дидактический аспект (С. Н. Цейлин). От искусства взрослого быть интересным собеседником, партнёром по играм и занятиям, зависит содержательность, эмоциональность, контекстность общения детей со сверстниками.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей дет. сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Арушанова А. Г, Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога: Книга для воспитателей/ Под ред. Арушановой А. Г- М.:Мозаика-Синтез, 2004.
3. Короткова Н. А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. психологических наук. –М., 1982.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
5. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие. – М.: Владос, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»
В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребенка становится контекстной и произвольной....
Консультация для родителей: "Диалог, как средство развития речи"
Речевая активность детей зависит не только от возраста, но и от опыта диалогического общения со сверстниками. Хотите понять, как этот приобрести? Тогда предлагаю изучить предложенную консультацию!...
«Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников»
Основные признаки, структура, задачи, этапы и правила развивающего диалога...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников
Развивающий диалог- обсуждение сдетьми проблемной(противоречивой,парадоксальной) ситуации, в результатекоторого появляются новые идеи иставятся новые задачи. Развивающийдиалог предусматривает не дават...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...