Конспекты занятия по области «Речевое развитие» детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема 1 занятия: «В гости к ёжику Пыху».
Тема 2 занятия: «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял».
Тема 3 занятия: «Как Миша варежку потерял».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_odintsovoy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятия по области «Речевое развитие» детей старшей группы
по теме «Загадка» воспитателя МБДОУ «Детский сад № 102»
Одинцовой Нины Алексеевны.
Тема 1 занятия: «В гости к ёжику Пыху».
Тема 2 занятия: «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял».
Тема 3 занятия: «Как Миша варежку потерял».
- Интегрированное занятие «В гости к ёжику Пыху».
Цель: Активизация речи детей, развитие связной речи.
Задачи:
1. Образовательные: Формировать умение детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину. Продолжать закреплять умение детей описывать внешний вид и повадки животных, загадывая загадки. Уточнить представление детей о диких животных. Закреплять знания детей о ширине предметов. Упражнять детей в лепке, аппликации, рисовании.
2. Развивающая: Активизировать у детей воображение и речевое творчество при помощи элементов ТРИЗ.
3. Воспитывающая: Воспитывать у детей навыки культурного общения и гуманных чувств.
Материал: письмо; игрушка – ёжик; плоскостные деревья; дорожки разной ширины; подушки; сундучок, поднос, мячик, кубок; волшебная палочка, тарелка; акварельные краски, ½ альбомного листа бумаги, пластилин, цветная бумага; корзинка; угощение; грибы; осенние листья; белая ткань.
Предварительная работа: Беседа о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, обучение по ТРИЗ технологии, чтение произведения М. Пришвина «Ёж».
Индивидуальная работа:
- упражнять в полном ответе на вопросы (Стас и Катя С.);
- дифференцирование сложности вопросов;
- сменить посадку при выполнении упражнений на стуле - Х-образная форма ног.
Ход занятия:
Дети входят в зал под спокойную музыку, здороваются.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какое-то письмо, наверное, для нас. Тихонько сядем и откроем конверт.
Читает письмо:
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. У нас случилось несчастье: потерялся наш любимый друг. Пожалуйста, помогите нам его найти».
Воспитатель: Ребята, а какие лесные жители могли написать нам это письмо? каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).
- Как вы думаете, кто же из них мог потеряться? Думаю, что нам не трудно будет догадаться, в конверте лежат модели.
Воспитатель размещает на мольберте модели.
Работа с моделями «Отгадайте, что за зверь?».
Если дети не смогли отгадать по моделям, воспитатель предлагает отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живет в траве густой
Иголок, очень много
А нитки не одной. (Ёж)
- Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь найти ежика? А как, мы сможем это сделать? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, мы сможем помочь, найти ежа, но только если будем знать, где он живет, чем питается, как выглядит.
Рассматривание картины «Ежи».
Игровое упражнение «Подзорная труба».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с помощью подзорной трубы, дети называют объект, который заметили, находят соответствующую модель и помещают на мольберт.
Игровое упражнение «Волшебник Объединяй».
Воспитатель: Волшебник Объединяй объединяет два объекта по каким-либо признакам. Воспитатель предлагает детям объединить объекты и объяснить, почему?
Воспитатель: Думаю, что теперь вы все знаете о ежах и сможете найти друга лесным жителям.
- А куда нужно отправляться на поиски нам должен показать волшебный предмет, а какой, вы должны догадаться.
Игра «Найди волшебный предмет».
Этот предмет по форме похож на яблоко;
Этот предмет по цвету может быть похож на солнышко;
Этот предмет на ощупь похож на цыпленка;
Этот предмет нужен маме или бабушке для вязания.
- Молодцы, вы правильно определили волшебный предмет, этот клубок поможет нам найти дорогу в лес.
Воспитатель бросает клубок, и дети идут за ним.
Воспитатель: А пока мы идем, предлагаю поиграть.
Физкультминутка:
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носочках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка, и как серый волк – волчишко,
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.
Воспитатель: Вот мы и попали в лес. Посмотрите, как красиво вокруг. Хорошо в лесу?
Игра «Хорошо – плохо»:
В лесу хорошо, почему?
В лесу плохо, почему?
Воспитатель: А где же наш ежик? Давайте его позовем, споем для него:
Ёжик, ёжик – чудачек
Сшил колючий пиджачок. (2-3 раза)
- А вон там кто-то шевелится, сейчас, посмотрю. А вот и ежик.
Появляется ёжик. Дети здороваются.
Воспитатель: Ежик Пых, а ты знаешь, что твои друзья искали тебя. Ребята, а пусть ежики отгадает, кто его искал. Давайте загадаем ему загадки.
Дети вместе с воспитателем придумывают загадки.
Воспитатель: Ежик, а почему тебя стало не видно в лесу, почему тебя друзья потеряли? Ребята, ежик говорит, что он готовится к зиме и скоро ляжет спать. Мы его долго не увидим. Давайте на прощанье сделаем ежику подарки. Что любит ежик? Из чего можно сделать яблоки и грибы? Выберите материал и сделайте ежу подарок. (рисование или лепка подарка для Ежика)
Дети самостоятельно выбирают материал и делают подарок.
Воспитатель: Ёжик тоже приготовил вам угощение, лесные дары. Как вы думаете, что это?
Воспитатель: А теперь попрощаемся с ежиком до весны и отправимся обратно в детский сад.
Рефлексия деятельности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у меня яблочки. Мне очень понравилось путешествовать с вами, а вам? Кому понравилось, возьмите красные яблочки. Ну, а кому не понравилось, возьмите зеленые.
Воспитатель благодарит детей за сотрудничество.
II. Занятие по области «Речевое развитие» «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял».
Задачи:
- Образовательные: Закреплять умение детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт. Закрепить знания о предложении.
Дифференцировать звуки «с» и «ш». Определять наличие звуков в слове.
Упражнять в подборе глаголов в прошедшем и настоящем времени.
Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
- Развивающие: Развивать внимание, усидчивость, умение слушать ответы других детей, отвечать по вызову.
- Воспитательные: Воспитывать и развивать интерес к речевой деятельности. Умение слушать товарища.
Материал: Рассказ «Как Миша варежку потерял» (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1981), две игрушки – медвежата Шустрик и Мямлик, картинки с предметами, в названии которых есть звуки «с», «ш» на каждого ребенка, фишки для поощрения правильных ответов детей.
Индивидуальная работа:
- упражнять в умении делить слово на слоги (Леша К. и Полина);
- дифференцирование сложности вопросов;
- сменить посадку при выполнении упражнений на стуле - Х-образная форма ног.
Ход занятия:
1. Вопросы к детям: Какое сейчас время года? Как догадались?
Почему зиму называют веселой? Почему зиму называют злой?
2. Чтение рассказа. Вопросы по содержанию:
О ком говорится в рассказе?
Что связала бабушка Мише?
Куда побежал Миша?
Кто еще был около горы?
Что сделал Миша?
Кому и что крикнул Миша?
Что мелькнуло в воздухе?
Куда умчали санки Мишу?
Помог ли кто-нибудь найти варежку? Или Миша сам ее нашел?
(Ответы детей).
3. Повторное чтение. Пересказ рассказа с продолжением, придуманном детьми (3 рассказа). Оценка рассказов детьми.
4. Физкультминутка «По дубочку постучишь».
5. Рассказ: «Жили-были два брата-медведя Шустрик и Мямлик. Шустрик – веселый, всегда все успевал. Мямлик – очень медлительный, у него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил. Шустрик проснулся рано и уже встал с постели, а Мямлик еще только встает.
Шустрик уже одет, а Мямлик только (одевается).
Шустрик заправил кровать, а Мямлик только (заправляет).
Умылся - умывается.
Почистил зубы – чистит.
Позавтракал – завтракает.
Пришел в детский сад – еще идет.
Позавтракал – завтракает.
Нарисовал – рисует.
Оделся – одевается.
Подскажите, как сделать так, чтобы Мямлик тоже стал веселым?»
6. Мямлик загадывает загадку:
«Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки,
Дайте снег, готовы… (санки)».
Маленькие санки, а большие… (сани).
Сколько слогов в слове сани? А сколько гласных звуков в слове сани? Вывод: сколько гласных, столько и слогов. Назовите первый слог, назовите второй слог.
7. Составление предложения со словом сани. Первое слово, второе слово. Дети-слова выходят и встают перед другими детьми. Что получится, если поменять ребят (слова) местами? Давайте расширим предложение? Выделение первого, второго, третьего слова.
8. Игра «Угадай звук». Звук «с» - поднимают руки вверх, звук «ш» - прячут за спину.
9. Игра «Разложи по местам». Выделить в слове «машина», «автобус» звук «с» или «ш». Задание: взять свою картинку и положить рядом с автобусом картинки с предметами, в названии которых есть звук «с», а с машиной – в названии которых есть звук «ш».
10. Итог деятельности, подсчет фишек, заработанных детьми. Рефлексия деятельности.
III. Занятие по области «Речевое развитие». Тема: "Продукты питания".
Задачи:
- Образовательные: Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека. Знакомить детей с разными способами образования слов. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.
- Развивающие: Развивать зрительное восприятие, любознательность.
- Воспитательные: Воспитывать правильное и рациональное отношение к пище.
Оборудование: Кукла в костюме повара, пальчиковая игрушка «Лягушка», кастрюля (чугунок), баночки с сыпучими продуктами, банка обклеенная бумагой, иллюстрации ягод, картинки «Дети кушают за столом», профессии повар, карточки заданий.
Индивидуальная работа:
- закреплять умение изменять слова (Леша С. Ева Д.);
- дифференцирование сложности вопросов;
- сменить посадку при выполнении упражнений на стуле - Х-образная форма ног.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята. Наша сегодняшняя игра посвящена продуктам. Мы вспомним, какие они бывают и как из них готовят пищу. Но сначала посмотрите, кто к нам пришел! К нам в гости пришел дядя Миша (кукла в одежде повара). Посмотрите на него и попробуйте угадать, чем он занимается, какая у него профессия? (на доске иллюстрации «Дети кушают за столом», «Профессия повар»). Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Его профессия повар. Он готовит еду, пищу. Прежде чем продолжить, с вами вместе выполним дыхательное упражнение.
Дыхательное упражнение «Каша кипит».
Дети, сидя на стульчиках, кладут одну руку на живот, другую – на грудь и, втягивая живот, делают вдох; а выпячивая его, - выдох, произнося звук «пф-ф-ф».
Воспитатель: Ребята скажите, а для чего мы едим, зачем нам нужно есть? (чтобы быть сильными, не болеть, быть красивыми).
Воспитатель:
Послушайте стихотворение:
Ходит Митя как кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.
Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, сколько нам нужно раз в день есть? (ответы детей).
Как называется прием пищи утром? (завтрак). Утром завтрак и мы завтракаем, днем у нас…(обед) и мы …(обедаем). После дневного сна у нас… (полдник) и мы…(полдничаем), вечером - …(ужин) и мы … (ужинаем).
Воспитатель: Давайте мы с вами встанем в хоровод и вместе с дядей Мишей сварим кашу. Воспитатель берет кастрюлю (чугунок), спрашивая при этом что это, ставит на пол, рядом дядю Мишу. Дети вокруг них встают в хоровод, распределяются роли.
1, 2, 3 Кашу нам горшок вари. Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу.
Наливаем молоко. Выходит молоко в центр круга.
Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу
Сыпем соль. Выходит соль.
Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу
Сыпем сахар. Выходит сахар.
Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу
Насыпаем мы крупу. Выходит круп.а
Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу
Каша варится пых-пых, Пых-пых.
Для друзей и для родных. Руки к верху, приседаем.
Воспитатель: Дети, пока мы с вами варили кашу, к нам в гости пришла лягушка. - Откуда идешь ты, лягушка-квакушка?
- С базара домой, дорогая подружка.
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила ква-крупы, ква-кофе и ква-кароны.
(В. Орлов «Лягушкины покупки» с внесенными изменениями).
На стол выкладываются разные сыпучие продукты. Дети рассматривают баночки с продуктами. Берут по баночке и отвечают на вопрос.
- Как называется этот продукт и что можно из него приготовить?
Воспитатель:
- Как будет называться суп из вермишели? (вермишелевый)
- Какой напиток можно приготовить из кофе? (кофейный)
- Какую запеканку можно сделать из макарон? (макаронную)
- Какую кашу можно сварить из крупы? (рисовую, манную, пшенную, гречневую, геркулесовую)
Кому что нравится? (ответы детей)
Воспитатель: Нам повар хочет загадать загадку, но прежде чем он это сделает, давайте разомнемся, приготовим и поедим капусту.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем,
А потом
Мы капусту в рот кладем
Ам!
Воспитатель: Ребята давайте сядем на стульчики и посмотрим, какую загадку хочет загадать нам повар (банка с вареньем заклеена бумагой).
Воспитатель: Какое варенье в банке, мы не знаем, но попробуем догадаться. Я буду показывать картинки, а вы скажете, какое варенье из этого можно сварить. (клубничное, малиновое, смородиновое, и т.п.)
Чтение стихотворения "Варенье" О. Григорьев (можно текст сопровождать действиями вместе с детьми).
У Сергея нет терпенья, Он руками ест варенье. Слиплись пальцы у Сережи, Приросла рубашка к коже. Ног от пола не отнять, | Рук от ног не оторвать. Слиплись локти и колени. Уши склеило варенье. Раздается жалкий всхлип. Сам к себе Сергей прилип. |
Итог занятия
Воспитатель: Давайте с вами подведем итог нашей игры. Что сегодня нового вы узнали?
(Акцент делать, что у дяди Миши профессия повар, что есть нужно разнообразную пищу, завтрак – завтракаем, обед – обедаем, полдник – полдничаем, ужин – ужинаем, название блюд из разных продуктов)
Воспитатель: Прежде чем попрощаться лягушка и повар вам приготовили проверочное задание. Сварить кашу, правильно подберите продукты для каши. Сделайте это вместе со своими мамами и папами. (Раздаются листочки с набором продуктов, необходимо нужные продукты соединить с кастрюлей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Образовательная область: "Речевое развитие" младшая группа
Составление описательного рассказа по сконструированной картине "Весна пришла". Младшая группа.Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по сконструированной совместно с детьми картине ...
Конспект занятия образовательная область "Речевое развитие" Тема занятия: «Поросёнок и лисёнок»
Развивать диалогическую речь: упражнять в умении самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. ...
Конспект занятия в области речевого развития "Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина" для детей старшей группы.
Конспект занятия в области речевого развития "Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина" для детей старшей группы....
Конспект занятия по области «Речевое развитие» в старшей группе Тема: «Знакомство детей с произведением кубанских авторов»
Цель: продолжение знакомства детей с творчеством кубанских авторов.Программные задачи:Образовательные: продолжать активизировать и обогащать словарь детей; расширять представления детей о родном крае...
Конспект занятия по области речевое развитие в старшей группе Тема: Заучивание отрывка стихотворения И. Бунин. «Первый снег»
Цель: научить детей рассказывать стихотворение «Первый снег» И. Бунина выразительно.Программные задачи:Обучающие:- Познакомить детей с новым стихотворением о зиме...
Конспект занятия по области «Речевое развитие» с детьми старшей группы, имеющими недостатки в звукопроизношении Тема: “В гостях у дедушки Якова” (Дом, мебель)
Цель: уточнять и расширять словарь по теме.Программные задачи:Образовательные: продолжать учить образовывать относительные прилагательные, составлять предложения с однородными членами; учить детей раз...
Конспект занятия образовательная область «Речевое развитие». Вид деятельности: пересказ рассказа. Тема. «Мой Ушастик самый красивый на свете». Средняя группа (от4 до 5 лет)
Образовательная область «Речевое развитие»:- продолжать учить детей при пересказе сохранять последовательностьизложения, поощрять не только за подробный , но и за выразительныйрассказ;- за...
- Мне нравится (1)