Конспект открытого занятия .
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
« Рождество»
Выполнила воспитатель: Можевикина С.А.
Цель занятия:
знакомство детей с традиционными ценностями отечественной
культуры на примере праздника Рождество Христово.
Задачи:
образовательные:
♦ знакомить детей с историей этого праздника, традициями, обрядами,
обычаями, связанными с ним;
♦ знакомить детей с традицией украшать ёлочку на Рождество;
♦ знакомить детей с обычаем славить Христа и петь колядки;
расширять и активизировать словарный запас.
развивающие:
♦ развивать связную речь, умение эмоционально, образно её
окрашивать (разучивание славок, колядок и стихов);
♦ развивать образное мышление и фантазию, воображение и
творческие способности (изготовление поделки – подарка к Рождеству);
♦ развивать эмоциональную сферу, через использование игровых
технологий.
♦ развивать эмоциональную сферу, через использование игровых
технологий (ролевая игра – песня).
воспитательные:
♦ приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего
народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями
и устным народным творчеством.
создавать условия для эмоционально- психологического развития
детей.
Ход занятия.
Зал оформлен в стиле русской избы, на столе зажженные свечи,
угощения, наряжена рождественская елка, ведущие и дети в русских костюмах.
Ведущая 1:
Здравствуйте, гости дорогие! ( приветствие с поясным поклоном).
Дети: Здравствуйте!
Ведущая 2: Милости просим, хлеб соль откушать, да меня послушать.Рады видеть вас такими нарядными и веселыми. Как быстро время летит. Совсем недавно мы матушку осень чествовали , а теперь наступил черед красавицы зимы! Скажите, вы зимушку любите? А за что? ( ответы детей).
Ведущая 1: А какие зимние месяцы вы знаете?( декабрь, январь,
февраль). А вы любите праздники? Какой праздник мы отмечали в декабре? ( Новый год).
А в январе зима приготовила еще один веселый праздник . Для нас христиан, особенно радостным является православный праздник –Рождество Христово, праздник -рождения Бога.
Звучит музыка П.И.Чайковского « Щелкунчик». ( появляется зима).
Ведущая 2:
-Ой, ребята, кто же это к нам пожаловал? ( ответы детей).
Зима:
Пришла, я, зима! Пришла красна! С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими, с ветрами завьюжными, с метелями
дружными, с Рождеством, с колядой, с Масленицей молодой.
Я, зима – красна, ледяная коса, в белой шубе до пят, буду
тешить ребят и вместе с вами хочу на празднике повеселиться.
Ведущая1:
- Конечно, оставайся с нами гостья дорогая, веселись от души, а ребята тебе покажут и расскажут что они знают о зиме и о празднике « Рождество Христово».( исполняется песня « Песенка зимы»).
Ведущая2:
Ребята, давайте с вами вспомним тот рассказ , который я вам
рассказывала, о маленькой девочке Марии, которую родители привели в храм, а когда она выросла, ее стал опекать старенький плотник Иосиф. Он заботился о ней, оберегал ее от разных бед. За ее доброе сердце Бог избрал ее стать Матерью Божией- Иисуса Христа. Через некоторое время, по велению царя Ирода , каждый из жителей должен был прийти в родной город, Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега, никто их не приютил.Тогда они нашли недалеко за городом пещеру ( вертеп). Куда в холодную погоду пастухи загоняют скот ( показ мультфильма).
Ведущая 2:
Здесь у Марии и родился Сын Божий - Иисус Христос. В пещере не
было колыбельки для младенца, и Мария запеленав его в белые пелены, положила в ясли( кормушку для скота). В это время на небе появилось множество ангелов, они пели хвалебные песни в честь рождения Христа. Эту песню услышали пастухи и первые пришли поклониться ему. А на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду заметили мудрецы( волхвы), и пошли вслед за ней. И она при – вела их в город Вифлеем, к младенцу. Эту звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой младенец, а сын Божий. Они поклонились ему и подарили подарки- золото, как Царю, ладан, как Богу, смирну( елей –такую смолу), как человеку, которому придется пострадать за грехи человеческие.
Ведущая1:
Чтение стихотворения на фоне музыки:
В яслях спал на свежем сене, тихий крошечный Христос. Месяц,
вынырнув из тени, гладил лен его волос…
Бык дохнул в лицо младенца, и, соломою шурша,
На упругое коленце засмотрелся чуть дыша. Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой, а бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой. Пес прокравшись к в ножке, полизал ее тайком. Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком. Присмиревший белый козлик на чело его дышал, только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:
- Посмотреть бы на ребенка, хоть минуточку и мне! – и заплакал звонко звонко в предрассветной тишине. А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей. И с улыбкой, полной ласки, прошептал: - Смотри, скорей!».
Исполняется песня « В ночном саду».
СТИХИ:
1 ребенок: Рождество Христово! На душе светло, праздника святого Солнышко взошло. Небеса так ясны, белый день в ночи,
То младенцу в ясли шлет звезда лучи.
2 ребенок: Что такое Рождество? Это значит что на свете появилось Божество. Он пока еще младенчик, но глаза его лучисты,А вокруг него так ясно, а вокруг него так чисто!
3 ребенок: Он лежит в пещере темной, но как солнышко сияет,
И лучи своей улыбки всем на свете посылает. Даже злым! И злым и вредным! Всем богатым или бедным.
4 ребенок: Без разбору детям, птицам, диким львам и насекомым,
Будто бы своим знакомым! Он пока еще младенчик, но как солнышко сияет И своей улыбкой доброй наши души согревает.
5 ребенок: Рассказать спешим всем людям и поведать новость эту, он пока еще младенчик, но Любовь подарит свету! Стало плотью слово ради наших бед: Рождество Христово – вечной жизни свет!
Ведущая2:
Что люди могут совершить для Бога? К празднику Рождества Христово люди готовятся заранее. Несмотря на холодное время года, рождественский праздник дышит весельем. ( исполняется песня – инсценировка « Как на тоненький ледок»).
Люди украшают рождественскую елочку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Обязательно приглашают тех, у кого нет елочки, тех, кто грустит в этот день, чтобы у всех было хорошее настроение , всем было радостно и весело. Взрослые идут в храмы и поют радостную песню: « Христос родился! С Рождеством! И поздравляют друг друга. Давайте и мы
поздравим друг друга с праздником Рождества Христово .( дети все хором повторяют слова « Христос родился! С Рождеством!( звучит звон колоколов
– запись со службы).
Зима: Как интересно и весело у вас на празднике. А зимние приметы вы знаете? ( дети называют приметы зимы).
- Зимой дым столбом – к морозу.
- Кошка прячет нос, сворачивается в клубок – к сильным морозам.
- Туманный круг около солнца – к метели.
- Если кошка пол скребет – будет сильный ветер или метель.
- Снегирь под окошком чирикает – ожидать оттепели.
( зима хвалит ребят).
Зима: - А еще одну примету знаю, чем выше прыгнешь, тем лучше урожай будет. Я знаю веселую игру, хотите сыграть? Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.
Зима раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку, приговаривает:
- Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок. Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши. ( дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задела).
Ведущая 1:
Ребята вы любите отгадывать загадки? Давайте покажем зиме как вы умеете отгадывать загадки.
1.Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? ( зимой).
2.Скатерть бела весь мир одела. ( снег).
3.Странная звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.(снежинка).
4.Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и нам стоять не велит.( мороз).
5.Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. ( елка).
6.Снизу –полы, сверху воротник лохматый, в холод он теплом богатый.( тулуп или шуба).
7.Выросло, то выросло, из бороды повылезло,
Солнышко встало, ничего не стало. ( сосулька).
Ведущая2: Ребята, посмотрите какая у нас нарядная елочка на празднике. Скажите , кто из вас знает почему такой обычай существует – наряжать рождественскую елочку и украшать макушку елки звездой? Хотите узнать?
Я вам расскажу историю , в которой рассказывается почему существует такая традиция наряжать рождественскую елку. Когда родился маленький Христос, Дева Мария спеленав его, положила в простые ясли на сено. С неба слетели Ангелы, чтобы посмотреть на младенца. И увидели как проста и бедна
пещера и ясли и тихонько прошептали друг другу:
- Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее – ведь в ней спит сам Христос! И вот один ангел полетел искать чем бы украсить пещеру, на юг, там всегда тепло и цветут цветы. Ангел набрал много алых роз, лилий, белых как снег магнолий, нежных мимоз, желтых лотосов и принес цветы в пещеру. Другой Ангел полетел на север. Но там в это время была зима, все
было покрыто снегом. И Ангел не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. И вдруг увидел печально зеленевшую среди снега елку и решил:- Пожалуй, ничего, если это деревце, такое простенькое, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Иисуса. И он унес с собой скромную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены,
потолок, пол и ясли украсили цветами. Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал младенец и шептали:
- Тс! Тише! Он заснул!
Елочка впервые увидела такие прекрасные цветы и опечалилась.
- Почему я такая некрасивая, как счастливы должно быть все эти цветы! А мне нечем и самой нарядиться в такой праздник, нечем и пещеру украсить. И она заплакала. Когда Дева Мария увидела это, ей стало жалко елочку. Она подумала о том, что все должны радоваться в этот день, не надо чтобы елочка грустила. Она
сделала взмах рукой и произошло чудо: тихо с неба спустилась звездочка и украсила собой вершину елочки. А за ней сошли и другие и разукрасили остальные ветки. И в пещере стало светло и весело. Маленький Христос проснулся, улыбнулся и протянул к сверкающей огоньками елке свои ручки. А цветы смотрели на елочку и шептали: - Ах, какая же она хорошенькая! Не правда ли, она красавица! И елочка чувствовала себя такой счастливой. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о той первой елочке, которая была украшена настоящими звездами с неба.
Ведущая 1: - А теперь давайте немного поиграем. Игра называется « Чего на елке не бывает?». Я буду называть вам разные предметы , если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать « Да». Если
буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать.
Постарайтесь не ошибитесь. Готовы?
Вот и праздник наступил, каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит – на ветвях ее висит:
Звездочка – верхушка? Звонкая хлопушка?
Петенька – петрушка? Мягкая подушка?
Белые снежинки? Яркие картинки?
Шар из паутинки? Старые ботинки?
Плитки – шоколадки? Кони и лошадки?
Зайчики из ватки? Варежки – перчатки?
Красные фонарики? Хлебные сухарики?
Яркие флажки? Шапки и платки?
Яблоки и шишки? Васькины штанишки?
Вкусные конфеты? Свежие газеты?
Зима: - Молодцы, ребята! А я вам приготовила еще одну игру, называется она « Собери снеговика!». ( выбираются участники).
- Звучит музыка, участники танцуют, как музыка затихла, вы должны быстро собрать снеговика из частей, кто быстро и правильно соберет, тот и будет победителем.
Ведущая 2:
С начало мы встречаем Новый год, потом наступает Рождество, а от Рождества до Крещения до 19 января наступают Святки. В святочные дни люди готовят угощения, ходят друг к другу в гости, а шить, вязать, выполнять какую – то грязную работу запрещается, потому, что считаются эти дни святыми. Зимушка – зима, а что ты нам принесла?Зима: - Глубокие снега, святые вечера, Рождество, колядку, день с курину пятку. В эти дни было принято колядовать, пройтись по домам с песнями – колядками, прославляющими Христа и будущий урожай, желая всем добра,
счастья, здоровья. ( дети исполняют колядки).
Колядовщики:
Уродилась коляда накануне Рождества! Ой, коляда, колядица моя!
Открывайте окно, запускайте Рождество! Ой, коляда, колядица моя!
Открывайте двери, поднимай с постели! Ой, коляда, колядица моя!
Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством Вас поздравляем!
( стучат в дверь дома, хозяева отвечают: - «Принимайте угощение!».
Колядовщики:
С Новым годом! С новым счастьем, с Рождеством!
Дай Бог тому кто в этом дому! Вам и каша густа! Вам и мед на уста! Теперь пойдем к Иванову двору! – Эй, хозяева! Поднимайтесь,просыпайтесь! Пришла коляда! Отворяй ворота!
Из другого дома появляется дед Иван: - Иду! Иду! Здравствуйте, люди добрые!
Колядовщики:
- Дед Иван, послушай нашу колядку. Коляда – маляда! Прикатила молода! Мы искали коляду во Ивановом двору. Как на улице мороз Подмораживает нос, не велит долго стоять, велит скоро подавать: Или тепленький пирог, или маслица, творог, или денежку копьем, или рубль серебром.
Дед Иван: -« Вот вам угощенье – сыр, да печенье! Пряники, конфетки, кушайте детки!»
Колядовщики: - Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много – много лет.
Как зашли, мы зашли, да в чужую хату! Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день! Не браните коляду, не журите коляду! Мы не сами идем, мы козу ведем! Вот она козуля, рождественская бодуля! Где рогом поведет, там и жито взойдет! Проходите детвора в рождественские ворота!
Проводится игра « К нам коза пришла».
Двое взрослых образуют ворота. Через них с песней проходят дети. На слова « а самого маленького оставила», ворота закрываются, пойманные дети присоединяются к водящим.
Слова песни: к нам коза пришла, коляду привела, сама прошла, всех детей провела, а самого маленького оставила».
Ведущая 1. Спасибо за хорошее настроение! Примите от нас угощение!( подает поднос с угощением).
Зимушка, а ты знаешь, что в святочные дни издавна гадали, давайте погадаем с нашими гостями.
6 ребенок:
Раз в крещенский вечерок девушки гадали,
За ворота башмачок, сняв с ноги бросали.
Снег пололи под окном, слушали, кормили
Счетным курицу зерном; ярый воск топили.
В этой маленькой корзинке что угодно для души.
Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!
Ведущая разъясняет, что обозначает тот или иной предмет, который гости достали из корзинки.
Лента – к долгой и счастливой жизни, пуговица – жить в большой семье.
Монета – к богатству, щепка – крепкое здоровье, сахар или конфета –
сладкая жизнь, гвоздь – на пороге гость, скрепки – к новым друзьям.
Картошка – ждет большое счастье, хлеб, пряник - хороший урожай,
крупа – к богатству.
В последний день святок – 19 января на Крещение - люди шли на реку, а сейчас многие самые ,смелые окунаются в купели или в прорубь. Считается , что вода в этот день вода обладает чудодейственной силой, которая придает здоровья людям, а небеса открываются и если загадать желание, оно обязательно сбудется. Давайте и мы, каждый про себя загадает самое завет –
ное желание и пусть оно у всех сбудется. Исполняется песня « Славься, Рождество».
Зима:
Хорошо я сегодня повеселилась с вами. Спасибо за приглашение на такой интересный праздник. А теперь мне пора делами заниматься, обходить свои владения и следить все ли в порядке в лесу и в городе. ( прощается с детьми и уходит).
Ведущая 2:
Наш праздник подходит к концу. Но хорошее настроение останется с нами.
Всем добрым людям желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, медовых блинов! Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили!
7 ребенок:
За окошком вьюга песенки поет,
Чудный светлый праздник в каждый дом идет.
Не страшит нас ветер, не страшит мороз,
В этот день родился Божий сын Христос.
8 ребенок:
Суд он и спаситель взрослых и детей,
В скорби утешитель он для всех людей.
В дом заносят елку, ветками шурша.
Помолюсь, и к небу воспарит душа.
9 ребенок:
Дружно веселимся в святочные дни,
Так для нас проходят радостно они. День Христа рожденья – Света торжество.
Здравствуй дивный праздник ! Здравствуй, Рождество!
Ведущая 1:
Еще раз поздравляем всех со светлым праздником – Рождества Христово!
Желаем мира, любви, искренней веры, надежды.
Ведущая 2:
Пусть будет наполнен радостью каждый вами прожитый день. А на память о
празднике дети дарят всем гостям ангелочков, которые приготовили своими
руками.
Всего вам доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-471916-1409317292.jpg)
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....
Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).
Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-871300-1483517315.jpg)
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-1137155-1555249478.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/03/picture-460576-1672744634.jpg)
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...