Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
картотека по развитию речи (младшая группа)

Пацеева Алина Алексеевна

Цель: Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Содействовать нормализации речевой функции.

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Цель: Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Содействовать нормализации речевой функции.

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Актуальность

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский»

«Рука - это, своего рода, внешний мозг человека»

- писал Кант.

Работая в группе раннего возраста, проводя занятия, общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у многих детей этого возраста плохо развита активная речь.

Доказано, что мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работы головного мозга. А значит и развития речи ребенка.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка,

на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от РУК.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап - аналитический - при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются успехи в какой-либо деятельности: образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыки содержания учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап - диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап - этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

Методы и приёмы работы:

Традиционные:

Пальчиковый игротренинг.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.

Пальчиковый театр.

Нетрадиционные технологии:

Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)

Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.

Различные виды аппликаций.

Шнуровки.

Пазлы, мозаика.

Работа со счётными палочками.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой.

Ручной труд: нанизывание бус.

Рисование по трафаретам, штриховка.

                                       Приложение.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах”, делая по шагу на каждый ударный слог:

      "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

        Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем” ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

       "Сильно кусает котенок-глупыш,

        Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

        Но я же играю с тобою, малыш,

        А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"    

«Прищепки»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем, ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

     "Прищеплю прищепки ловко

      Я на мамину веревку".

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает :

        "Я катаю мой орех,

         Чтобы стал круглее всех".

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

       На двери висит замок.

       Кто его открыть бы мог?

       Постучали, (На этом, слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

       Покрутили, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)

       Потянули (Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

       И открыли! (Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

«Капуста».

Говорить ритмично:

  • Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

  • Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

  • Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой - солим - Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем " капусту

«Орехи»

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.

     Научился два ореха

     Между пальцами держать.

     Это в школе мне поможет

     Буквы ровные писать.

«Дорожка»

     Я взяла горошка

     Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.

«Карандаш»

 Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец - сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой! Рукой

      Мы зажали карандаш,

      Отогнулся пальчик наш.

      Он теперь у нас пилот –

      Отправляется в полёт

«Ослик»

     Ослик хвостиком качал,

     Чуть его не потерял.

     Ты качай - качай - качай,

     Но давай-ка не теряй.

«Часы»

     Есть часы теперь у нас,

     Бьют исправно каждый час.

     Снизу маятник у них:

     Вправо-влево - так да тик.

«Качели»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

  • «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик», »Часы», «Качели»).

 Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки молено также использовать крупный пинцет.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

  • Как живешь?
  • Вот так! (большие пальцы вперед) 
  • Как плывешь?
  • Вот так! (имитация плавания)
  • Как бежишь?
  • Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
  • Вдаль глядишь?
  • Вот так! бинокль»)
  • Ждешь обед?
  • Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
  • Машешь вслед?
  • Вот так! (помахать кистью руки)
  • Утром спишь?
  • Вот так! (обе руки под щеку)
  • А шалишь?
  • Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

     Этот пальчик хочет спать, ('загните мизинец)

     Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)

     Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

     Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

     А другой давненько спит... (загните большой палец)

     Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

     Тише, тише, не шумите,

     Пальчики не разбудите!

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Игра «Апельсин»

- Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

- Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

- Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

- Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

- Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик) 

- Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

- Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

- Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

- Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

- В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

     Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

    Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)

    Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)

    Топ-топ-топ - топают ножки.

    Человечек идет по дорожке.

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)

А в лапках - цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).

Дом и ворота

      На поляне дом стоит (изображаем "дом')

      Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота')

      Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

      В этот домик приглашаем. (изображаем "дом”)

Игра «Моя семья»

     Этот пальчик - дедушка,

     Этот пальчик - бабушка,

     Этот пальчик - папочка,

     Этот пальчик - мамочка,

     Этот пальчик - я,

     Вот и вся моя семья!

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )

Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет её обратно, (и спрятать их обратно. )

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает, А грамоты не знает.

ФЛАЖОК

(Четыре пальца указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

- Горит на солнышке флажок,

- Как будто я Огонь зажег.

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз”.

-Есть у него спина, А не лежит никогда,

-Есть четыре ноги, А не ходят и три.

-Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если

 ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз ".

      В лесу родился,

      В лесу вырос,

      В дом приходил,

      Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"

      Листья падают в саду,

      Я их граблями сгребу.

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .

     Четыре четырки,

     Две растопырки,

     Седьмой вертун,

     А сам ворчун.

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .

     У нашей Анютки

     Зверь в атласной шубке,

     Возле печи греется,

     Без водички моется.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .

      Маленький, Беленький

     По лесочку прыг-прыг,

     Ушками дрыг-дрыг,  

     По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

     Зайка взял свой барабан

     И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .

     Тили-тили, тили-тили,

     Три козы траву косили

     По лугам-лужочкам,

     По зеленым кочкам,

     Козочки молоденькие,

     Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу"" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.

     Зайка в зеркальце глядит

     И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .

     Четыре ноги,

     Пятая грива,

     Шестой хвост,

     Погоняй, не бойся.

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке,

 Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД I

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).

Паровоз. Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел.

Дом.

        Я хочу построить дом,  (Руки над головой "домиком".)

        Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

        Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

       Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

       Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

        Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.) 

       Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

       Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)

       И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Период работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.Месяц окончания работы: май 2021 г.Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования п...

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений. Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Актуальность темы У детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития речи и мелкой моторики.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения...

Перспективное планирование по самообразованию воспитателя "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений:

План по самобразованию воспитателя для младшего возраста " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр"...

Самообразование: Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....