«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
План по самообразованию воспитателя Касумовой Н.А.
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
2021-2022
учебный год
ТЕМА: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
2021-2022 учебный год
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.
Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Этап работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2021 г.
Месяц окончания работы: май 2022 г.
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи:
1.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей использую в своей работе пальчиковые игры. Выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Ожидаемые результаты:
Развитие умения переключать внимание, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование правильного звукопроизношения, умения быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь.
Основные направления в работе:
В течении учебного года подберу и изучу научно-методическую литературу, для повышения собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по данной теме:
- Изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста
- Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства.
- Разработка перспективного плана работы
- Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
- Разработать план работы с родителями по данной теме, повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе
- Консультативная помощь родителям
- Обобщение опыта работы по теме самообразования
- Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
• массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
• рисование по трафаретам;
• штриховка в заданном направлении;
• дорисовка (по принципу симметрии);
• дидактические игры;
• шнуровка, пуговицы, прищепки;
• игры с мелкими предметами;
• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;
План работы по самообразованию
на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
2021 – 2022 учебный год
№/№ | Форма работы | Сроки |
1. | Изучение методической литературы по данной теме. Составить план самообразования. | Сентябрь |
2. | Практикум для воспитателей ДОО на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста группы с использованием пальчиковых игр и упражнений». | Октябрь |
2 | Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр) | В течение года |
3 | Подборка игр и дидактических пособий | |
4. | Выступление с опытом работы по теме «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений» | Февраль |
5. | Отчёт о работе по теме самообразования | Апрель |
Работа с детьми | ||
1. | Чтение рассказов, стихотворений, потешек при помощи пальчиков (показ воспитателя) | В течение года |
2. | Разучивание новых пальчиковых игр. Повторение выученных пальчиковых игр. | |
3. | Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение. | |
4. | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности ( нетрадиционные техники рисования: пальчиками, мятой бумагой, ватными палочками и др.) | |
5. | Выставка детских рисунков | |
Работа с родителями (законными представителями) | ||
1. | Памятка на тему «Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» | Сентябрь |
2. | Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей» | Октябрь |
3. | Презентация на родительском собрании по теме «Развитие речи на кончиках пальчиков», «Наши успехи» | Октябрь, Апрель |
4. | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками дома» | Ноябрь |
5. | Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования | В течение года |
6. | Мастер – класс для родителей «Волшебные рисунки» | Февраль |
7. | Привлечение родителей к работе по пополнению развивающей предметно пространственной среды в группе | В течение года |
Календарный план работы
с детьми по теме самообразования
Сроки | Содержание деятельности |
Октябрь |
|
Ноябрь |
«Стол», «Стул», «Замок».
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
«Котенок» (с прищепками). |
Апрель |
|
Май |
«Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
|
Список использованных источников:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
- Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
- Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
- Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
- Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
Интернет ресурсы
Приложение
Пальчиковые игры.
«ЛЫЖИ» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«ПРИЩЕПКИ»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".
«Я КАТАЮ МОЙ ОРЕХ»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
«ЗАМОК».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«КАПУСТА».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
«ОРЕХИ»
Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.
«ДОРОЖКА»
Я взяла горошка
Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчики и кошки.
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«КАРАНДАШ»
Мы зажали карандаш, Отогнулся пальчик наш. Он теперь у нас пилот – Отправляется в полѐт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повѐрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолѐта. Делают с другой рукой.
«ОСЛИК»
Ослик хвостиком качал, Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай, Но давай-ка не теряй.
«ЧАСЫ»
Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час. Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«КАЧЕЛИ»
Ручку пальчиками взяли, Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели Я попала на качели?»
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).
ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»
Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из
«Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.
ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»
Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КАК ЖИВЕШЬ?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
ИГРА «СПОКОЙНОГО СНА!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит…(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!
ИГРА «АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
ИГРА «ЧЕЛОВЕЧЕК»
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
- Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
- Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке.
ИГРА «МОЯ СЕМЬЯ»
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
ИГРА «ЛАПКИ -ЦАРАПКИ»
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).
ДОМ И ВОРОТА
- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы) Когда хочет спать, то прячет еѐ обратно. (и спрятать их обратно. )
ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом Сидит Пахом, Книги читает,
А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок, Как будто я Огонь зажег.
ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик
Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел!
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги, А не ходят и три.
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если
ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился, В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"
Листья падают в саду, Я их граблями сгребу.
СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и
поднимается .
Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун, А сам ворчун.
КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке, Возле печи греется,
Без водички моется.
ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький По лесочку прыг-прыг, Ушками дрыг-дрыг, По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили, Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит.
ЛОШАДЬ
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее
накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .
Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.
ДОМ
Я хочу построить дом,
(Руки над головой "домиком".) Чтоб окошко было в нѐм,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".) Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повѐрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.) Чтоб вокруг забор стоял,
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.) Пѐс ворота охранял.
(Одна рука "пѐс", мизинец отсоединить от других пальцев.) Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.) Дождик шѐл,
("Стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвѐл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...
Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...
План самообразования воспитателя на тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План самообразования воспитателя на тему "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...
методическая тема «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к нау...
Проект «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Проектная деятельность с детьми младшей группы по развитию речи....
Выступление на педагогическом часе Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинаетс...