Конспект занятия в подготовительной группе " Ознакомление с басней И.А. Крылова " Лебедь, щука и рак"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина»
Конспект занятия на тему: « Ознакомление с басней И.А. Крылова « Лебедь, щука и рак» (проведение занятия с самостоятельным выбором ребенка).
Воспитатель: Епишенкова Н. В.
Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями.
Образовательные задачи:
- Расширять знания детей о басне, о ее жанровых особенностях.
- Учить понимать и оценивать характеры персонажей; выделять главную мысль басни, ее мораль;
- Воспринимать содержание басен, понимая их нравственный смысл.
- Активизировать и обогащать словарь детей .
Развивающие задачи:
- Развивать умения внимательно слушать, анализировать, давать точный ответ на поставленный вопрос.
- Развивать внимание, логическое мышление, память.
- Развивать координацию речи и движений.
- Развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи:
- Прививать детям любовь к творчеству И. А. Крылова.
- Формировать навыки коллективного творчества.
- Продолжать формировать у детей желание трудится, получать знания, помогать друг другу.
Задачи:
- закрепить представления детей о басне, её жанровых особенностях;
- продолжать учить участвовать в инценировках;
-развивать воображение;
- подвести детей к пониманию аллегории басни, её идее;
- воспитывать чуткость к образному строю языка;
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Предварительная работа: чтение басен и беседы о разных видах литературного жанра.
Материал: Книги с баснями, басня И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», портрет баснописца, предметные картинки, театр, атрибуты для театрализации, наборы для конструирования, ножницы, цветная бумага, карандаши, клей, цветные карандаши, раскраски.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, я приглашаю вас к нашему литературному уголку (дети подходят к уголку, встают полукругом, в уголке мягкая игрушка Вини-пуха).
-Каждый раз, для вас, Вини пух готовит что - то интересное и новое. Но прежде чем я вам расскажу, что сегодня мы с вами будем читать, Вини – пуху нужно обязательно рассказать о литературных жанрах, которые вы знаете. Готовы их назвать?
Дети:
-Рассказ, сказка, загадка, скороговорка, басня, пословица, поговорка, считалочка, стихи.
Воспитатель:
- Молодцы, все перечислили. А теперь приведите примеры, какие вы знаете рассказы, сказки, стихи, считалочки, скороговорки, басни.
Дети: (называют произведения и приводят примеры разных литературных жанров)
Воспитатель: Ребята, напомните мне и нашим гостям, что такое басня.
Дети:
- Басня – это не большая короткая, поучительная история в стихах, которая несет поучительный смысл - мораль. В баснях представлены животные или насекомые, но подразумеваются люди, с плохими качествами характера.
.Воспитатель: А какие плохие качества характера высмеивает автор в баснях?
Дети: В баснях высмеивается лень, зло, жадность, глупость, лесть, хвастовство.
Воспитатель:
-Ребята, я не просто так у вас спрашивала про басни, потому что мы с вами будет сегодня знакомиться с еще одной басней И. А. Крылова, которая называется «Лебедь, щука и рак». А какие вы уже знаете басни Крылова?
Дети:
- Стрекоза и муравей;
- Муха и пчела.
Воспитатель:
Хорошо, молодцы. А теперь послушаем новую басню.
(Слушается басня).
Воспитатель:
Ребята, в басне встречаются новые слова, давайте разберем их.
Разбор новых слов:
-согласие - согласиться всем вместе в чём-либо;
-лад – порядок, мир;
-поклажа – багаж, груз, вещи;
-воз – тележка с грузом;
-судить – высказывать своё мнение;
-рваться – быстро продвигаться
-мука – страдания.
Воспитатель:
Беседа по содержанию басни:
-Ребята, о ком эта басня?
-Что хотели сделать лебедь, щука и рак?
-Получилось у них сдвинуть воз?
-Почему не получилось?
-Могли герои басни сдвинуть воз?
-Что им нужно было для этого сделать?
-Понравилась вам басня?
-Чему учит нас эта басня?
(Басня подсказывает нам, как надо поступить, учит жить, видеть чужие и свои ошибки).
Воспитатель:
- Ребята, у нас замечательные картинки представлены на доске, может кто – то хочет пересказать басню по картинкам? (по желанию дети пересказывают басню).
Воспитатель: Замечательно, молодцы. Ребята, мы сейчас с вами проведем физкультминутку, немного отдохнем, а в конце вы мне скажите из какой басни герой нашей физкультминутки
.Проводится физкультминутка.
( движения выполняются по тексту)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела,
А четыре полетела.
У реки остановилась
И тихонько приземлилась.
Воспитатель: Отлично, молодцы. Вспомнили, ребята, из какой басни наш герой?
Дети:
- Да! Стрекоза и муравей.
Воспитатель:
- Да, все правильно вы назвали, молодцы.
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, обратите внимание на три наших острова в группе. Я сейчас вам расскажу, что это за острова, а вы выберете на какой из островов вам отправиться.
1. Остров « АППЛИКАЦИИ» здесь вы можете создать аппликацию по нашей басне из заготовок и дополнить ее вашей фантазией.
2. Остров «КОНСТРУИРОВАНИЯ». На этом острове я предлагаю вам воспользоваться разными видами конструкторов для изготовления той самой тележки с возом, что по сей день там.
3. Остров « ТЕАТРА». На этом острове вы можете пофантазировать и придумать, а что же друг другу могли говорить герои, когда собирались везти воз. Но вам нужно обязательно придерживаться сюжета.
Для вдохновения, вы можете выбрать любую картинку, которая висит на доске и взять ее к себе на остров.
Дается 5-7 минут на распределение по островам и выполнения задания.
Воспитатель: Ребята, вы так хорошо обосновались на своих островках, давайте сходим друг к другу в гости и посмотрим, что у вас получилось.
Посещаем вместе с детьми 1 остров, потом 2 и в конце приглашаем всех на 3остров. В процессе задаются уточняющие вопросы по сюжету басни.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, мы молодцы, так слаженно вместе выполняли задания, у вас получилась прекрасная аппликация, замечательная тележка с возом и героями басни, а наши артисты показали нам замечательную сценку. Горжусь вами! Горжусь тем, что вы так слаженно и дружно выполняли задания на островах и вы совсем не похожи на героев басни, которую мы сегодня с вами слушали.
-Какую басню, мы с вами слушали?
- Кто автор?
- Какова мораль басни? Что хотел автор показать в басне?
- Что вы посоветовали бы героям?
( ответы детей)
Воспитатель:
Запомните ребята:
«Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина»
Конспект занятия на тему: « Ознакомление с басней И.А. Крылова « Лебедь, щука и рак» (проведение занятия с самостоятельным выбором ребенка).
Воспитатель: Епишенкова Н. В.
Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями.
Образовательные задачи:
- Расширять знания детей о басне, о ее жанровых особенностях.
- Учить понимать и оценивать характеры персонажей; выделять главную мысль басни, ее мораль;
- Воспринимать содержание басен, понимая их нравственный смысл.
- Активизировать и обогащать словарь детей .
Развивающие задачи:
- Развивать умения внимательно слушать, анализировать, давать точный ответ на поставленный вопрос.
- Развивать внимание, логическое мышление, память.
- Развивать координацию речи и движений.
- Развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи:
- Прививать детям любовь к творчеству И. А. Крылова.
- Формировать навыки коллективного творчества.
- Продолжать формировать у детей желание трудится, получать знания, помогать друг другу.
Задачи:
- закрепить представления детей о басне, её жанровых особенностях;
- продолжать учить участвовать в инценировках;
-развивать воображение;
- подвести детей к пониманию аллегории басни, её идее;
- воспитывать чуткость к образному строю языка;
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Предварительная работа: чтение басен и беседы о разных видах литературного жанра.
Материал: Книги с баснями, басня И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», портрет баснописца, предметные картинки, театр, атрибуты для театрализации, наборы для конструирования, ножницы, цветная бумага, карандаши, клей, цветные карандаши, раскраски.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, я приглашаю вас к нашему литературному уголку (дети подходят к уголку, встают полукругом, в уголке мягкая игрушка Вини-пуха).
-Каждый раз, для вас, Вини пух готовит что - то интересное и новое. Но прежде чем я вам расскажу, что сегодня мы с вами будем читать, Вини – пуху нужно обязательно рассказать о литературных жанрах, которые вы знаете. Готовы их назвать?
Дети:
-Рассказ, сказка, загадка, скороговорка, басня, пословица, поговорка, считалочка, стихи.
Воспитатель:
- Молодцы, все перечислили. А теперь приведите примеры, какие вы знаете рассказы, сказки, стихи, считалочки, скороговорки, басни.
Дети: (называют произведения и приводят примеры разных литературных жанров)
Воспитатель: Ребята, напомните мне и нашим гостям, что такое басня.
Дети:
- Басня – это не большая короткая, поучительная история в стихах, которая несет поучительный смысл - мораль. В баснях представлены животные или насекомые, но подразумеваются люди, с плохими качествами характера.
.Воспитатель: А какие плохие качества характера высмеивает автор в баснях?
Дети: В баснях высмеивается лень, зло, жадность, глупость, лесть, хвастовство.
Воспитатель:
-Ребята, я не просто так у вас спрашивала про басни, потому что мы с вами будет сегодня знакомиться с еще одной басней И. А. Крылова, которая называется «Лебедь, щука и рак». А какие вы уже знаете басни Крылова?
Дети:
- Стрекоза и муравей;
- Муха и пчела.
Воспитатель:
Хорошо, молодцы. А теперь послушаем новую басню.
(Слушается басня).
Воспитатель:
Ребята, в басне встречаются новые слова, давайте разберем их.
Разбор новых слов:
-согласие - согласиться всем вместе в чём-либо;
-лад – порядок, мир;
-поклажа – багаж, груз, вещи;
-воз – тележка с грузом;
-судить – высказывать своё мнение;
-рваться – быстро продвигаться
-мука – страдания.
Воспитатель:
Беседа по содержанию басни:
-Ребята, о ком эта басня?
-Что хотели сделать лебедь, щука и рак?
-Получилось у них сдвинуть воз?
-Почему не получилось?
-Могли герои басни сдвинуть воз?
-Что им нужно было для этого сделать?
-Понравилась вам басня?
-Чему учит нас эта басня?
(Басня подсказывает нам, как надо поступить, учит жить, видеть чужие и свои ошибки).
Воспитатель:
- Ребята, у нас замечательные картинки представлены на доске, может кто – то хочет пересказать басню по картинкам? (по желанию дети пересказывают басню).
Воспитатель: Замечательно, молодцы. Ребята, мы сейчас с вами проведем физкультминутку, немного отдохнем, а в конце вы мне скажите из какой басни герой нашей физкультминутки
.Проводится физкультминутка.
( движения выполняются по тексту)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела,
А четыре полетела.
У реки остановилась
И тихонько приземлилась.
Воспитатель: Отлично, молодцы. Вспомнили, ребята, из какой басни наш герой?
Дети:
- Да! Стрекоза и муравей.
Воспитатель:
- Да, все правильно вы назвали, молодцы.
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, обратите внимание на три наших острова в группе. Я сейчас вам расскажу, что это за острова, а вы выберете на какой из островов вам отправиться.
1. Остров « АППЛИКАЦИИ» здесь вы можете создать аппликацию по нашей басне из заготовок и дополнить ее вашей фантазией.
2. Остров «КОНСТРУИРОВАНИЯ». На этом острове я предлагаю вам воспользоваться разными видами конструкторов для изготовления той самой тележки с возом, что по сей день там.
3. Остров « ТЕАТРА». На этом острове вы можете пофантазировать и придумать, а что же друг другу могли говорить герои, когда собирались везти воз. Но вам нужно обязательно придерживаться сюжета.
Для вдохновения, вы можете выбрать любую картинку, которая висит на доске и взять ее к себе на остров.
Дается 5-7 минут на распределение по островам и выполнения задания.
Воспитатель: Ребята, вы так хорошо обосновались на своих островках, давайте сходим друг к другу в гости и посмотрим, что у вас получилось.
Посещаем вместе с детьми 1 остров, потом 2 и в конце приглашаем всех на 3остров. В процессе задаются уточняющие вопросы по сюжету басни.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, мы молодцы, так слаженно вместе выполняли задания, у вас получилась прекрасная аппликация, замечательная тележка с возом и героями басни, а наши артисты показали нам замечательную сценку. Горжусь вами! Горжусь тем, что вы так слаженно и дружно выполняли задания на островах и вы совсем не похожи на героев басни, которую мы сегодня с вами слушали.
-Какую басню, мы с вами слушали?
- Кто автор?
- Какова мораль басни? Что хотел автор показать в басне?
- Что вы посоветовали бы героям?
( ответы детей)
Воспитатель:
Запомните ребята:
«Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление дошкольников с творчеством тувинских писателей"
Ознакмление дошкольников с творчеством тувинских писателей...
Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов»
Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №1 «Тополек» «Ознакомление с массой предметов»...
Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром "Цитрусовый сад"
Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром "Цитрусовый сад"...
Конспект по развитию речи "Знакомство с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе
Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями....
Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление с трудом взрослых. Нефтяник. Коневод."
Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление с трудом взрослых. Нефтяник. Коневод."...
Конспект занятия в подготовительной группе (ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора с использованием нетрадиционной техники рисования) Тема: «Путешествие в космос»
Конспект занятия в подготовительной группе(ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора с использованием нетрадиционной техники рисования) Тема: «Путешествие в космос»...
Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов»
Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов» Воспитатель Качура Л.В Цель: формирование элементарных математических представлений.Задачи:Образ...