Конспект занятия в подготовительной группе " Ознакомление с басней И.А. Крылова " Лебедь, щука и рак"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Епишенкова Надежда Викторовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина»

 

Конспект занятия на тему: « Ознакомление с басней И.А. Крылова  « Лебедь, щука и рак» (проведение занятия с самостоятельным выбором ребенка).

 

Воспитатель: Епишенкова Н. В.

 

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями.

 

Образовательные задачи:

  1. Расширять  знания детей о басне, о ее жанровых особенностях.
  2. Учить понимать и оценивать характеры персонажей; выделять главную мысль басни, ее мораль;
  3. Воспринимать содержание басен, понимая их нравственный смысл.
  4. Активизировать и обогащать словарь детей .

Развивающие задачи:

  1. Развивать умения внимательно слушать, анализировать, давать точный ответ на поставленный вопрос.
  2. Развивать внимание, логическое мышление, память.
  3. Развивать координацию речи и движений.
  4. Развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

  1. Прививать детям любовь к творчеству И. А. Крылова.
  2. Формировать навыки коллективного творчества.
  3. Продолжать формировать у детей желание трудится, получать знания, помогать друг другу.

Задачи:

- закрепить представления детей о басне, её жанровых особенностях;

- продолжать учить участвовать в инценировках;

-развивать воображение;

- подвести детей к пониманию аллегории басни, её идее;

- воспитывать чуткость к образному строю языка;

- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

   

Предварительная работа: чтение басен и беседы о разных видах литературного жанра.

Материал: Книги с баснями, басня И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», портрет баснописца,  предметные картинки,  театр, атрибуты для театрализации, наборы для конструирования, ножницы, цветная бумага, карандаши, клей, цветные карандаши, раскраски.

 

Ход занятия

Воспитатель:

-Ребята, я приглашаю вас к нашему литературному уголку (дети подходят к уголку, встают полукругом, в уголке мягкая игрушка Вини-пуха).

-Каждый раз, для вас, Вини пух готовит что - то интересное и новое.  Но прежде чем я вам расскажу, что сегодня мы с вами будем читать, Вини – пуху нужно обязательно рассказать о  литературных жанрах, которые вы знаете. Готовы их назвать?

Дети:

-Рассказ, сказка, загадка, скороговорка, басня, пословица, поговорка, считалочка, стихи.

Воспитатель:

- Молодцы, все перечислили. А теперь приведите примеры, какие вы знаете рассказы, сказки, стихи, считалочки, скороговорки, басни.

Дети: (называют произведения и приводят примеры разных литературных жанров)

Воспитатель: Ребята, напомните мне и нашим гостям, что такое басня.

Дети:

- Басня – это не большая  короткая, поучительная история в стихах, которая несет поучительный смысл - мораль. В баснях представлены животные или насекомые, но подразумеваются люди, с плохими качествами характера.

.Воспитатель: А какие плохие качества характера высмеивает автор в баснях?

Дети: В баснях высмеивается лень, зло, жадность, глупость, лесть, хвастовство.

Воспитатель:

-Ребята, я не просто так у вас спрашивала про басни, потому что мы с вами будет сегодня знакомиться с еще одной  басней И. А. Крылова, которая называется «Лебедь, щука и рак». А какие вы уже знаете басни Крылова?

Дети:

- Стрекоза и муравей;

- Муха и пчела.

Воспитатель:

Хорошо, молодцы. А теперь послушаем  новую басню.

(Слушается басня).

Воспитатель:

Ребята, в басне встречаются новые слова, давайте разберем их.

Разбор новых слов:

-согласие - согласиться всем вместе в чём-либо;

-лад – порядок, мир;

-поклажа – багаж, груз, вещи;

-воз – тележка с грузом;

-судить – высказывать своё мнение;

-рваться – быстро продвигаться

-мука – страдания.

 Воспитатель:

Беседа по содержанию басни:

-Ребята, о ком эта басня?

-Что хотели сделать лебедь, щука и рак?

-Получилось у них сдвинуть воз?

-Почему не получилось?

-Могли герои басни сдвинуть воз?

-Что им нужно было для этого сделать?

-Понравилась вам басня?

-Чему учит нас эта басня?

(Басня подсказывает нам, как надо поступить, учит жить, видеть чужие и свои ошибки).

Воспитатель:

- Ребята, у нас замечательные картинки представлены на доске, может кто – то   хочет пересказать басню по картинкам? (по желанию дети пересказывают басню).

Воспитатель: Замечательно, молодцы. Ребята, мы сейчас с вами проведем физкультминутку, немного отдохнем, а в конце вы мне скажите из какой басни герой нашей физкультминутки

.Проводится физкультминутка.

( движения выполняются по тексту)

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

А четыре полетела.

У реки остановилась

И тихонько приземлилась.

Воспитатель: Отлично, молодцы. Вспомнили, ребята, из какой басни наш герой?

Дети:

- Да! Стрекоза и муравей.

Воспитатель:

- Да, все правильно вы назвали, молодцы.

Воспитатель:

- А сейчас, ребята,  обратите внимание на три наших острова в группе. Я сейчас вам расскажу, что это за острова, а вы выберете на какой из  островов вам отправиться.

1. Остров « АППЛИКАЦИИ» здесь вы можете создать аппликацию по нашей басне из заготовок и дополнить ее вашей фантазией.

2. Остров «КОНСТРУИРОВАНИЯ». На этом острове я предлагаю вам воспользоваться разными видами конструкторов для изготовления той самой тележки с возом, что по сей день там.

3. Остров « ТЕАТРА». На этом острове вы можете пофантазировать и придумать, а что же друг другу  могли говорить  герои, когда собирались везти воз. Но вам нужно обязательно придерживаться сюжета.

Для вдохновения, вы можете выбрать любую картинку, которая висит на доске и  взять ее к себе на остров.

Дается 5-7 минут на распределение по островам и выполнения задания.

 

Воспитатель: Ребята, вы так хорошо обосновались на своих островках, давайте сходим друг к другу в гости и посмотрим, что у вас  получилось.

Посещаем вместе с детьми 1 остров, потом 2 и в конце приглашаем всех на 3остров. В процессе задаются уточняющие вопросы по сюжету басни.

 Рефлексия

Воспитатель: Ребята, мы молодцы, так слаженно вместе выполняли задания, у вас получилась прекрасная аппликация, замечательная тележка с возом и героями басни, а наши артисты показали нам замечательную сценку. Горжусь вами! Горжусь тем, что вы так слаженно и дружно выполняли задания на островах и вы совсем не похожи на героев басни, которую мы сегодня с вами слушали.

-Какую басню, мы с вами слушали?

- Кто автор?

- Какова мораль басни? Что хотел автор показать в басне?

- Что вы посоветовали бы героям?

( ответы детей)

 Воспитатель:

Запомните ребята:

«Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина»

Конспект занятия на тему: « Ознакомление с басней И.А. Крылова  « Лебедь, щука и рак» (проведение занятия с самостоятельным выбором ребенка).

Воспитатель: Епишенкова Н. В.

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями.

Образовательные задачи:

  1. Расширять  знания детей о басне, о ее жанровых особенностях.
  2. Учить понимать и оценивать характеры персонажей; выделять главную мысль басни, ее мораль;
  3. Воспринимать содержание басен, понимая их нравственный смысл.
  4. Активизировать и обогащать словарь детей .

Развивающие задачи:

  1. Развивать умения внимательно слушать, анализировать, давать точный ответ на поставленный вопрос.
  2. Развивать внимание, логическое мышление, память.
  3. Развивать координацию речи и движений.
  4. Развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

  1. Прививать детям любовь к творчеству И. А. Крылова.
  2. Формировать навыки коллективного творчества.
  3. Продолжать формировать у детей желание трудится, получать знания, помогать друг другу.

Задачи:

- закрепить представления детей о басне, её жанровых особенностях;

- продолжать учить участвовать в инценировках;

-развивать воображение;

- подвести детей к пониманию аллегории басни, её идее;

- воспитывать чуткость к образному строю языка;

- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

   

Предварительная работа: чтение басен и беседы о разных видах литературного жанра.

Материал: Книги с баснями, басня И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», портрет баснописца,  предметные картинки,  театр, атрибуты для театрализации, наборы для конструирования, ножницы, цветная бумага, карандаши, клей, цветные карандаши, раскраски.

Ход занятия

Воспитатель:

-Ребята, я приглашаю вас к нашему литературному уголку (дети подходят к уголку, встают полукругом, в уголке мягкая игрушка Вини-пуха).

-Каждый раз, для вас, Вини пух готовит что - то интересное и новое.  Но прежде чем я вам расскажу, что сегодня мы с вами будем читать, Вини – пуху нужно обязательно рассказать о  литературных жанрах, которые вы знаете. Готовы их назвать?

Дети:

-Рассказ, сказка, загадка, скороговорка, басня, пословица, поговорка, считалочка, стихи.

Воспитатель:

- Молодцы, все перечислили. А теперь приведите примеры, какие вы знаете рассказы, сказки, стихи, считалочки, скороговорки, басни.

Дети: (называют произведения и приводят примеры разных литературных жанров)

Воспитатель: Ребята, напомните мне и нашим гостям, что такое басня.

Дети:

- Басня – это не большая  короткая, поучительная история в стихах, которая несет поучительный смысл - мораль. В баснях представлены животные или насекомые, но подразумеваются люди, с плохими качествами характера.

.Воспитатель: А какие плохие качества характера высмеивает автор в баснях?

Дети: В баснях высмеивается лень, зло, жадность, глупость, лесть, хвастовство.

Воспитатель:

-Ребята, я не просто так у вас спрашивала про басни, потому что мы с вами будет сегодня знакомиться с еще одной  басней И. А. Крылова, которая называется «Лебедь, щука и рак». А какие вы уже знаете басни Крылова?

Дети:

- Стрекоза и муравей;

- Муха и пчела.

Воспитатель:

Хорошо, молодцы. А теперь послушаем  новую басню.

(Слушается басня).

Воспитатель:

Ребята, в басне встречаются новые слова, давайте разберем их.

Разбор новых слов:

-согласие - согласиться всем вместе в чём-либо;

-лад – порядок, мир;

-поклажа – багаж, груз, вещи;

-воз – тележка с грузом;

-судить – высказывать своё мнение;

-рваться – быстро продвигаться

-мука – страдания.

 Воспитатель:

Беседа по содержанию басни:

-Ребята, о ком эта басня?

-Что хотели сделать лебедь, щука и рак?

-Получилось у них сдвинуть воз?

-Почему не получилось?

-Могли герои басни сдвинуть воз?

-Что им нужно было для этого сделать?

-Понравилась вам басня?

-Чему учит нас эта басня?

(Басня подсказывает нам, как надо поступить, учит жить, видеть чужие и свои ошибки).

Воспитатель:

- Ребята, у нас замечательные картинки представлены на доске, может кто – то   хочет пересказать басню по картинкам? (по желанию дети пересказывают басню).

Воспитатель: Замечательно, молодцы. Ребята, мы сейчас с вами проведем физкультминутку, немного отдохнем, а в конце вы мне скажите из какой басни герой нашей физкультминутки

.Проводится физкультминутка.

( движения выполняются по тексту)

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

А четыре полетела.

У реки остановилась

И тихонько приземлилась.

Воспитатель: Отлично, молодцы. Вспомнили, ребята, из какой басни наш герой?

Дети:

- Да! Стрекоза и муравей.

Воспитатель:

- Да, все правильно вы назвали, молодцы.

Воспитатель:

- А сейчас, ребята,  обратите внимание на три наших острова в группе. Я сейчас вам расскажу, что это за острова, а вы выберете на какой из  островов вам отправиться.

1. Остров « АППЛИКАЦИИ» здесь вы можете создать аппликацию по нашей басне из заготовок и дополнить ее вашей фантазией.

2. Остров «КОНСТРУИРОВАНИЯ». На этом острове я предлагаю вам воспользоваться разными видами конструкторов для изготовления той самой тележки с возом, что по сей день там.

3. Остров « ТЕАТРА». На этом острове вы можете пофантазировать и придумать, а что же друг другу  могли говорить  герои, когда собирались везти воз. Но вам нужно обязательно придерживаться сюжета.

Для вдохновения, вы можете выбрать любую картинку, которая висит на доске и  взять ее к себе на остров.

Дается 5-7 минут на распределение по островам и выполнения задания.

 

Воспитатель: Ребята, вы так хорошо обосновались на своих островках, давайте сходим друг к другу в гости и посмотрим, что у вас  получилось.

Посещаем вместе с детьми 1 остров, потом 2 и в конце приглашаем всех на 3остров. В процессе задаются уточняющие вопросы по сюжету басни.

 Рефлексия

Воспитатель: Ребята, мы молодцы, так слаженно вместе выполняли задания, у вас получилась прекрасная аппликация, замечательная тележка с возом и героями басни, а наши артисты показали нам замечательную сценку. Горжусь вами! Горжусь тем, что вы так слаженно и дружно выполняли задания на островах и вы совсем не похожи на героев басни, которую мы сегодня с вами слушали.

-Какую басню, мы с вами слушали?

- Кто автор?

- Какова мораль басни? Что хотел автор показать в басне?

- Что вы посоветовали бы героям?

( ответы детей)

 Воспитатель:

Запомните ребята:

«Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов»

Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №1 «Тополек» «Ознакомление с массой предметов»...

Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром "Цитрусовый сад"

Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром "Цитрусовый сад"...

Конспект по развитию речи "Знакомство с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе

Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями....

Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление с трудом взрослых. Нефтяник. Коневод."

Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление с трудом взрослых. Нефтяник. Коневод."...

Конспект занятия в подготовительной группе (ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора с использованием нетрадиционной техники рисования) Тема: «Путешествие в космос»

Конспект занятия  в подготовительной группе(ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора с использованием нетрадиционной техники рисования) Тема: «Путешествие в космос»...

Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов»

Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов» Воспитатель Качура Л.В Цель: формирование элементарных математических представлений.Задачи:Образ...