Дополнительная деятельность "Музыкальный говорунчик"
методическая разработка по развитию речи
Совместная дополнительная деятельноять музыкально - логопедического кружка учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию и совершенствованию речи детей старшего дошкольного возраста, используя альбомы для закрепления звуков: "Ль", "Л", "Ш", "Р", "Рь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_deyatelnost_-_muzykalnyy_govorunchik.docx | 29.55 КБ |
albom_l.docx | 1.81 МБ |
albom_l.docx | 2.5 МБ |
albom_r.docx | 1.35 МБ |
albom_r.docx | 2.26 МБ |
albom_sh.docx | 1.2 МБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Абанский детский сад №3 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании Заведущий Абанским д/с
Педсовета №3 «Светлячок»
№ протокола________ С.А Лукшиц__________
«____»_________20__г. «____»___________20__г.
Дополнительная деятельность - музыкально-логопедического кружок
«Музыкальный Говорунчик»
по развитию и совершенствованию речи детей дошкольного возраста.
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Срок реализации: 1 учебный год.
Составила: учитель-логопед
Савостьянова А.М.
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что за последние годы возросло количество детей, имеющих нарушения речи. И, к сожалению, из года в год их становится всё больше и больше. Поэтому проблема сопровождения таких детей приобретает особую актуальность. Важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – успешно поддается коррекции.
Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью. Это связано с тем, что у ребенка необходимо затормозить привычное для него ненормативное произношение и сформировать новое правильное.
Перед нами стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее успешное овладение навыками правильного произношения. И всё это нужно делать слаженно, легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая коррекционно-развивающую работу в нудные тренировки.
Так как логопедические занятия посещает лишь часть детей (20-25 детей) в учебный год, остальные дети стоят на очереди либо занимаются дома с родителями по рекомендациям. Перед нами был поставлен вопрос, – каким образом организовать больший охват детей, нуждающихся в логопедической помощи?
Уже доказано, что более быстрые положительные результаты появятся тогда, когда эта работа проводится совместно всеми участниками образовательного процесса, образуя единую систему.
Поэтому для уменьшения количества воспитанников, которые нуждаются в корректировке речи, нами была разработана дополнительная образовательная деятельность «Музыкальный говорунчик», при которой эффективность коррекционно - развивающей работы увеличивается, если осуществлять эту деятельность по автоматизации звуков в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем.
Пение — это удивительное занятие, при котором развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Он учится прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, сравнивать свое пение с пением других, оценивать качество исполнения.
Певческая деятельность также является сложным процессом звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально-слуховая координация, т. е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Причинами несовершенного пения детей являются нарушения слухового и голосового аппаратов, т.е. отсутствие связи между ними. Чтобы добиться устойчивых, правильных певческих навыков необходимо научить детей, в первую очередь, различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, т. е. сформировать у них эталон правильного голосоведения и интонирования.
Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой — средством коррекции голоса, артикуляции и дыхания.
Значит, пение можно использовать как коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования выразительной интонации и правильной артикуляции при произнесении звуков речи.
Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звуков эффективным и интересным, мы решили использовать разные речевые распевки. Логопедические распевки – это короткие фразы, рифмовки, стишки, чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д.
При проведении диагностики речи у старших дошкольников было выявлено, что в основном у детей отсутствуют, заменяются и искажаются одни и те же звуки. Это шипящие: «Ш», «Ж», но в основном это соноры: «Ль», «Л», «Р», «Рь». После чего мы решили сделать альбомы-памятки речевого материала по всем этапам закрепления звуков. За основу мы взяли методику Т.С.Овчинниковой «Логопедические распевки», но материал подобрали сами.
В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными – [с], [з], [ш],[ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются. Именно в этом порядке предлагается осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших слоговых песенок и заканчиваются более сложными по содержанию и речевому материалу песнями.
После получения полноценного устойчивого звука голоса можно переходить к пропеванию слогов, затем музыкальных фраз и маленьких песенок. При пении попевок педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание.
Музыкальный руководитель организует деятельность воспитанников по автоматизации звуков в различных попевках в соответствии проходимого звука. Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями или рифмовками для проговаривания, своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции.
Работа логопеда заключается в развитии артикуляционного аппарата, постановке звуков, чёткой его артикуляции, идёт процесс по автоматизации и дифференциации звуков.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Также необходимо развитие фонематического слуха. Так как недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Из вышесказанного, основной целью данной дополнительной программы является коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с помощью взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используя логопедические речевые распевки.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
2. Развивать фонематические представления и навыки.
3. Постановка и автоматизация звуков в речи.
4. Развитие музыкального слуха, чувство ритма.
5. Укрепление голосового аппарата.
6. Развитие памяти, внимания, мышления.
Основной смысл такой работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь и довести правильное произношение звука до автоматизации в свободной речи.
Данная программа составлена с учётом использования самомассажа языка, элементов Су – джок терапии, самомассажа ладоней апликатором Кузнецова, массажными мячиками.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя ___занятий. Занятия проходят 1-2 раза в неделю одним педагогом, либо совместно продолжительностью 25-30 минут, с подгруппой детей.
Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в журнале регистрации по итогам диагностики (первичной, итоговой).
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Дети свободно используют в связной речи поставленные звуки родного языка.
Приложение № 1
Календарно тематическое планирование
Месяц-Октябрь | |||
№ п/п | Тема | Деятельность на занятии учителя-логопеда | Деятельность на совместном занятии учителя - логопеда и музыкального руководителя |
1 | Знакомство. | Знакомство детей друг с другом, профессией логопед, понятием логопедический кабинет, логопедическое занятие. Знакомство с органами артикуляции. | Приветствие детей, создание эмоционально-положительного фона. Знакомство с педагогом, совместной деятельностью, правилами поведения на занятии. Беседа – органы речи. Активизация слухового внимания. |
2 | Речевая разминка. | Самомассаж языка. Знакомство с гимнастикой для языка. Выделение звука из ряда других звуков. | Развитие чувства ритма. Отстукивание ритмических упражнений. Музыкальная голосилка. |
3 | Наш весёлый язычок. | Развитие общей артикуляционной моторики. Выделение звука из ряда других звуков. | Пение гласных звуков. Прослушивание отрывков песенок, отгадывание упражнения для языка, его выполнение под музыку. |
4 | Нужная гимнастика. | Артикуляционная гимнастика на определённую группу звуков. Выделение звука на фоне слога. | Артикуляционная гимнастика на определённую группу звуков под музыку. Удерживание артикуляционной позы. |
Месяц-Ноябрь | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | Звуки речи. | Беседа о звуках речи. Постановка звука по подражанию. Самомассаж кистей и пальцев рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слога. | Беседа – артикуляционный уклад. Протягивание звука кто дольше. Задавание ритмического рисунка для пропевания поставленного звука. |
2 | Слоговые песенки. | Автоматизация звука в прямых слогах. Самомассаж кистей рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слова. | Артикуляционный уклад. Произношение звука по одному, в паре и в подгруппе. Пропевание прямых одинаковых слогов по одному, по два и по три сразу. Затем разных слогов. |
3 | Песенки наоборот. | Автоматизация звука в обратных слогах. Самомассаж кистей рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слова. | Артикуляционный уклад. Произношение звука по одному, в паре и в подгруппе. Пропевание обратных одинаковых слогов по одному, по два и по три сразу. Затем разных слогов. |
4 | Начало слова | Закрепление звука в начале слов. Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова. | Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами). |
5 | Середина слова | Закрепление звука в середине слов. Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова. | Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами). |
Месяц-Декабрь | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | Конец слова. | Закрепление звука в середине и конце слов. Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова. | Повторение. Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами). |
2 | Фраза. | Закрепление звука во фразах, предложениях. Определение места звука в слове. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Ляпко. | Пропевание распевок (фраз) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе. |
3 | Быстрый язычок. | Закрепление звука в чистоговорках. Определение места звука в слове. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Ляпко. | Пропевание распевок (чистоговорок) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе. |
4 | Речевой экзамен | Закрепление звука в стихах-рифмовках. | Пропевание стишков (рифмовок) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе |
5 | Свободная речь | Закрепление звука в связной речи. Учить контролировать свою свободную речь. | Повторение пройденного материала. Разучивание и пение песенки. |
Приложение № 2
Месяц-Январь | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | |||
2 | |||
3 |
Месяц-Февраль | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Месяц-Март | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Месяц-Апрель | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекция речи детей с помощью дополнительной образовательной деятельности «Музыкальный говорунчик »
Диагностика развития речи старших дошкольников
Цель дополнительной деятельности- коррекция речи детей с помощью взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используя логопедические речевые распевки .
Пение Память Внимание М ышление Эмоциональная отзывчивость Музыкальный слух Укрепление голосового аппарата Правильная артикуляция звуков Развитие чувства ритма
Содержание альбома Музыкальная голосилка Цепочки звуков Речевая разминка Слоговые упражнения Закрепление в словах фразы чистоговорки рифмовки песня
Промежуточные итоги дополнительной деятельности
Сравнительная диагностика развития речи старшего дошкольного возраста:
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
МБДОУ « Детский сад № 16 комбинированного вида» г. Канаш ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ГОВОРУНЧИК»
презентация подготовительной группы...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительная образовательная программа по развитию речи "Говорунчик" для детей 6-7 лет
В материале размещены планы-конспекты кружка по развитию речи для детей 6-7 лет. Программа разработана с октября по апрель....
Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе
Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе...
Логопедический кружок «ГОВОРУНЧИК»
Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Говорунчики» «Блокадный Ленинград»
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Говорунчики»«Блокадный Ленинград»...