Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики"
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ГОВОРУНЧИКИ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД №79 «СОЛОВУШКА»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель-логопед
Бурова С.А.
Смоленск
2022 год
1
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………….…3
1.1. Актуальность программы дополнительного образования …………...4
1.2. Принципы и подходы к формированию программы………………….5
2. Цели и задачи реализации Программы…………………………………...5
3. Планируемые результаты освоения программы…………………….…...6
4. Организация учебного процесса …………………………………….……6
5. Структура ООД…………………………………………………………..…6
6. Содержание программы дополнительного образования…………….….8
7. Взаимодействие с семьями воспитанников ………………………….….33
8. Список литературы………………………………………………….…….34
2
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку — можно творить”
К.С.Станиславский
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей"
4.Конвенция о правах ребёнка.
5. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад №79 «Соловушка».
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка,
особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной
речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения
с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным
звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда
в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества,
уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет
желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для
окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или
заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем
более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за
собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение
произносительной стороны речи требует специальной логопедической
помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она
3
эффективнее.
При составлении программы были использованы методические разработки В.
А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, а также
собственные методические разработки. Данная программа составлена с
учётом и использованием современных инновационных технологий и
методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический
принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями
воспитателей и узких специалистов, и закрепление пройденного
лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых
игр и упражнений.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым,
позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм,
воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию
внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий
способствует прочности усвоения материала.
1.1. Актуальность программы дополнительного образования
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения
со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих
нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно
заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются
любые отклонения от общепринятых норм языка. В настоящее время
наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми
расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней
коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень
актуальной.
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на
логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники
нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Кружковая
логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по
коррекции звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте, она дает
возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и
4
запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Говорунчики» позволяет оказывать
специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу
их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические
занятия.
1.2. Основные принципы и подходы к формированию программы
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками и технологиями.
2. Принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка.
3. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
4. Принцип комплексно-тематического построения образовательного
процесса;
5. Принцип построения образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
6. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
7. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Образовательная деятельность реализуется с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей.
8. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи дошкольников.
2. Цель и задачи реализации программы
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для
совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях
дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического
слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
5
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование
логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
3. Ожидаемые результаты:
Систематические занятия по данной программе должны способствовать:
- овладению основным артикуляционным движениям по возрасту;
- коррекции звукопроизношения;
- навыкам правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох);
- развитию просодической стороны речи,
- умению координировать тонкие пальчиковые движения;
- формированию слоговой структуры слова;
- коррекции лексико-грамматической стороны речи;
- формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого
ребенка.
У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим
занятиям и работе над речью в целом.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на
коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы
воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью
профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.
4. Организация педагогического процесса
Программа дополнительного образования ориентирована на детей 4-5 лет.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Срок реализации программы кружка – 1 год.
Программа реализуется учителем-логопедом. Контроль за усвоением
материала программы проводится в конце учебного года.
5. Структура ООД
В содержание занятий включены следующие виды работы:
1. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой
этиологии.
2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости
6
от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило,
если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое
развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка
движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее
важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры
головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
3. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается
от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а
выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины
фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и
звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
4. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух.
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает
(запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал
– что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность
фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении
письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное
протекание процесса любого обучения вообще.
5. Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с
музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального
сопровождения.
Чтобы преодолеть проблемы речевого развития, необходимо проводить
ритмические упражнения. Дети учатся разговаривать, совершенствуют свою
речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку,
развивают дыхание и многое другое. С помощью логоритмики дети учатся
перевоплощаться и входить в образ театрального героя. Благодаря им
ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки,
выбирать интонацию и формировать предложения.
6. Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования
связной речи.
7. Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения
используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок
терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, кинезиологические
7
упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются
средства ИКТ.
6. Содержание программы дополнительного образования
Октябрь
1 – я неделя.
Тема «Огород. Овощи».
1. Развитие речевого дыхания и голоса
«Разговоры овощей».
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца
(обиженно).
Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу,
пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо».
Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки
и бабушки.
2. Массаж биологически активных точек лица
«Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» - массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние
уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными
пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я, нужней, чем сто конфет! - прижимаем ладони к щекам.
3. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Тыква» - широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».
«Толстячки -худышки».
Изобразить овощи на грядке.
Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»;
лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».
«Лопата». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».
Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
«Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать.
Упражнение «Кабачок». Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко
открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за
нижние зубы.
«Ровная грядка в огороде». Широко открыть рот, опустить язык за нижние
8
зубы.
Игра «Я — не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке.
Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец»,
«Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т.д. Дети
отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!»
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия
Игра «Громко-тихо» (на развитие слухового внимания, модуляции голоса).
Дети в масках овощей стоят в кругу.
Педагог. У нас здесь очень много овощей. Давайте друг другу представимся.
Каждый имя свое знает,
Громко-тихо называет.
Играет музыка; водящий идет по кругу. Музыка смолкает — водящий
останавливается возле какого-нибудь «овоща», и тот называет свое «имя»
громко, затем тихо.
5. Развитие темпа и координации речи и движений.
Упражнение «Таня сеяла горох» (на координацию речи с движениями под
музыку)
Хором. Как по полю Таня шла (Шаг на месте)
И горошину нашла. (Нагнуться, «поднять горошину»)
Ах, ох, ах, ох, (На каждый слог качать головой, обхватив ев руками)
Таня сеяла горох. (Имитация действия)
6. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…»
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
7. Развитие связной речи, обогащение словаря
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию».
8. Релаксация
Упражнение «Устали овощи» Устали овощи, сели отдыхать.
Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
Обмахивать лицо ладошками.
Морковка: «Эх! Эх!»
Хлопать по коленям.
Горох: «О-хо-хох!»
Легко ударять пальчиками по коленям.
9
Огурец: «Ух! Ух!»
Хлопать в ладоши.
2 – я неделя.
Тема «Сад. Фрукты».
1. Развитие речевого дыхания и голоса
Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох
ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая
огромная груша! Вдох носом, выдох ртом. «
Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
«Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»).
2. Артикуляционная гимнастика
«Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
«Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх.
Губы сомкнуты «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий»
язык с силой протискивается между зубами. «Качели в саду». В саду мы
увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
«Чашечка для сока». Сделать из языка «чашечку».
«В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в
Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
3. Развитие слухового и двигательного внимания.
Игра «Корни, ствол, ветки» (проводится под звучание русской народной
песни «Как под яблонькой»).
Какие части дерева вы знаете? (Ответ: корни, ствол, ветки.)
На каждую команду педагога дети выполняют определенное движение:
«ствол» — стоя прижимают руки к туловищу,
«корни» — приседают,
«ветки» — стоя разводят руки в стороны.
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Динамическое упражнение «Яблоки»
Веточки на яблоньке повисли от печали Поднять руки вверх,
кисти опущены.
Яблоки на веточках висели и скучали. Покачать опущенными
кистями.
10
Девочки и мальчики ветки раскачали. Покачать поднятыми
вверх руками.
Яблоки о землю громки застучали. Поднимать и опускать
выпрямлены, пальцы соединены и напряжены
5. Развитие мелкой моторики рук.
«Прекрасен наш осенний сад»
Прекрасен наш осенний сад. (Машут руками, подняв их вверх.)
В нем слива есть и виноград. (Загибают поочередно пальцы.)
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
И желтый лист шуршит (Машут руками, затем у ног плавно опускают их
вниз.)
Плоды мы утром соберем (Сжимают и разжимают пальцы.)
И всех соседей позовем.
Три яблока из сада (Открывают поочередно три пальца.)
Ежик притащил.
И самое румяное (Соединяют вместе руки, изображая в виде яблока.).
Он белке подарил (раскрыть ладони и протянуть их вперёд)
6. Развитие лексико-грамматических категорий.
– Что можно приготовить из фруктов? – Салат, компот, морс, пирог,
желе, кисель, сок.
-Молодцы. А давайте сейчас с вами сделаем сок из яблок. Он будет какой? –
Яблочный.
– А сок из груши? – Грушевый.
– Сок из апельсинов? – Апельсиновый.
– Сок из ананасов? – Ананасовый.
– А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет
какой? – Ассорти.
7. Релаксация
Звучит мелодия «Воскресное утро» Т. Гомез (аудиосборник «Воскресное
утро»). Дети с закрытыми глазами лежат на ковре, затем не спеша встают
3 – я неделя.
Тема. Осень.
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок» (картотека)
2. Развитие слухового восприятия и внимания.
Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5)
3. Развитие дыхания.
11
Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая
поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном
выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и
постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
4. Развитие темпа и координации речи и движений
Упражнение «Дождик»
Пойдем осенними дорожками,
Пусть листики шуршат под ножками. (Ходьба по кругу в колонне)
Листья осенние в танце кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Легкий бег на носках, на остановку
музыки — присесть)
Ветер осенний поднялся — и вот
Листья по кругу ведут хоровод. (Боковой приставной шаг)
Ветер крепчает и дует сильнее —
Листья по кругу летят все быстрее. (Боковой галоп)
В край далекий улетая,
Нам помашет птичек стая. (Ходьба «стайкой»)
Дождик мелкий моросит, «Кап, кап, кап!» — он говорит.
(Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу)
5. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика «Осень добрая пришла»
Осень добрая пришла, (Поочередно разжимают и сжимают пальцы.)
Нам подарки принесла. (Загибают пальцы.)
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Стихотворение «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется. (М. Худякова)
7. Релаксация
Упражнение «Листики устали» (фонограмма)
4 – я неделя. Тема «Дары осени».
12
1. Развитие дыхания
«Вдыхаем запах леса»
И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох);
2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека)
3. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия
Упражнение «Звуки осеннего леса» (фонограмма)
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Упражнение «По дорожке шли…» Прокофьев. А.
5. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая игра «Осенний букет» - М.Ю. Картушина, с. 13
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Дидактическое упражнение «Подбери словечко: какой, какая, какие?»
(картотека игр на описание)
7. Релаксация
Упражнение «Листики устали» (фонограмма)
Ноябрь
1 – я неделя.
Тема «Как звери к зиме готовятся».
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека)
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия
Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя»)
3. Развитие дыхания
Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс»
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Динамическое упражнение «Заинька» - М. Ю. Картушина, с. 25
5. Развитие мелкой моторики рук.
Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И.
Крупенчук, с. 7
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Беседа по сказке В. Сутеева «Дядя Миша»
7. Релаксация
Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26
2 – я неделя.
Тема «Игрушки».
- Дыхательная гимнастика.
13
Дышим носом с куклой Татой» (педагог произносит текст, дети дышат: вдох
носом, выдох носом)
Дышим носом с куклой Татой: Вдох – выдох, вдох – выдох.
Вместе нам учиться надо: Носом – вдох, носом – выдох.
2. Массаж биологически активных точек лица
«Городок игрушек».
Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.
Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.
Есть волшебный городок – растираем ладонями уши вверх – вниз.
Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Лопаточка» - рот открыт широкий расслабленный язык лежит на нижней
губе.
«Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка
поднята вверх.
«Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик узкого языка
попеременно тянется под счет педагога к уголкам губ.
«Качели» - рот открыт. 1) Напряженный язык тянуть к носу, затем к
подбородку. 2) За верхние и нижние резцы. «Футбол» - рот закрыт.
Напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.
«Лошадка» - улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как
цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить,
чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась
неподвижной.
4. Развитие слухового внимания, чувства ритма.
Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш, с. 14
5. Развитие темпа и координации речи и движений.
Массаж спины «Паровоз» - М. Ю. Картушина, с. 36
6. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат
кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
14
Мы игрушки сосчитать.
8. Развитие связной речи, обогащение словаря
Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая? Какое?»
9. Релаксация
Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…» («Колыбельная»)
3- я неделя
Тема «Мебель»
1.Развитие речевого дыхания и голоса
Вдох через нос, при выдохе перечислять выставленные на доске предметные
картинки с изображением мебели.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Приколачиваем дверку к шкафу». Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-тт, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук». «Столешница стола» -
открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в
таком положении на счет до 5. «Сиденье стула» - открыть рот, высунуть
узкий язычок, приподнять его и удерживать в таком положении на счет до 5.
Чередовать упражнения «Столешница стола» и «Сиденье стула»-
попеременно высовывать узкий и широкий язычок. Повторить 3-4 раза.
«Высокий шкаф»- высунуть язычок вверх и стараться им дотянуться до носа.
Удерживать язычок в таком положении на счет до 5. «Диван» - приоткрыть
рот, кончиком широкого язычка упираться в нижние зубы. Верхними зубами
слегка прижать язычок. Удерживать в таком положении на счет до 5.
3.Массаж биологически активных точек лица
«Шкаф». Шкаф дремучий, шкаф из дуба – гладим лоб кончиками пальцев по
направлению к вискам. В нем костюмы, платья, шубы – указательный и
средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами. В нем еноты, лисы,
волки – массаж уголков губ по направлению к ушам. И весь день в шкафу
темно – круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки. Как в
лесу или в кино – трем ладонь о ладонь и прикладываем ладони к щекам.
4. Развитие слухового внимания, чувства ритма.
«Слушай бубен»: 1 удар в бубен – «стул» (присесть на корточки, обхватив
колени руками); 2 удара – «вешалка» (встать руки в стороны).
5. Развитие темпа и координации речи и движений.
Медленно произносить слова и одновременно выполнять движения:
Тук, тук мо-лот-ком –
(Дети присели и стучат кулачками по полу)
Строим, строим, строим стол
15
6. Развитие мелкой моторики рук
Исходное положение: руки сжаты в кулаки.
Табурет на табурет
Ставит осторожно.
Табурет на табурет —
Это очень сложно.
Табурет на табурет, (Попеременно ставить кулак на кулак)
Лезет на кушетку. (Положить ладонь на ладонь)
И опять на табурет
Ставит табуретку. (Попеременно ставить кулак на кулак)
Достал! (Поднять руки вверх, пальцы разжать) (По А. Шлыгину)
7. Фонопедическая гимнастика «Конфеты»
Гимнастика выполняется в сопровождении мелодии русской песни «Как у
наших у ворот».
Педагог: Вот со стула волк встает,
За конфетами идет.
Хором. У-у-у-у... (Прижатые к груди кисти рук с напряжением вытянуть
вперед)
Педагог. А из кресла встал медведь.
Хвать конфету — и реветь.
Хором: -Ы-Ы-Ы... (Прижатые к груди кисти рук с напряжением вытянуть в
стороны)
Педагог. А с кровати ежик встал.
— Дай конфетку, — зафырчал.
Хором: Ф-ф-ф... (На каждый звук встряхивать кистями рук перед собой) (В.
Кныш)
Звукоподражания выполняются с глубоким вдохом и на ном речевом выдохе.
8. Развитие связной речи, обогащение словаря
Игра «Что из чего?» «Какой? Какая? Какое?»
9. Релаксация
Дети сидят на стульях: руки на коленях, голова опущена, глаза скрыты.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
4 – я неделя.
Тема «Деревья»
1. Развитие дыхания
Ветер северный подул «фффф»
Все листочки с липы сдул.
Повторить 2-3 раза.
16
2. Развитие артикуляционного аппарата.
«История весёлого ежика».
3. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия
Упражнение «Звуки осеннего леса» (фонограмма)
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Ветер по лесу летал,
ветер листики считал
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной.
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку.
Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую
строку.
Опускают руки, приседают.
5. Развитие мелкой моторики рук.
Хором. Птички летели, (На каждой руке соединить кончики пальцев)
Крыльями махали. (Махать кистями рук)
На деревья сели, (Поднять руки, развести пальцы в стороны кончиками
вверх)
Вместе отдыхали. (На каждой руке соединить кончики пальцев)
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Назови с какого дерева листочек.
У дуба – дубовый, берёзы, осины, рябины, клёна, каштана.
7. Релаксация
Упражнение «Листики устали»
Декабрь
1-неделя
Тема «Зима»
1. Артикуляционная и мимическая гимнастика
«Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений)
«Лошадка на санях детей катает» Поцокать широким язычком. «Погреем
ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо). Для челюсти «Окошко» «Окошко
открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.
Упражнение для губ и щек «Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть
щеки. Веселое выражение глаз. «Сосулька». Высунуть «острый» язык как
17
можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—
восьми»). «Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой». «Горка для спуска».
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка
«горочкой». «Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка
плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик
свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по
коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не
касались зубов. «Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот
открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
2. Дыхательная гимнастика
«Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс»
«Снег идет» - И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх.
1-плавно опускать руки (вдох носом);
2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза. «Мороз трещит»
[щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо) «Ветер свистит» [сссссссссссссссс]
(громко, тихо) «Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
3. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.
Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко
«Звуки и знаки. Гласные», с.3.
4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица.
Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю.
Картушина, с.37
5. Развитие мелкой моторики рук.
Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И.
Крупенчук, с. 7
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет
зимы.
7. Релаксация
Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма)
2 – я неделя.
Тема «Зимние забавы».
1. Развитие артикуляционного аппарата.
«Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека
артикуляционных упражнений)
2. Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса.
Упражнение «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков
по артикуляции).
18
3. Развитие дыхания.
Игра «Согреем ладошки»: «ххх». Упражнение «Сдуй снежинку с носа».
4. Развитие темпа и координации речи и движений
Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина , с.
38
5. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика «Снежки»
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых
предложений)
7. Релаксация
Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма)
3 – я недеТема «Одежда. Обувь. Головные уборы»
1. Развитие речевого дыхания и голоса
И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе
произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
2. Артикуляционная гимнастика
«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы,
удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию).
Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
«Большие пуговицы» - максимально округлить губы и «Маленькие пуговки»
- вытянуть губы узкой «трубочкой.
«Иголочка» - вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и
удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения
«широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу
(«круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми
краями». «Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к
верхним зубам, удерживать его в таком положении. «Шитье на разных
швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы,
боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем
на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т» (шьем на ручной швейной
машинке). «Строчит машинка»- губы в улыбке, чистый пальчик—под
язычок, произносить: др-р-р-р. «Строчка» - кончик языка «иголочкой»
ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта. составитель
3. Пальчиковая гимнастика
Постираю чисто с толком (движения кулачками, имитация стирки)
Рубашку, кофту и футболку (поочерёдное потирание всех пальцев)
19
Свитерок и брюки –
Устали мои руки. (встряхивание кистей рук)
4. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции,
закрепления знания гласных звуков.
«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева, с.
31
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Мы зимой гуляли – шубы надевали,
Шубы надевали и в снежки играли.
Мы весной гуляли – плащи надевали,
Плащи надевали – лужицы считали.
Летом мы гуляли – шорты надевали,
По лугу ходили – бабочек ловили.
5. Развитие связной речи, обогащение словаря
Игры «Что из чего?», «Какой? Какое? Какая?», «Назови ласково». Загадки.
6. Релаксация
Представить, что мы одежда, которая висит на плечиках.
4 – я неделя.
Тема «Новый год к нам идет».
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Упражнения «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет»,
«Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений)
2. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов»
гласных звуков.
Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив первый
гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом нужного звука).
3. Развитие дыхания и голоса.
Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» - В. А. Кныш,
с. 22
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) -
М. Ю. Картушина, с.43
5. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика «Новый год» - В. А. Кныш, с. 23
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка)
Январь
2 – я неделя.
20
Тема «Рождество».
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Упражнения «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка».
2. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции,
закрепления знания гласных звуков.
«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева, с.
31
3. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики.
«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - Т. А. Воробьева, с. 31
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш, с. 25
5. Развитие связной речи, обогащение словаря
Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок»)
6. Релаксация.
«Рождественская колыбельная (фонограмма)
3 – я неделя.
Тема «Дикие животные»
1. Мимические упражнения.
«Злой волк»: выражение лица злое, брови нахмурены. «Хитрая лиса»:
улыбнуться, хитро прищурив глазки. «Трусливый зайка»: выражение лица
испуганное. «У зайки болят зубы»: страдающее выражение лица.
2. Дыхательные упражнения.
«Лиса идёт по следу»: короткие частые вдохи носом. Лисонька-лиса след
зайца взяла. Носиком повела, по следу пошла: Прислушивается,
принюхивается. «Согреем лапки»: подуть на руки, выдыхая ртом тёплый
воздух. Зайке холодно в лесочке: Греет лапки под кусточком.
3. Артикуляционные упражнения.
«Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк. «Зайка»: покусать верхними
резцами нижнюю губу. «Заяц грызёт кочерыжку»: покусывать язык,
постепенно втягивая его в рот. «Заяц и морковка» Зайчишка-трусишка По
болоту бежал, в огород забежал, Нашёл морковку, грызёт её ловко.
(потешка): - Заяц, заяц, чем ты занят? - Кочерыжку разгрызаю. - А чему ты,
заяц, рад? - Рад, что зубы не болят! «Хвостик»: покачать высунутым изо рта
языком из стороны в сторону. «Зайка играет на барабане»-- улыбнуться,
открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык
упирается в верхние зубы, рот открыт
4. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных
звуков.
21
Упражнение «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т. А.
Ткаченко, с. 7
5. Развитие дыхания и голоса.
Логоритмическая песенка «Зайчишка»
6. Развитие темпа и координации речи и движений.
Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки»
- В. А. Кныш, с. 26
7. Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук.
Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма стихотворения скорлупками
от грецких орехов) – картотека логоритмических игр.
8. Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря
Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация)
9. Релаксация.
Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу нужно
отдыхать».
Февраль
1 – я неделя.
Тема «Как медведь сам себя напугал».
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных
движений при закрытом, затем открытом рте.
«Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с.
27
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных
звуков.
Знакомство со звуком [ы] и его символом. Игра «Один – много» (выделение
последнего звука [ы] в словах)
3. Развитие дыхания и голоса.
Пропевание гласных звуков с движениями рук ([а] – руки вниз, [о] – руки
вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Упражнение «Про медведя» - В. А. Кныш, с. 27
5. Развитие мелкой моторики рук.
Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И.
Крупенчук, с. 7
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Пересказ рассказа с опорой на схему «Как медведь сам себя напугал»
7. Релаксация.
22
Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу нужно
отдыхать». Звучит «Мазурка» Ф. Шопена.
2 – я неделя.
Тема «Домашние животные»
1. Упражнение на дыхание
«Кошка мяукает»
И.п.: о.с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдо-хе
произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.
«Собака лает»
И.п.: о.с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!»
Повт. 3-4 раза.
2. Мимические упражнения.
«Сердитый Полкан»
- Почему сердит, Полкан?
- Не пустили на диван,
Мяч не дали прокусить,
- Всё! Не буду я служить!
«Удивлённый котишка»
Полосатый кот-мурлышка
Водит носиком по книжке:
- Почему не пахнут мышки,
Нарисованные в книжке?
Не могу я их поймать!
Лапой только: хвать да хвать!
3. Развитие артикуляционного аппарата.
«Телёнок» - жевательные движения, рот при этом закрыт.
«Киска сердится» -рот приоткрыт, язык в виде «мостика».
«Лошадка» - поцокать язычком, при этом рот открыт.
Язычок ведь, как копытца,
Может звонко потрудиться.
Цок, цок, цок, - и не устанет,
Лишь усердней цокать станет.
«Пушок лакает молоко» -лакательные движения языком.
Любит котик молочко,
Пьёт его из блюдечка.
Как? Охотно и легко.
Не устав нисколечко!
«Собачке жарко!»
23
Жарко нашему Дружку: (Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.)
Он побегал по лужку!
Язык в сторону свалился, (соответственно)
Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком.)
«Щенок устал» («Лопатка»)
4. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых
звуков.
Интерактивная игра «Домашние животные» (портал Мерсибо)
5. Развитие темпа и координации речи и движений.
Подвижная игра «Кот и мыши» - М. Ю. Картушина, с.59
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Игра «Чей малыш?»
7. Релаксация.
Дети лежат на ковре. Упражнение «Наши ножки устали, они прыгали,
скакали» - М. Ю. Картушина, с.60
3 – я неделя.
Тема «Домашние птицы»
1. Артикуляционная гимнастика «Цыплята клюют зернышки». Вытянуть
губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы. Упражнения для
губ и щек «Индюк». Сильно надуть щеки и по возможности долго
удерживать воздух в ротовой полости. Упражнения для языка «Клювы
домашних птиц». Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий
клюв у селезня и гуся. Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в
улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с
наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л-ллл. «Индюк из города идет, индюшку за собой ведет». Быстро высовывать
«широкий» язык изо рта и произносить: бл-бл-бл-бл-бл». Индюки
«болбочут». Положение языка, как в предыдущем упражнении. Сначала
медленно, затем постепенно убыстряя темп.
2. Дыхательная гимнастика
«Гуси шипят»: И.п.: о.с. 1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть,
вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!».
Повторить 3-4 раза.
3. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых
звуков.
Узнай чей голос? «Домашние птицы»
4. Пальчиковая гимнастика
«Курочка»
24
5. Развитие темпа и координации речи и движений.
«Наши уточки с утра».
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Игра «Чей малыш?»
7. Релаксация.
4 – я неделя.
Тема «Наша армия».
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Упражнения «Пулемёт» (четко произносить «тттт»), «Танк» (многократно
побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с
произнесением звука «д»), «Пароход» (длительно произносить звук «ы»).
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных
звуков.
Пропевание последнего гласного звука в слове, соотнесение его с символом.
3. Развитие дыхания и голоса.
Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание
гласных звуков «а-э-и-о-у»).
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с.74
5. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
«Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных)
7. Развитие внимания, быстрой реакции.
Игра «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с. 74
Март
1 – я неделя.
Тема «Мамин праздник».
1. Развитие артикуляционного аппарата.
«Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное
варенье».
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных
звуков.
Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом
гласных)
3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.
Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание гласных звуков с
движением руки)
25
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В.
А. Кныш, с. 30
5. Развитие мелкой моторики рук.
Самомассаж ладоней Су-Джок мячиком «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И.
Крупенчук, с. 9
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Упражнение «Какая моя мама?» (подбор прилагательных)
7. Релаксация.
Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия
«Колыбельная медведицы»
2 – я неделя.
Тема «Посуда»
1. Развитие артикуляции и дыхания.
1. Артикуляционная гимнастика
«Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то
широкой «трубочкой».
«Самовар». Надувать обе щеки одновременно.
«Подготовим чашечки для чая, кофе, сока». Чередовать позиции: язык
«чашечкой» и язык «на донышке».
«Ручка чайника». Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю
десну
2. Мимические упражнения
Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку. Радость – купили новую
посуду. Неудовольствие – много грязной посуды, которая была у бабушки
Федоры в сказке К. Чуковского. Упражнения для мышц шеи «Посмотрите,
что в кастрюле?» Опустить голову вниз “Какая посуда стоит на полке?”.
Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.
Двигательно-речевая миниатюра «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Надули животик, одна рука – носик, другая – ручка.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Кружатся.
26
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принёс.
Развести руки ладонями вверх. составитель
«Каша кипит».
И. п.: сидя на стуле, одна рука – на животе, другая – на спине.
Втягиваем живот и набираем воздух в легкие, опускаем грудь и выдыхаем
воздух, произнося звук «ф-ф-ф».
«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. Повернуть голову
вправо, влево с произнесением звуков о, у.Упражнение «Бублик», «Месим
тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка».
3. Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса.
Упражнение «Посуда поет» - В. А. Кныш, с. 30
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В.
А. Кныш, с. 30
5. Развитие мелкой моторики рук.
Упражнение «Тесто». Стихотворный текст – О. И. Крупенчук, с. 10.
6. Развитие грамматики, обогащение словаря.
Упражнение «Посуда. Большой – маленький» (образование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами) мультимедийная презентация.
Серия «Уроки логопеда»
7. Релаксация.
Дети лежат на ковре. Упражнение на расслабление «Сладкие сны» (диск
«Музыка для релаксации»)
3 – я неделя.
Тема «Транспорт».
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.
«Ветерок». Подуем на «кораблик»: воздух вдыхается через нос и резко
выдыхается через рот.
«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш.
«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.
«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
«Сигналит машина». Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
«Шторм на море». Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и
спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
27
«Гребем веслом». Перемещать язык из одного угла рта в другой.
«Самосвал высыпает груз». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка
упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать
широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами.
Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.
«Летит самолет». Кончик языка зажать между зубами. Произносить
длительно звук л-л-л-л-л.
«Заводим моторчик». Улыбнуться, открыть рот. Длительно произносить
звук: д-д-д-д.
2. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа,
закрепление знания гласных звуков и их символов.
Упражнение «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение
первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т. А. Ткаченко,
звуки и знаки. гласные. с. 15
3. Развитие дыхания и голоса.
Упражнения «Сдулось колесо» - В. А. Кныш, с. 36
4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений.
Упражнение «На улице» - В. А. Кныш, с. 36
5. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая игра «Я построю самолет, шлем надену – и в полет!»
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Упражнение «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительноласкательными суффиксами).
7. Релаксация.
Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.
Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник
«Волшебство природы»).
4 – я неделя.
Тема «Весна»
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Упражнения «Солнышко улыбается», «Дудочка», «Лопатка», «Сосулька»,
«Качели».
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных
звуков.
Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука)
3. Развитие дыхания и голоса.
Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
28
Упражнение «Весна идет» (на координацию речи с движениями под музыку)
- В. А. Кныш, с. 38
5. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным
сопровождением – картотека логоритмических игр
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц
7. Релаксация.
Дети ложатся на ковер.
Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник
«Волшебство природы»).
Апрель.
1 – я неделя.
Тема «Перелетные птицы».
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий
язык), «Почистим клювик» (зубки)
2. Развитие фонематического восприятия.
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными
гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр на фонематическое восприятие.
3. Развитие дыхания, силы голоса.
Упражнение «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание
гласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в
руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34.
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с
движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40
5. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая игра «Птички полетели, крыльями махали»
6. Развитие связной речи, обогащение словаря
Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118
7. Релаксация.
Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса
птиц»
2 – я неделя.
Тема «Космическое путешествие».
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели».
29
2. Развитие фонематического восприятия
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными
согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое
восприятие.
3. Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса.
Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты
голоса, с движениями руки сверху вниз)
4. Развитие темпа и координации речи и движений.
Упр. «Полет» (картотека логоритмических упр)
5. Развитие мелкой моторики рук.
Упр. с массажными колечками Су-джок
6. Развитие связной речи, грамматики, обогащение словаря.
Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в
стихотворение).
7. Релаксация.
Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит
музыка группы «Спейс»
3 – я неделя.
Тема «Насекомые».
1. Развитие речевого дыхания
«Лови комара» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
1- на выдохе хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой;
2- на выдохе произносить; «З-з-з! З-з-з!». Повторить 3-4 раза.
«Муха в паутине»
И.п.: о.с. 1-пербирать «лапками» перед собой (вдох);
2-на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.
2. Массаж биологически активных точек лица
«Оса».
Са – са – са – прилетела к нам оса – круговыми движениями трем виски.
Су- су – су – мы увидели осу – указательными пальцами массируем
основание бровей.
Сы –сы –сы – испугались мы осы – хлопаем себя по щекам.
Са –са – са – улетай скорей оса – гладим лоб от середины к вискам.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Хоботок комарика». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
«Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края
прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен.
30
Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с
силой: «дзззз», «джжж».
«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать
вглубь рта.
«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка
попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
«Моторчик стрекозы». Улыбнуться, открыть рот. Длительно произносить
звук: д-д-д-д (язычок за верхними зубами)
4. Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных
звуков.
Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У,
И, Ы) и показ его символа
5. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений.
Динамическое упражнение «Чок – чок, каблучок, в танце кружится сверчок!»
6. Развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика
На ромашке – две букашки,
(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела,
(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела
жужжит)
Собирает мед она.
7. Развитие связной речи, обогащение словаря
8. Релаксация.
Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для
релаксации «Сверкающая пора весны»).
Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.
4 – я неделя.
Тема «Цветы»
1. Развитие речевого дыхания
«Роза распускается».
И.п. – руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).
Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох
(роза раскрывается).
Возвратиться в И.п. – выдох (выполнять в медленном темпе). Повторить 4-6
31
раз.
«Тюльпан раскрывается».
И.п. – сидя на гимнастической скамейке, плечи расслаблены. Подбородок
приподнят. Кисти лежат на коленях.
Вдох диафрагмой, медленный выдох ртом. Повторить 5-6 раз.
2. Массаж биологически активных точек лица
«Цветы»
Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам,
Выросли цветы – гладим щеки сверху – вниз,
К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз,
Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями,
Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам.
3. Артикуляционная гимнастика
«В саду».
Наступил солнечный денек. В саду росло много красивых цветов: маки,
лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым
цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы
закивали головками (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней
губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле
цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю
(упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны).
Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и
попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (вытянуть губы
вперед и удержать под счет до 3). Язычок полил цветы под самый корешок.
Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с»). Поднялись цветы и
раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно
развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5
раз). Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво
(улыбнуться).
4. Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных
звуков.
Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У,
И, Ы) и показ его символа
5. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений.
6. Развитие мелкой моторики рук.
7. Развитие связной речи, обогащение словаря
8. Релаксация.
32
Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для
релаксации «Сверкающая пора весны»).
Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.
7. Взаимодействие с семьями воспитанников
Основные цели и задачи:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo -
педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение
права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки
критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения
своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной
деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском
саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятия.
Перспективное планирование:
Месяц Форма работы
Сентябрь Консультация «Когда следует обратиться за помощью к логопеду?»
Октябрь Консультация «Как воспитывать у ребенка навыки правильного
звукопроизношения»
ноябрь Консультация «Роль родителей в формировании грамматически
правильной речи у ребенка»
33
декабрь Мастер-класс «Играем пальчиками и развиваем речь»
январь Консультация «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
февраль Консультация «Развитие связной речи в семье»
март Консультация «Обогащаем словарь детей»
апрель Консультация «Развиваем внимание и память ребенка»
май Индивидуальные беседы по итогам экспресс-диагностики
8. Используемая литература
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.:
«Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера»,
2004 – 126 с.
4. Кныш В. А., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические
занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь
логопеду).
5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная
методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. –
96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
6. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия
«Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-604475-1425838465.jpg)
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-679900-1445796913.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/17/picture-806479-1471429158.jpg)
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877574-1484469937.jpg)
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-559077-1579349131.jpg)
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...