Занятие по развитию речи у младших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи
во второй младшей группе №1
«Игрушки»
Подготовила:
Торопова Светлана Борисовна
Образовательная область: речевое развитие.
Задачи:
Образовательные;
- продолжать развивать интерес к стихотворениям А. Барто;
- расширять и обогащать словарь;
- продолжать учить осмысливать, что такое хорошо и что такое плохо;
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам;
Коррекционные;
- закрепить обобщающее понятие «игрушки»;
Воспитательные;
- учить внимательно, вдумчиво слушать, отвечать на вопросы по тексту;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
- Вызвать у детей положительные эмоции, чувство жалости и ответственности;
Развивающие;
- развивать память, мышление, воображение, зрительное восприятие;
- пробуждать детей к решению проблемных ситуаций, выполнять простые поручения с игрушками самостоятельно или с помощью воспитателя.
Методические приёмы:
• Беседа;
• Сюрпризный момент;
• Наглядный метод;
Материал:
Игрушки:
-мячик
-зайка
-лошадка
-машина
-кукла
-мишка
-кот
-слон
Предварительная работа: заучивание стихов А. Барто, беседа «Мои игрушки».
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам пришли гости, и вместе с ними к нам пришла девочка Катюша, давайте поздороваемся с ними
- Введение в учебно-игровую ситуацию
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарило.
Оглядело все вокруг
Слева друг и справа друг.
День с улыбки начинаем
Всем здоровья пожелаем!
-Катя, а что это ты нам принесла? Коробка такая большая, что в ней?
-Это сюрприз. Хотите узнать, что в ней? (ответы детей) Тогда отгадайте загадки! Готовы?
Его пинают, а он не плачет
Его бросают, а он скачет.
(мячик)
Что это? Правильно, это мячик.
Посмотрите, какой он красивый, какого он цвета? А какой он формы?
А стишок про мячик знаете?
Давайте прочитаем его!
А. Барто «Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Молодцы ребята, следующая загадка.
Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок, '' – копытами стучу,
Я громко ''иго - го'' кричу,
Садись на спину – прокачу!
(Лошадка)
Как поёт лошадка? (И-и-и-и- го-го, и-и-и-и-го-го.)
А какой стишок про лошадку мы знаем?
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
причешу ей шерстку гладко,
гребешком расправлю хвостик
и верхом поеду в гости.
Дети вместе с воспитателем рассматривают лошадку и называют хвост, гриву, уши, копыта, глаза и т. д.
-Как копыта у лошади цокают? (Цок-цок-цок.) Верно.
А какие игрушки в Катюшиной коробке еще спрятались?
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - ….(кот)
Достаем кота. Описываем (пушистый, мягкий). Подражаем, как мяукает и мурлычет.
Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас с тобой ... (машина)
Достаем машину. Как гудит, сигналит.
Давайте вспомним стихотворение про машину и кота.
Нет напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
А что еще можно возить в грузовике? (Ответы детей)
Отлично!
Готовы отгадывать следующую загадку? (ответы детей)
В норке живет, морковку жует.
Ребята, а давайте вспомним стихотворение про зайку?
Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Предложить деткам потрогать его, какой он? (пушистый, мягкий).
- Как вы думаете, хорошая хозяйка у этого зайки? Ребята, можно оставлять свои игрушки на улице? А бросать их? Как же нам развеселить зайчика, чтобы он не грустил? Может поиграем с ним?
Физкультминутка.
Дети становятся в круг, взрослый - в центре. Он говорит и показывает движения.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал! (и все ребятки садятся на свои стульчики)
-Отлично! Готовы отгадывать следующую загадку? (ответы детей).
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь)
Дети отгадывают игрушку и рассказывают о нем. Какой мишка, что есть у мишки. Дети называют части тела. Воспитатель предлагает порычать как это делает медведь. Затем предлагает рассказать стихотворение про мишку.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Ребята, мишке лапку оторвали – это хороший или плохой поступок. А то что девочка не хочет бросать мишку – это хорошо или плохо?
Детки наши игрушки ещё не закончились
Слушайте следующую загадку:
Это что за великан
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
А зовут чистюлю ….(Слон)
Вспомним еще стихотворение про слона?
Спать пора,
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Молодцы!
Посмотрите, в коробке ничего нет больше, она пустая, а как можно назвать одним словом все то, что мы достали из коробки? (Игрушки.) Зачем нужны игрушки? (Ответы детей.) Как можно в них играть? (Ответы детей.)
Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (Нельзя)Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)
Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушек не останется.)
Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать аккуратно, нельзя бросать, врезаться в предметы)
Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
Ребята, необходимо беречь игрушки, чтобы они не ломались, играть бережно.
Понравились вам новые игрушки? Давайте с ними сегодня поиграем, попозже мы выучим новую игру и игрушки нам помогут, а сейчас гостям и Катюше скажем «До свидания» .
Проблема: «Поможем любимым игрушкам»
Игровая мотивация: «оказать помощь игрушкам, попавшим в беду».
Цель:
Развивать наглядно – действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
Образовательные области: Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Коммуникация: Сопровождают речью игровые и бытовые действия.
Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием. Учить детей использовать слова – назначения для более глубокого восприятия различных качеств предмета.
Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться. Развивать эмоциональный отклик на любое литературное произведение, посредством сюжетно – отобразительной игры; стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
Социализация: Постепенно развивать игровой опыт ребёнка пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Худ. творчество: Формировать опыт совместной с взрослым деятельности, участия в выполнении коллективной композиции.
Оборудование: Игрушки (заяц, мишка, Кукла). Таз с водой, мяч, лейка, салфетки 2 шт., полотенце, ковш, ложка, ватман с рисунком зайца, капельки дождя из цветной бумаги, клей.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие поезде. Будут у нас остановки, а что дальше, увидите сами. И так в путь.
Скорее торопитесь в вагончики садитесь, время приближается, поезд отправляется.
Фонограмма музыки «Паровозик из ромашково».
Остановка.
(с детьми подходим к первому столу) открываю салфетку.
Воспитатель: Кто здесь «живёт»?
Дети: Мишка.
Воспитатель: Но почему он грустный?
Ответы детей: ему скучно.
Воспитатель: Давайте вместе вспомним стихотворение про мишку. Проговариваем хором:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Воспитатель: Ребята, жалко вам мишку?
Дети: Да.
Воспитатель: А как же мы с вами можем помочь ему?
Дети: высказывают свои мнения.
Воспитатель: Сейчас мы ему поможем, лапку завяжем ленточкой.
Желающим предлагаю помочь завязать лапку медведю. Посмотрите ребята, Мишка стал весёлый, а был какой…?
Ответы детей
Воспитатель: Ну, что поехали дальше?
Фонограмма.
Остановка.
Что случилось у стола, плачет Танечка одна. (фонограмма плача ребёнка).
-Вы, знаете, стихотворение про Таню? Давайте прочитаем его все вместе, только тихо:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик
Тише Танечка не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Воспитатель: Посмотрите, вот у нас «речка» (таз с водой, и там мяч)
- Дети, речка очень глубока, рукой нам мячик не достать. Как же Тане нам помочь? (дети высказывает свои мнения). На столе (сито, ложка, половник). Вот достали. Посмотрите, вот беда, с мячика капает вода. Какой мяч у нас?
Ответы детей
Воспитатель: Что нам нужно сделать с мячом, чтобы он стал сухим?
(ответы детей)
А чем? (рассуждения детей)
Давайте Тане мячик отдадим. Видите, как она обрадовалась.
Игра: «Злая тучка».
Воспитатель: А мы поехали дальше.
Ту-ту, бежит паровоз и вот наша последняя остановка.
-Кого видите?
Ответы детей (зайку).
Воспитатель: Что за беда с ним приключилась?
Фонограмма музыки дождя.
Давайте вспомним стихотворение про зайку.
Читаем:
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
-Посмотрите, детвора, зайка мокрый, вот беда!
Нужно зайке нам помочь, только как?
Ответы детей:
-Зайка очень уж доволен. Помогли ему друзья, могу прыгать теперь я. (вытерли его полотенцем и поставили его греться на солнышко.)
Коллективная аппликация по стихотворению «Зайку бросила хозяйка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.
В последнее время логопедами отмечается увеличение количества детей не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...
Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [Т], [П], [К]»
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей; работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а], [о], [у], [и] в с...
Занятие по развитию речи для младших дошкольников с ОНР. "Профессии в детском саду".
Данная методическая разработка поможет обогатить словарь младших дошкольников, имеющих ОНР. В течение занятия логопед формирует у детей представление о профессиях в современном мире, обогащает словарн...
Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»
Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников»....
План по самообразованию в младшей группе на тему: «Театр- как средство развития речи у младших дошкольников»
Создание условий для развития речи детей через творческую активностьв театрализованной деятельности....