Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)
Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semiran-praktikum_razvitie_-rechi.docx | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы
«Развитие речи у младших дошкольников»
Автор: Мамзонова Ирина Альбертовна, воспитатель
Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с организацией работы по развитию речи детей в группе.
2. Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями, направленными на развитие речи детей,
3. Организовать совместную игровую деятельность ребенка с родителями, направленную на развитие речи детей.
4. Содействовать обмену опытом родителей в развитии речи детей в семье.
5. Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком в ходе совместной речевой деятельности.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: презентация Microsoft PowrPoint «Организация работы по развитию речи детей в группе»; памятка для родителей «Развитие речи детей в семье»; мягкие игрушки для каждого ребенка (образы животных и другие игрушки, которые помогут организовать игровую деятельность с животными).
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей, направленное на выявление уровня компетентности родителей в вопросах развития речи детей.
2. Подготовка памятки «Развитие речи детей в семье».
3. Создание презентации «Организация работы по развитию речи детей в группе»
4. Оформление пригласительных для родителей на мероприятие
5. Консультирование родителей Димы О. по вопросу обобщения и представления опыта по развитию речи ребенка в семье.
План проведения:
1. Вступительное слово педагога.
2.Анализ анкетирования родителей.
3. Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе.
4. Представление семейного опыта по развитию речи детей.
5. Практикум «Составление описательного рассказа об игрушке».
6. Совместная игровая деятельность родителей и детей.
7. Рефлексия.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово педагога: Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи младших дошкольников. Надеюсь. наша встреча будет интересной и плодотворной. В начале мне хотелось бы обратить ваше внимание, что ФГОС дошкольного образования определяет речевое развитие как одно из важных направлений развития дошкольника. Речь – это могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы взрослые должны стремиться. Для достижения этой цели нам, педагогам и родителям, необходимо объединить усилия.
Немаловажное значение имеют условия, в которых происходит речевое развитие ребенка. Самое главное условие – это грамотная, насыщенная, эмоциональная речь окружающих взрослых: родных и близких – дома, педагогов - в детском саду. Огромное значение имеет и целенаправленная систематическая работа, направленная на развитие всех сторон речи ребёнка.
2. Анализ анкетирования родителей.
Уважаемые родители! Анализ ваших анкет показывает, что в 65% семей группы созданы условия для развития речи детей: вы ежедневно беседуете с детьми и читаете детям сказки, стихи, рассказы, познавательную литературу, организуете игры с детьми. Но вы видите, что проблемы в развитии речи ваших детей остаются: 70% считают актуальной проблему произношения звуков родного языка, 80%- проблему развития связной речи, 20% - видят проблемы в развитии интонационной выразительности речи, 60% -в несформированности грамматического строя речи и недостаточного словарного запаса. 70% родителей хотят приобрести знания по развитию речи детей в семье. И я вам сегодня в этом помогу.
3. Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе.
Сегодня я расскажу о том, как мы организуем работу по речевому развитию детей в группе.
Демонстрируется слайдовая презентация с фото детей и осуществляется комментирование: «Работа по развитию речи детей в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи мы учим детей правильно произносить звуки, образовывать и изменять слова, обогащаем словарь, учим составлять описательные рассказы; в игровой деятельности - развиваем умение вступать в общение, побуждаем к речевому взаимодействию, закрепляем навыки, полученные на занятиях; в художественно-продуктивной деятельности, в ходе восприятия художественной литературы мы знакомим детей с разными фольклорными жанрами, обогащаем тем самым речь детей живыми, образными выражениями; в театрализованной деятельности - развиваем эмоциональность, интонационную выразительность речи.
В оформленном в группе Центре речевого развития имеется разнообразный наглядный материал по лексическим темам: предметные и сюжетные картинки, игрушки, дидактические игры, различные виды театров, атрибуты для театрализованной деятельности, разнообразные книги для чтения и рассматривания.
В общении с детьми мы, воспитатели, младший воспитатель, другие педагоги детского сада демонстрируем образцы правильной, красивой, вежливой, эмоционально окрашенной речи.
Но актуальными для нас с вами остаются следующие направления развития речи детей:
Наибольшее беспокойство у нас вызывает звукопроизношение. В этом возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м, н, к). Мы в группе упражняем детей в четком и правильном произнесении звуков, развиваем речевое дыхание, используем в совместной деятельности с детьми чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, упражнения артикуляционной гимнастики, организуем дыхательные упражнения. Для развития интонационной выразительности речи мы регулярно организуем в группе выразительное чтение и рассказывание сказок, стихов, потешек, игровые упражнения на имитацию тембра голосов разных персонажей, например, «скажи, как мышка, как медведь», на передачу разных эмоциональных состояний, например, «Скажи грустно, скажи удивленно и т.п.», театрализованную деятельность по знакомым сказкам, например, «Репка», «Колобок». Но у многих детей остаются проблемы в звукопроизношении шипящих и свистящих звуков, в замене одних звуков другими, проглатывание окончания слов, ошибочное ударение в словах, паузы в середине слова.
Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А.Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Поэтому развитию мелкой моторики мы уделяем большое внимание – в совместной деятельности используем пальчиковые игры на основе стихов, игры с мелкими предметами, шнуровками, сухим бассейном для пальчиков, лепим, раскрашиваем, рисуем.
К концу четвертого года словарный запас ребенка может достигать 1500-2000 слов. Чтобы обогатить и активизировать словарь мы организуем познавательно-исследовательскую деятельность, экспериментируем с предметами и веществами, собираем и рассматриваем коллекции камешков, пуговиц, шишек, ракушек, кусочков ткани, называя качественные признаки, действия предметов. Ежедневно мы предлагаем детям для совместного и самостоятельного рассматривания сюжетные картинки, познавательные фильмы о жизни домашних животных в деревне, диких животных в лесу, что позволяет нам расширять словарь существительных (например, названиями животных и их детенышей), прилагательных и глаголов, наречий, числительных. В процессе рассматривания картин и предметов мы задаем детям вопросы и побуждаем их кроме качеств и свойств описывать расположение предметов относительно друг друга с использованием в речи предлогов около, над, под, за, перед. В ходе организованных дидактических и словесных игр с детьми мы закрепляем и активизируем словарный запас, развиваем умение образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, учим изменять слова, согласовывая их в роде, числе, падеже. Во время прогулок, мы проводим наблюдения за ближайшими объектами (снег, лед, песок, деревья, машины, птицы), также называем их качества, свойства; организуя игры- эксперименты, подробно комментируем деятельность.
Развивая связную речь, мы даем детям образцы рассказов на различные темы: приучаем детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях (о разбившейся чашке, о поссорившихся друзьях), о проказах животных организуем чтение сказок, рассказов, стихов с последующим обсуждением содержания, пересказом, организуем театрализованные игры.
Обучая детей составлению кротких описательных рассказы о животных, об игрушках, о людях, используем для этого наглядный материал (игрушки, предметные картинки, видеофильмы, мультфильмы). В этом процессе мы соблюдаем определенный алгоритм: называем предмет, образовываем уменьшительно-ласкательные формы этого слова, затем выделяем и называем части, детали предмета с обозначением видимых качеств (цвет, размер, форма), затем предлагаем назвать качества предмета, указывающие на отвлеченные признаки предмета, обращаясь к опыту детей (например, у кого была такая игрушка, собачка и т.п., какая она была?), затем называем действия, совершаемые этим предметом или с этим предметом. После обогащения и активизации словаря детей, мы совместно составляем рассказ. Здесь ведущая роль принадлежит взрослому. Воспитатель начинает предложение, а дети договаривают уже озвученные ранее слова. В ходе составления рассказа мы задаем логическую связь предложений в тексте, используя местоимения, интонационную выразительность речи.
Большое внимание мы уделяем обогащению речи детей фразами этикета и побуждаем их к речевому взаимодействию посредством поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари), демонстрируем образцы обращения ко взрослым и сверстникам в ситуациях общения, в игровых ситуациях (скажи «проходите, пожалуйста», «хотите посмотреть?»).
4. Представление опыта семьи Димы О. «Как мы развиваем речь своего ребенка в семье»
Родители представляют семейный опыт, сопровождая рассказ презентацией.
5. Практикум «Обучение ребенка составлению описательного рассказа об игрушке»
Сегодня я хочу познакомить вас с алгоритмом составление описательного рассказа об игрушке, о любом предмете, с некоторыми играми и упражнениями, которые помогут расширить словарь ребенка.
Для организаций этой деятельности мы будем использовать, например, игрушку. У меня, в данном случае, это будет собака. Родители выбирают для себя по одной мягкой игрушке.
1.Для мотивации ребенка к совместной деятельности, важно создать игровую ситуацию: например, «Посмотри в гости к нам кто-то пришел. Кто это? (собака)» После обозначения наименования предмета, просим назвать этот предмет ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. В этой ситуации рекомендую вспомнить потешки, стихи об этом предмете. Например, «Баю, бай, бай, бай, ты, собачка, не лай», предложить ребенку выделить ласковое слово.
2. Затем выделяем части (детали) игрушки. Задаем вопрос ребенку «Что у собачки есть?». (голова, туловище, лапы, хвост и др.).
3. Затем побуждаем ребенка называть детали с обозначением качества, например, «хвост какой? короткий», тем самым активизируем словарь прилагательных, развиваем умение согласовывать их с существительными в роде и числе. Предлагаю родителям назвать детали и качества: хвост какой? ушки какие? глазки какие? шерстка какая? лапки какие? Побуждайте ребенка называть сначала видимые качества игрушки (цвет, размер, форма), затем качества, выходящие за рамки восприятия, с опорой на опыт ребенка. (А у бабушкиной собачки лапы какого цвета?)
4.Затем проводим игры на обогащение и активизацию словаря глаголов. Вы задаете ребенку вопрос «Что умеет делать собачка?» (Что любит делать собачка?»), и помогаете ребенку назвать все возможные действия, (если ребенок затрудняется, то демонстрируете вместе с ним различные действия собачки), тем самым расширяя и активизируя в речи глаголы. Предлагаю родителям назвать глаголы. Родители называют по очереди свойства игрушки: собачка умеет лаять, бегать, кусаться, грызть косточки; она любит играть, спать, гулять и т.п.
Игра «Накорми собачку». Вы задаете ребенку вопрос «Что любит кушать собачка?)» - ребенок называет продукты, которыми питается собака, включая знания из своего опыта. Для актуализации опыта ребенка предлагаю организовать наблюдение за соседской собакой, посмотреть познавательные фильмы, поиграть в сюжетно-ролевую игру, в которой вы принимаете на себя роль собачки, а ребенок предлагает вам разные продукты питания.
5. Теперь переходим к составлению описательного рассказа. Здесь ведущая роль принадлежит взрослому. Ребенок в этом возрасте испытывает затруднения в составлении описательного или повествовательного рассказа. Взрослый в игровой ситуации сначала предлагает рассказать вместе. Вы начитаете фразу, а ребенок договаривает ее. «Это….(Мне подарили…Ко мне пришла….Жила была….). Ласково ее можно назвать…. У нее есть…. Собачка умеет…. Собачка любит кушать …»
В ходе совместного рассказа взрослый задает логическую связь предложений в тексте, используя местоимения, интонационную выразительность речи, побуждает ребенка к использования всех слов, озвученных ранее в ходе словесных игр. Затем предоставляется возможность рассказать ребенку самостоятельно. Для этого я предлагаю использовать игру «Телефон». Дело в том, что разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной диалогической и монологической речи детей, развитию умений отвечать на вопросы и формулировать их. Предлагайте ребенку позвонить кому-либо, например, бабушке или воспитательнице и рассказать об игрушке.
Не забываем чаще хвалить малыша, это мотивирует его к дальнейшей речевой деятельности и активности!
Педагог: Итак, уважаемые родители. Я думаю, настало время применить полученный опыт в практической деятельности со своими детьми. У каждого из вас есть мягкая игрушка. Вам нужно предъявить ее ребенку, используя игровую ситуацию, и затем составить рассказ, используя предложенный алгоритм.
Чтобы всем нам услышать несколько рассказов, я предлагаю родителям после завершения игровой деятельности с игрушкой, позвонить мне на телефон, чтобы 2-3 ребенка представили свои рассказы.
Проведение родителями речевой деятельности с детьми. Входят дети и подходят к своим родителям.
Воспитатель обращается к детям: «Дорогие ребята, сегодня к нам пришли ваши родители и хотят вместе с нами поиграть. Вы согласны поиграть с мамами и папами?» Дети выражают согласие.
Родители организуют речевую деятельность в соответствии с предложенным ранее алгоритмом. Педагог осуществляет индивидуальную работу, помогает родителям организовать совместную игровую деятельность, побуждает ребенка включаться в речевое общение, организовать игровую деятельность с игрушкой.
Когда все дети с помощью своих родителей составили рассказы, воспитатель предлагает 2-3 родителям позвонить воспитателю и озвучить свои рассказы об игрушке для всех участников мероприятия.
Воспитатель хвалит детей за интересные рассказы, благодарит родителей и детей. Дети остаются с родителями.
6. Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог: Пришло время подвести итоги нашей встречи. Уважаемые родители, прошу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии. Испытывали ли Вы какие-либо затруднения в ходе организации игровой деятельности с детьми? В чем они выражались?
Родители делятся впечатлениями.
Педагог: В заключении встречи хочу еще раз обратить внимание на культуру родного языка и отметить, что нам с вами следует помнить, что когда ребенок слышит правильную речь, он невольно воспринимает её, и мало-помалу приобретает навык могущественной силы привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво, грамотно, выразительно! Успехов вам в развитии речи ваших детей!
Воспитатель предлагает родителям заполнить анкеты. Вручение родителям памяток по развитию речи в семье.
Самодиагностика педагога. После мероприятия у педагога всегда возникают вопросы к себе: Что получилось? Что не удалось? Почему не получилось? Какие методы и приемы нужно использовать, чтобы достичь желаемого? Какую оценку я бы поставила себе?
Приложение1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам более продуктивно выстроить совместную работу по развитию речи наших детей.
1. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребёнка возрастной норме? (Да, Нет, Не знаю)
2. Какую проблему развития речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка? (Нужное подчеркнуть)
- Недостаточно развито(а) речевое дыхание; выразительное интонирование речи; произношение звуков родного языка; словарь; грамматический строй речи (словообразование, согласование слов); связная речь;
- у моего ребёнка нет проблем с речью.
3. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи в развитии речи ребёнка? (Нужное подчеркнуть).
- родители не должны заниматься развитием речи ребенка,
- ребенку достаточно занятий с логопедом и воспитателями;
- родители иногда должны заниматься с детьми;
- родители должны принимать активное участие в развитии речи ребенка и обязательно выполнять все рекомендации специалистов.
4. Исправляете ли Вы ошибки в речи ребенка? (Да, нет)
5. Как часто Вы читаете своему ребенку книги? (Ежедневно, редко, не читаем)
6. Какие книги Вы читаете ребенку? Перечислите _________________________
____________________________________________________________________
7.После чтения рассказа (сказки) может ли ребёнок пересказать текст? (да; пересказывает отдельные эпизоды; не может пересказывать.)
8.Какие игры, направленные на развитие речи, вы организуете в семье? (сюжетно- ролевые, театрализованные, дидактические игры?
9. Хотите ли бы Вы принять участие в семинаре-практикуме по развитию речи детей? (Да, нет)
Спасибо за участие!
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
С целью выявления эффективности проведённого семинара-практикума прошу Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Понравилось ли Вам мероприятие, в котором Вы приняли участие? (да, нет)
2. Вам был доступен и понятен предложенный материал? (да, нет)
3. Считаете ли целесообразным применение материалов семинара-практикума в развитии Вашего ребенка? (да, нет)
4. По каким вопросам Вы считаете необходимым углубить свои знания_______
____________________________________________________________________
5. Оцените организацию и проведение семинара-практикума в баллах (1 2 3 4 5).
Приложение 3
Памятка для родителей по развитию речи детей в семье.
- Ваша речь-образец для ребенка! Помните об этом всегда! Чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.
- Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
- Никогда не повторяйте речевые ошибки ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
- Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
- Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
- Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
- Проводите с детьми дыхательные игры и упражнения-это развивает речевое дыхание.
- Ограничивайте время просмотра телевизора, игры с гаджетами. Лучше смотрите детскую передачу вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
- Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, развивает воображение, беседуйте о прочитанном.
- Играйте с ребенком в разные речевые игры.
Успехов Вам в развитии речи Вашего малыша!!!
Список источников:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада, Москва, Мозаика-Синтез, 2004 г.
2. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду, Москва, Просвещение, 2015 г.
3. Т.И.Петрова, Е.С. Петрова Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 1 Младшая и средняя группы, Москва «Школьная пресса, 2008
4. А.Г.Арушанова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет, ТЦ «Сфера», 2013г.
5. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина Учим детей общению, Москва, Сфера, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)
Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...
Консультация для родителей 1 младшая группа «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...
«Семинар-практикум для родителей младшей группы. Развитие речи детей 4 - 5 лет. Дидактические игры».
Правильная, выразительная речь- портрет человека.Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…❑Воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя...
Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»
В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...
Картотека дидактических игр по развитию речи в младшей группе (развитие правильного звукопроизношения)
laquo;ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подра...
Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада статья (младшая группа)
2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...
Семинар-практикум для родителей "Эффективные способы развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Практические советы для родителей младших групп по развитию речи детей...