КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тертова Елена Михайловна

Цель: формировать умение детей пересказывать текст с помощью приемов мнемотехники, с  использованием интерактивного стола.

 Образовательные задачи:

-Продолжать учить детей  передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, не нарушая структуру повествования, с опорой на мнемотаблицу;

-Упражнять  детей в использовании средств ИКТ - составлять  из символов части мнемотаблицы на интерактивном столе;

-Активизировать умения детей подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных);

-Закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением, говорить громко и четко, регулировать силу голоса, темп речи;

Развивающие задачи:

-Развивать связанную речь, ассоциативное мышление, слуховое и зрительное восприятие, зрительную, слуховую память;  интерес к играм на интерактивном столе.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать культуру поведения, интерес к пересказам сверстников, умение слушать, не перебивая, а в случае необходимости помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gr.docx25.07 КБ
Binary Data igra_memotablitsa.notebook1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 233 ОАО «РЖД»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: Пересказ рассказа  Н. Калининой

            «Про снежный колобок»

                       Старшая группа

                         

                           Подготовил: Воспитатель: Тертова Е.М.

                                         2022 г.

Цель: формировать умение детей пересказывать текст с помощью приемов мнемотехники, с  использованием интерактивного стола.

 Образовательные задачи:

-Продолжать учить детей  передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, не нарушая структуру повествования, с опорой на мнемотаблицу;

-Упражнять  детей в использовании средств ИКТ - составлять  из символов части мнемотаблицы на интерактивном столе;

-Активизировать умения детей подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных);

-Закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением, говорить громко и четко, регулировать силу голоса, темп речи;

Развивающие задачи:

-Развивать связанную речь, ассоциативное мышление, слуховое и зрительное восприятие, зрительную, слуховую память;  интерес к играм на интерактивном столе.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать культуру поведения, интерес к пересказам сверстников, умение слушать, не перебивая, а в случае необходимости помогать.

Материал и оборудование : письма-задания на каждого ребенка (мнемотаблицы, пройденных ранее произведений), снег в тазу, укрытый тканевой салфеткой, перчатки, интерактивный стол,   игра «Составим мнемотаблицу», портрет писательницы Надежды Калининой, иллюстрации художника И. Архипова к произведению, бумажные снежинки.                                                                                                           

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за свойством снега;
  2. Лепка снеговика из пластилина,  объяснение слова «угольки»;
  3. Речевые упражнения «Подбирай, называй, запоминай», «Закончи предложение»;
  4. Знакомство с символами; рисование схем.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

Коммуникативная игра «Доброе утро!»

 Станем рядышком по кругу,

Скажем: "Здравствуйте!"- друг другу,

 Нам здороваться не лень "Всем привет!"

и "Доброе утро!"

Воспитатель: Ребята, сегодня на мою электронную почту, для каждого из вас,  пришли электронные письма, от нашего друга Дим-Димыча.   (воспитатель раздает детям письма - мнемотаблицы, ранее пройденных художественных произведений). Как мы знаем, Дим-Димыч известный выдумщик,  в каждом письме, он отправил,  зашифрованное  загадочное послание. Нам с вами предстоит эти послания расшифровать. Посмотрите внимательно, кто уже расшифровал свое послание? (Каждый ребенок разгадывает послание, дает название зашифрованной сказки, выставляет  письмо на мольберт). Молодцы, ребята, справились с задание Дим-Димыча! Посмотрите, в этих посланиях были зашифрованы художественные произведения, с которыми мы с вами  ранее уже познакомились, давайте, назовем их( дети называют произведения).

 - А мне, ребята, тоже пришло письмо, я вот только ни как не могу разгадать, что за сказочный герой изображен у меня? (колобок). Верно, это колобок! Посмотрите, у него есть глазки, нос, ротик.

- А из чего можно сделать колобок? (ответы детей ). Если мы слепим  колобок из песка,  какой он будет – песочный, из муки – мучной,  из сахара – сахарный, из бумаги – бумажный.  

- Ребята, у меня для вас кое-что есть.  (Воспитатель обращает внимание детей на таз, накрытый бумажной салфеткой).

-Потрогайте руками. Как вы думаете, что может лежать под салфеткой (Предположения детей).  Что это?  (снег. Убираем салфетку). Да, это снег.  Какой снег? (холодный, белый, пушистый, сверкающий, чистый,  мягкий, серебристый). А вы можете сейчас взять снег в руки? (Нет).  Почему? (Он холодный, у нас нет рукавичек, руки могут замерзнуть). Правильно, играть со снегом нужно в рукавичках или в перчатках. Вот у меня есть перчатки, сейчас  я   их надену  и попробую что-нибудь слепить (воспитатель лепит из снега колобок).  Что я слепила? Из чего я  слепила колобок? (из снега). Значит, какой колобок? (снежный). Он похож на колобок, который нарисован на этой  символе? Нет. Почему? (нет глаз и носа, рта). Я предлагаю, на время,  положить наш снежный колобок на тарелку, а пока он лежит,  я познакомлю вас с мальчиком Алешей, который слепил снежного колобка, похожего   на этот  колобок (показываю  символ колобок),  и с ним произошла очень забавная  история.

Вам интересно узнать? Тогда садитесь поудобнее на стульчики. Я познакомлю вас с рассказом, который называется «Про снежный колобок». Его написала Надежда Дмитриевна Калинина. К этому рассказу художник – иллюстратор Иван Дмитриевич Архипов нарисовал картинки, которые помогут понять содержание рассказа (портрет писательницы и картинки вывешиваются на мольберт).

    Воспитатель читает  рассказ на восприятие текста.  

    Воспитатель: Ребята, понравился вам рассказ? Какой он? Веселый или грустный. Кто главный герой рассказа? (Алеша). Какой он по характеру? (добрый, маленький, глупенький). Почему с ним произошла такая грустная история? (он не знал, что снег в тепле тает).                                    

      Ребята, а сейчас я предлагаю вам подойти к интерактивному столу. Посмотрите, я    приготовила для вас карточки с символами, давайте посмотрим, что каждый   символ  может обозначать в рассказе. (Рассматриваем символы к схеме.) Эти   символы помогут нам        восстановить  в памяти последовательность  рассказа.  Если вы правильно поставили картинку – она останется на экране стола, а если нет  – то картинка,     встанет обратно  (воспитатель читает предложение  из рассказа, дети  находят символ-обозначение этого предложения).

    Воспитатель:  Играем по очереди:                                                                                                                    

     Как начинается рассказ? (гуляли ребята во дворе)  Что слепил Алеша? (Алеша слепил снежный колобок). Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (нашел угольки -  сделал глаза; нашел палочки -  сделал нос и рот) Куда вернулись ребята? (Поиграли ребята,   погуляли и опять пошли в детский сад). Куда положил Алеша снежный колобок? (Жалко колобок во дворе оставлять, взял он его и положил в карман). Куда повесил свою шубу? (Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик). Когда Алеша вспомнил про колобок? (Когда ребята пообедали, легли спать, а когда проснулись,  вспомнил он про свой колобок). Что сделал Алеша, когда проснулся? (побежал к шкафчику, а около шкафчика лужа). Что случилось со снежным колобком? (Открыли дверки шкафчика, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап – вода капает). Куда поглядел Алеша? (Поглядел Алеша в карман, а там нет ничего). Что осталось от снежного колобка? (Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки). 

     -Молодцы ребята! Справились с заданием,  составили мнемотаблицу прочитанного рассказа.

-Наши глаза очень много сегодня трудятся, предлагаю сделать гимнастику для глаз.                

 «Снежинка»                                                                                                                                              Мы снежинку увидали – со снежинкой  мы играли.

(Дети берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить взглядом).

Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево)

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.

(Поднимать снежинки вверх и вниз. Дети смотрят вверх и вниз.)                               Всё! Снежинки покружились,

И на землю опустились.

 (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)

Глазки закрываем, (закрыть ладошками глаза)

Глазки отдыхают .                                          

А сейчас, ребята,   садитесь на стульчики и послушайте еще раз рассказ, чтобы его запомнить и пересказать, будьте внимательны, можете следить за таблицей глазами.

               Воспитатель читает  второй раз  рассказ на запоминание.

      Воспитатель:  Ребята, вы  готовы к пересказу? Чтобы  рассказ получился последовательный, в этом вам поможет мнемотаблица, которую вы сами и составили.  Кто начнет первый? Кто продолжит рассказ? Кто закончит?  (рассказы детей, в процессе рассказывания воспитатель оценивает каждого ребенка, давая положительную оценку).

Воспитатель:  Вам понравилось, как дети рассказали?(ответы детей). А кто хочет весь рассказ пересказать?

-Ребята, ваши пересказы получились интересные, потому что нам помогла мнемотаблица, которую мы с вами составили. Она будет висеть на доске, и кто не успел сейчас рассказать,  в любое время можете подойти и повторить пересказ рассказа.

-А про наш снежный колобок вы не забыли? Посмотрите, что с ним стало? (он немного растаял,  и на тарелочке появилась вода). Почему? (потому что в группе тепло) Значит,     какой сделаем вывод? (снег в помещение, где тепло приносить нельзя, а играть со снегом нужно на улице.)

   Воспитатель:  Ребята, вам понравилось занятие? Что особенно  понравилось? Были ли затруднения? Какие? Все молодцы, хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие". Тема: "Пересказ рассказа "Бабочка"

Данный материал может быть использован воспитателями при обучении дошкольников пересказу в подготовительной группе....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область - речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» старшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для старшей гру...

Образовательная деятельность в области «Речевое развитие». Тема: «Звуки Д-ДЬ».

Образовательная деятельность в области «Речевое развитие».Тема: «Звуки Д-ДЬ».Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие....

Конспект образовательной деятельности в области «Речевое развитие» тема: «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе

Целью занятия является развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" старшая группа.

Конспект организованной образовательной деятельности.Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат".старшая группа....