Образовательная деятельность в области «Речевое развитие». Тема: «Звуки Д-ДЬ».
план-конспект занятия по логопедии
Образовательная деятельность в области «Речевое развитие».
Тема: «Звуки Д-ДЬ».
Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_dd.docx | 31.59 КБ |
scan0000.pdf | 1006.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность в области «Речевое развитие».
Тема: «Звуки Д-ДЬ».
Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие.
Группа: старшая « Ладушки».
Воспитатель Томилина С.Ю.
Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звуков Д, ДЬ с использованием игр и упражнений.
Задачи:
Образовательные: Упражнять в умении выделять звуки Д, ДЬ в словах, определять место звука в слове. Дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Совершенствовать навыки звукового анализа односложных слов. Упражнять в образовании существительных, прилагательных, глаголов.
Развивающие: Способствовать развитию логического мышления. Развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы.
Воспитательные: Обогащать эмоциональную сферу. Развивать коммуникативные качества, доброе отношение к животным.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки прижать к груди, вытянуть вперед)
Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
- Солнышко предлагает нам вместе с ним разогреть лицо.
Массаж лица:
« Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик (плавные зигзагообразные движения от середины лба к вискам)
И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи (круговые движения по вискам)
Лучик нежно согревает щечки, щечки, щечки (потирают щечки)
Солнышко на носик ставит точки, точки, точки» (постукивают пальчиками по носу)
- А теперь возьмемся за руки и представим, что мы с вами одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь послушаем вместе: вдох- шаг вперед, выдох- шаг назад. Так дышит животное, так бьется его большое доброе сердце. А бьется оно вот так : д, д ,д…Давайте покажем, как это будет : д- шаг вперед, д- шаг назад.
- Давайте тихонечко сядем за столы и разбудим свой язычок, чтобы речь стала чистой и красивой. Я позвоню в маленький колокольчик. Слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться: динь, динь, динь. Повторите. А чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе, позвоним в большой колокольчик и повторим его звук: дон, дон, дон.
- Какой первый звук вы слышите в слове дон? (звук Д)
- А в слове динь? (ДЬ)
- Правильно. Сегодня на занятии мы с вами будем работать со звуком Д и его младшим братом – звуком ДЬ.
Поставьте зеркала.
- «Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори.
Встану я перед тобой
Повторяй-ка все за мной»
или
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи
Встань-ка ты передо мной
Повторяй-ка ты за мной»
- А теперь поиграем со своим язычком.
Сказка ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА
1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.
2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз - к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и стал он собираться на улицу. Решил он причесаться. Описание: движения языком между зубами.
5. Сошел он с крылечка и стал бегать в траве вместе с ребятами по кругу. Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
А сейчас мы будем произносить звук Д . Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы и кончик языка . Когда мы произносим звук Д, то губки улыбаются, зубки сближены, но не сомкнуты, а язычок стучит по бугоркам за верхними зубами (хоровые и индивидуальные ответы)
- А теперь произнесите звук ДЬ. Посмотрите, куда спрятался язычок? За нижние зубы.
- Что вы можете сказать о звуке Д? Он какой: гласный или согласный? (согласный, твердый, синий)
- Что вы можете сказать о звуке ДЬ? (согласный, мягкий, зеленый)
Проводим речевую разминку:
Да-да-да наступили холода
Ду-ду-ду – к деду в гости я иду
Од, од, од – мы вскопали огород.
Де,де,де- где ты, солнце, где?
Ди, ди ,ди пусть идут дожди.
Дам, дам, дам - гости пришли к нам.
Игровое упражнение « Закончи предложение»
Мою подругу зовут …(Даша). Сколько слогов в слове Даша?
Машина едет по …(дороге).
Из трубы идет…(дым).
У белки теплое … (дупло).
Папа построил …(дом).
- Ребята, напомните мне правило наших занятий:
« Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Четко, громко, говорим,
Никуда мы не спешим»
- Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такого же возраста, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Между тремя березками сидела серая зайчиха, смотрела на нас и не боялась, не убегала. Я спросила у папы: «Почему она не убегает?», а папа ответил: «Она, наверное, что-то хочет спросить». Как вы думаете, что хотела спросить зайчиха? (ответы детей)
- Ребята, кажется, я слышу чей-то плач. Да это та же Зайчиха. А назвала я ее тогда Дарья. Давайте позовем ее тихо. Давайте позовем ее громче, выделяя звук д. Позови зайчиху Полина, Саша…(хором и индивидуально, тихо и громко, используя карточки с нарисованной трубой (символ «громко», перечеркнутая труба «тихо»).
Зайчиха. Здравствуйте, ребята!
Зайчиха. Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)
- Ребята, какая зайчиха когда она плачет? (бедная, больная, грустная, невеселая, плаксивая, жалкая…)
Воспитатель Ребята, как мы можем помочь Зайчихе, что для нее сделать? (Пожалеть, перевязать, погладить, покормить, отвезти к врачу…)
- Ребята, у меня есть такой кубик со смайликами. Мы сейчас с вами придумаем предложения про Зайчиху (передается кубик)
- Зайчиха улыбается, потому что…
- Грустит, потому что…
- Удивляется, потому что…
- Смеется, потому что…
- Сердится, потому, что…
- А теперь давайте Зайчиху накормим. Игра «Разложи овощи по тарелочкам» (1 слог: лук; 2 слога: свекла, чеснок; 3 слога: помидор, огурец, капуста…) – муляжи овощей.
Зайчиха. Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле. Многие думают, что все звери у нас в лесу злые, а вы попробуйте подобрать к ним добрые слова.
- Попробуем, ребята? Я покажу животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)
- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж (картинки).
- У каждого из этих животных есть свой дом. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Чей дом?» (передается маленький домик)
- У медведя, чей дом? (медвежий)
- У зайца, чей дом? (заячий)
- У волка, чей дом? (волчий)
- У белки, чей дом? (беличий)
- У барсука, чей дом? (барсучий)
- У черепахи, чей дом? (черепаший)
- У лягушки, чей дом? (лягушачий)
- Давайте покажем Зайчихе, как мы умеем хорошо говорить скороговорки со звуком Д и ДЬ.
«Дарья дарит Дине дыни»
Зайчиха: Спасибо вам, ребята, за то, что вы такие добрые, я вам принесла сундук, я его в лесу под елочкой нашла, но без вас побоялась открыть.
- Посмотрим, что же в сундуке лежит.
- Ребята, здесь прищепки я нашла. Интересно, для чего они? Я придумала. Сейчас мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев от указательного пальца к мизинцу и обратно на каждый ударный слог.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю, с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
- Ребята, посмотрите, я нашла гнездо и здесь кто-то сидит (птичка).
- Сейчас я буду называть слова со звуком Д или Дь, а вы определите место звука в слове, используя пальчики. Из пальцев рук «клювик» - начало слова. Пальцы в кулачок «туловище» - середина слова. Указательный палец «хвостик» - конец слова (дым, вода, град, колдун, виноград, дружба, дворник, огород)
- Ребята, посмотрите, у меня в руках чаша с голубой водой. Это волшебная чаша и сейчас мы заполним ее шариками. Каждый из вас придумает слово со звуком д ,когда звук д стоит в начале слова,( в середине, в конце), возьмет шарик и бросит его в воду. Если вы назовете слово правильно, ваш шарик не утонет, а если нет, то вы услышите звук барабана.
Дети садятся.
- А что же еще находится в сундуке?
Здесь 2 пуговицы: синяя и зеленая. Как вы думаете какую пуговицу мы пришьем твердому звуку Д (синюю), а мягкому звуку ДЬ (зеленую).Зайчиха придумала для нас игру на синий и зеленый цвета, чтобы узнать, различаете ли вы звуки Д и ДЬ в словах.
- Возьмите свои планшеты. Сейчас мы будем с вами составлять звуковую программу на планшете. А помогут нам в этом наши гости, которые придумают слова со звуком Д и со звуком ДЬ.
Игра «Коврик» (слова: двор, дедушка, дудка
дятел, дача, дюймовочка)
(дети кладут синие и зеленые фишки на поле)
- Сколько слов с твердым звуком Д получилось, а сколько с мягким?
Физминутка.
«Взяли дети белый ком наклон
Лепить будем белый дом.
Мы польем его водой, руки вверх с вращением кистей
Домик будет ледяной руки вниз с вращением кистей
Ком за комом мы кладем руки на пояс, приседания
Вот и вылепили дом. развести руки.
Зайчонок проснулся (Потянулись.)
И вышел умыться. (Ходьба на месте.)
Вдруг видит, а в луже
Большая лисица. (Наклоны туловища вперед.)
Он вежливым был.
Извинился к тому же: (Повороты туловища.)
Пойду, поищу я
Свободные лужи! (Ходьба на месте)
Вдруг он видит – у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берет
И в гнездо его кладет
Дальше по лесу шагал
И медведя повстречал
Руки за голову кладем и вразвалочку идем.
- Давайте посмотрим, что же еще лежит в сундуке? Ой, здесь волшебная указка.
На интерактивной доске картинки. Задание: найти слово со звуком д или дь, определить место звука в слове и положить в контейнер.
Релаксация:
« Есть у нас игра такая - очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье
И становится понятно - расслабление приятно.
Глазки закрываются, тело расслабляется.
Вот прохладный ветерок пробежал по телу.
Отдохнули, вновь пора браться нам за дело»
На интерактивной доске картинки «дом».
- «Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем»
- Подскажите, ребята, из какого материала можно построить дом?
( из бетона - и тогда он будет какой? из камня, из глины, из пластмассы, из металла, из стекла, из бумаги, из дерева).
- Как называется сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
- Как называют дела, которые выполняют дома? (домашние)
- Как можно сказать о большом доме? (домище, домино)
- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
-А сейчас поиграем в игру «Дети-звуки»
- Какой первый звук вы слышите в слове дом?
- Какой второй звук?
- Какой третий звук? Четвертый, пятый?
- Сейчас мы с вами этот домик зашифруем.
Назначаются дети-звуки: Д, О, М, И, К.
-Подойдет ко мне второй по счету звук, первый, третий (дети заливают соответствующей краской звук на схеме), назначаются дети-звуки: 1,2,3.
- Подойдет ко мне звук м, д, о (дети заливают свои звуки).
Разбираются гласные, согласные, твердые, мягкие.
Зрительная гимнастика.
Глазкам нужно отдохнуть
Много, много раз моргнуть.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Глазкам стало хорошо,
Видят мои глазки все.
- Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
Оценка занятия:
- Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Как вы думаете, вы правильно делили слова на слоги? Вот вам за это звезда. Все ли справились с заданием подобрать слова со звуком Д? Вам еще звезда. А вы справились со звуковой программой? Вот вам еще одна звезда и т.д. А в коробку правильно собрали слова? Еще одна звезда. А по звукам как вы разобрали слово «домик»?
- Что же еще осталось в сундуке?
Игра «Две конфеты» Воспитатель раздает каждому ребенку по две карамельки, связанные тесьмой и предлагает решить, как они распорядятся этими конфетами.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».
Коррекционно-образовательные задачи. Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков: чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и диффер...
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе .По теме: "Зайчик в гостях у ребят"
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе...
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе. По теме: "К мишке в гости"
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе. По теме: "К мишке в гости"...
Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук Ж».
Знакомство со звуком «Ж», обучение правильному произношению звука ....
Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук «Ч»»
Цель: Знакомство со звуком «Ч», обучение правильному произношению звука ....
Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук Щ».
Знакомство со звуком «Щ», обучение правильному произношению звука.Упражнять детей в произношении и запоминании чистоговорок и рифмовок.Активизировать словарный запас детей....
Конспект образовательной деятельности в области «Речевое развитие» тема: «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе
Целью занятия является развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....