Образовательная деятельность в области «Речевое развитие». Тема: «Звуки Д-ДЬ».
план-конспект занятия по логопедии

Томилина Светлана Юрьевна

Образовательная деятельность в области «Речевое развитие».

Тема: «Звуки Д-ДЬ».

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_dd.docx31.59 КБ
PDF icon scan0000.pdf1006.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в области «Речевое развитие».

Тема: «Звуки Д-ДЬ».

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие.

Группа: старшая « Ладушки».

Воспитатель Томилина С.Ю.

Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звуков Д, ДЬ с использованием игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные: Упражнять в умении выделять  звуки  Д, ДЬ в словах,  определять место звука в слове. Дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Совершенствовать навыки звукового анализа односложных слов. Упражнять в образовании существительных, прилагательных, глаголов.

Развивающие: Способствовать развитию логического мышления. Развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы.

Воспитательные: Обогащать эмоциональную сферу. Развивать коммуникативные качества, доброе отношение к животным.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки прижать к груди, вытянуть вперед)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

- Солнышко предлагает нам вместе с ним разогреть лицо.

Массаж лица:

« Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик  (плавные зигзагообразные движения от середины лба к вискам)

И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи (круговые движения по вискам)

Лучик нежно согревает щечки, щечки, щечки (потирают щечки)

Солнышко на носик ставит точки, точки, точки» (постукивают пальчиками по носу)

-  А теперь возьмемся за руки и представим, что мы с вами одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь послушаем вместе: вдох- шаг вперед, выдох- шаг назад. Так дышит  животное, так бьется его большое доброе сердце. А бьется оно вот так : д, д ,д…Давайте покажем, как это будет : д- шаг вперед, д- шаг назад.

- Давайте тихонечко сядем за столы и разбудим свой язычок, чтобы речь стала чистой и красивой. Я позвоню в  маленький колокольчик. Слышите,  как  нежно звучит, как ласково он просит  вас проснуться: динь, динь, динь. Повторите. А чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе, позвоним в большой колокольчик и повторим его звук: дон, дон, дон.

- Какой первый звук вы слышите в слове дон? (звук Д)

- А в слове динь? (ДЬ)

- Правильно. Сегодня на занятии мы с вами будем работать со звуком Д и его младшим братом – звуком ДЬ.

Поставьте зеркала.

- «Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори.

Встану я перед тобой

Повторяй-ка все за мной»

           или

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи

Встань-ка ты передо мной

Повторяй-ка ты за мной»

- А теперь поиграем со своим язычком.

Сказка ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

 2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

 3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз - к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

 4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и стал он собираться на улицу. Решил он причесаться. Описание: движения языком между зубами.

5. Сошел он с крылечка и стал бегать в траве вместе с ребятами по кругу. Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

А сейчас мы будем  произносить звук Д . Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы и кончик языка . Когда мы  произносим звук Д, то губки улыбаются, зубки сближены, но не сомкнуты, а язычок стучит по бугоркам за верхними зубами (хоровые и индивидуальные ответы)

- А теперь произнесите звук ДЬ. Посмотрите, куда спрятался язычок? За нижние зубы.

- Что вы можете сказать о звуке Д? Он какой: гласный или согласный? (согласный, твердый, синий)

- Что вы можете сказать о звуке ДЬ? (согласный, мягкий, зеленый)

Проводим речевую разминку:  

 Да-да-да   наступили холода

Ду-ду-ду – к деду в гости я иду

Од, од, од – мы вскопали огород.

Де,де,де- где ты, солнце, где?

Ди, ди ,ди пусть идут дожди.
Дам, дам, дам - гости пришли к нам.

Игровое упражнение « Закончи предложение»

Мою подругу зовут …(Даша). Сколько слогов в слове Даша?

Машина едет по …(дороге).

Из трубы идет…(дым).

У белки теплое … (дупло).

Папа построил …(дом).

- Ребята, напомните мне правило наших занятий:

« Каждый день всегда, везде,

  На занятиях в игре,

  Четко, громко, говорим,

  Никуда мы не спешим»

- Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такого же возраста, как вы, мы гуляли с папой  в лесу и увидели странное зрелище. Между тремя  березками сидела  серая  зайчиха, смотрела на нас и не боялась, не убегала. Я спросила у папы: «Почему она не убегает?», а папа ответил: «Она, наверное, что-то хочет спросить». Как вы думаете, что хотела спросить зайчиха? (ответы детей)

- Ребята, кажется, я слышу чей-то плач. Да это та же Зайчиха. А назвала я ее тогда Дарья. Давайте позовем ее тихо. Давайте позовем ее громче, выделяя звук д. Позови зайчиху Полина, Саша…(хором и индивидуально, тихо и громко, используя карточки с нарисованной трубой (символ «громко», перечеркнутая труба «тихо»).

Зайчиха. Здравствуйте, ребята!

Зайчиха. Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)

- Ребята, какая зайчиха когда она плачет? (бедная, больная, грустная, невеселая, плаксивая, жалкая…)

Воспитатель Ребята, как мы можем помочь Зайчихе, что для нее сделать? (Пожалеть, перевязать, погладить, покормить, отвезти к врачу…)

- Ребята, у меня есть такой кубик со смайликами. Мы сейчас с вами придумаем предложения про Зайчиху (передается кубик)

- Зайчиха улыбается, потому что…

- Грустит, потому что…

- Удивляется, потому что…

- Смеется, потому что…

- Сердится, потому, что…

- А теперь давайте Зайчиху накормим. Игра «Разложи овощи по тарелочкам» (1 слог: лук; 2 слога: свекла, чеснок; 3 слога: помидор, огурец, капуста…) – муляжи овощей.

Зайчиха. Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле. Многие думают, что все звери у нас в лесу злые, а вы попробуйте подобрать к ним добрые слова.

- Попробуем, ребята?  Я покажу животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж (картинки).

- У каждого из этих животных есть свой дом. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Чей дом?» (передается маленький домик)

- У медведя, чей дом? (медвежий)

- У зайца, чей дом? (заячий)

- У волка, чей дом? (волчий)

- У белки, чей дом? (беличий)

- У барсука, чей дом? (барсучий)

- У черепахи, чей дом? (черепаший)

- У лягушки, чей дом? (лягушачий)

- Давайте покажем Зайчихе, как мы умеем хорошо говорить скороговорки со звуком Д и ДЬ.

«Дарья дарит Дине дыни»

Зайчиха: Спасибо вам, ребята, за то, что вы такие добрые, я вам принесла сундук, я его в лесу под елочкой нашла, но без вас побоялась открыть.

- Посмотрим, что же в сундуке лежит.

- Ребята, здесь прищепки я нашла. Интересно, для чего они? Я придумала. Сейчас мы с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев от указательного пальца к мизинцу и обратно на каждый ударный слог.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю, с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

- Ребята, посмотрите, я нашла гнездо и здесь кто-то сидит (птичка).

- Сейчас я буду называть слова со звуком Д или Дь, а вы определите место звука в слове, используя пальчики.  Из пальцев рук «клювик» - начало слова. Пальцы в кулачок «туловище» - середина слова. Указательный палец «хвостик» - конец слова (дым, вода, град, колдун, виноград, дружба, дворник, огород)

- Ребята, посмотрите, у меня в руках чаша с голубой водой. Это волшебная чаша и сейчас мы заполним ее шариками. Каждый из вас придумает слово со звуком д ,когда звук д стоит в начале слова,( в середине, в конце), возьмет шарик и бросит его в воду. Если вы назовете слово правильно, ваш шарик не утонет, а если нет, то вы услышите звук барабана.

Дети садятся.

- А что же еще находится в сундуке?

Здесь 2 пуговицы: синяя и зеленая. Как вы думаете какую пуговицу мы пришьем твердому звуку Д (синюю), а мягкому звуку ДЬ (зеленую).Зайчиха придумала для нас игру на синий и зеленый цвета, чтобы узнать, различаете ли вы звуки Д и ДЬ в словах.

- Возьмите свои планшеты. Сейчас мы будем с вами составлять звуковую программу на планшете. А помогут нам в этом наши гости, которые придумают слова со звуком Д и со звуком ДЬ.

Игра «Коврик»  (слова: двор, дедушка, дудка

                                            дятел, дача, дюймовочка)

(дети кладут синие и зеленые фишки на поле)

- Сколько слов с твердым звуком Д получилось, а сколько с мягким?

Физминутка.

«Взяли дети белый ком                                   наклон

Лепить будем белый дом.

Мы польем его водой,                                     руки вверх с вращением кистей

Домик будет ледяной                                      руки вниз с вращением кистей

Ком за комом мы кладем                                руки на пояс, приседания

Вот и вылепили дом.                                       развести руки.

Зайчонок проснулся (Потянулись.)

И вышел умыться. (Ходьба на месте.)

Вдруг видит, а в луже

Большая лисица. (Наклоны туловища вперед.)

Он вежливым был.

Извинился к тому же: (Повороты туловища.)

Пойду, поищу я

Свободные лужи! (Ходьба на месте)

Вдруг он видит – у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берет

И в гнездо его кладет

Дальше по лесу шагал

И медведя повстречал

Руки за голову кладем и вразвалочку идем.

- Давайте посмотрим, что же еще лежит в сундуке? Ой, здесь волшебная указка.

На интерактивной доске картинки. Задание: найти слово со звуком д или дь, определить  место звука  в слове и положить в контейнер.

Релаксация:

« Есть у нас игра такая - очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье

И становится понятно - расслабление приятно.

 Глазки закрываются, тело расслабляется.

Вот прохладный ветерок пробежал по телу.

Отдохнули, вновь пора браться нам за дело»

На интерактивной доске картинки «дом».

- «Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем»

- Подскажите, ребята, из какого материала можно построить дом?

( из бетона - и тогда он будет какой? из камня, из глины, из пластмассы, из металла, из стекла, из бумаги, из дерева).

- Как называется сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

- Как называют дела, которые выполняют дома? (домашние)

        - Как можно сказать о большом доме? (домище, домино)

        - Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

 -А сейчас поиграем в игру «Дети-звуки»

- Какой первый звук вы слышите в слове дом?

- Какой второй звук?

- Какой третий звук? Четвертый, пятый?

- Сейчас мы с вами этот домик зашифруем.

 Назначаются дети-звуки: Д, О, М, И, К.

-Подойдет ко мне второй по счету звук, первый, третий (дети заливают соответствующей  краской звук на схеме), назначаются дети-звуки: 1,2,3.

- Подойдет ко мне звук м, д, о (дети заливают свои звуки).

      Разбираются гласные, согласные, твердые, мягкие.

Зрительная гимнастика.

        Глазкам нужно отдохнуть

Много, много раз моргнуть.

        Глазки вправо, глазки влево,

        И по кругу проведем.

        Быстро – быстро поморгаем

        И немножечко потрем.

Глазкам стало хорошо,

Видят мои глазки все.

- Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

Оценка занятия:

- Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Как вы думаете, вы правильно делили слова на слоги?  Вот вам за это звезда. Все ли справились с заданием подобрать слова со звуком Д? Вам еще звезда. А вы справились со звуковой программой? Вот вам еще одна звезда и т.д. А в коробку правильно собрали слова? Еще одна звезда. А по звукам как вы разобрали слово «домик»?

- Что же еще осталось в сундуке?

Игра «Две конфеты» Воспитатель раздает каждому ребенку по две карамельки, связанные тесьмой  и предлагает решить, как они распорядятся этими конфетами.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».

Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  диффер...

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе .По теме: "Зайчик в гостях у ребят"

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе...

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе. По теме: "К мишке в гости"

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области  речевого развития и художественно-эстетического  развития  в младшей группе. По теме: "К мишке в гости"...

Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук Ж».

Знакомство со звуком «Ж», обучение правильному произношению звука ....

Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук «Ч»»

Цель: Знакомство со звуком «Ч», обучение правильному произношению звука ....

Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук Щ».

Знакомство со звуком «Щ», обучение правильному произношению звука.Упражнять детей в произношении и запоминании чистоговорок и рифмовок.Активизировать словарный запас детей....

Конспект образовательной деятельности в области «Речевое развитие» тема: «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе

Целью занятия является развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....