Главные вкладки
Мастер – класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
материал по развитию речи (старшая группа)
Мастер – класс
«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Раздаточные материалы:
Пластиковые тарелки, картинки с изображением разных героев-людей, животных, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч
Ход работы:
I этап. Приветствие. Вводное слово.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.
- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.
Если педагог - это сказочный герой, то какой ….
Если педагог - это цветок, то какой ….
Если педагог - это планета, то какая ….
Если педагог - это настроение, то какое…. .
- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.
- Прошу вас пройти на места!
- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.
- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.
- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений
- бедность речи
- несформированность грамматического строя
- нарушение звукопроизношений
- бедная диалогическая речь
- трудности в построении монологов
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
- отсутствие навыков культуры речи
- плохая дикция
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
«Дыхательные игры»
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.
- Что такое дидактическая игра?
Дидакти́ческиеи́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания,
Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр :
- Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
- В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.
- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитанниками.
Игра «Магазин»
- А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.
- Давайте отправимся в магазин за покупками.
- Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.
Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.
Игра «Покупки»
Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)
Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…
МНЕМОТАБЛИЦА
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Микроитог:
С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.
Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.
Спасибо за внимание!
Подбор слов-названий предметов за счётные палочки.
За каждый ответ ребёнок получает фишку (или счётную палочку).
Что можно открыть? (Ответ полным предложением: «можно открыть дверь. Можно открыть банку. Можно открыть книгу».)
Что можно поднимать?
Что можно отодвигать?
Что можно доставать?
Поощряйте фантазию ребёнка.
Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
"Собираемся на прогулку"
Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер – класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников» | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Раздаточные материалы:
Пластиковые тарелки, картинки с изображением разных героев-людей, животных, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч
Ход работы:
I этап. Приветствие. Вводное слово.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.
- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.
Если педагог - это сказочный герой, то какой ….
Если педагог - это цветок, то какой ….
Если педагог - это планета, то какая ….
Если педагог - это настроение, то какое…. .
- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.
- Прошу вас пройти на места!
- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.
- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.
- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений
- бедность речи
- несформированность грамматического строя
- нарушение звукопроизношений
- бедная диалогическая речь
- трудности в построении монологов
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
- отсутствие навыков культуры речи
- плохая дикция
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
«Дыхательные игры»
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.
- Что такое дидактическая игра?
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания,
Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр :
- Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
- В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.
- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитанниками.
Игра «Магазин»
- А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.
- Давайте отправимся в магазин за покупками.
- Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.
Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.
Игра «Покупки»
Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)
Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…
МНЕМОТАБЛИЦА
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Микроитог:
С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.
Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.
Спасибо за внимание!
Подбор слов-названий предметов за счётные палочки.
За каждый ответ ребёнок получает фишку (или счётную палочку).
Что можно открыть? (Ответ полным предложением: «можно открыть дверь. Можно открыть банку. Можно открыть книгу».)
Что можно поднимать?
Что можно отодвигать?
Что можно доставать?
Поощряйте фантазию ребёнка.
Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
"Собираемся на прогулку"
Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Использование дидактических пособий для развития мелкой моторики детей раннего возраста»
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторикой пальцев рук....
Мастер-класс "Использование дидактического пособия "Бусы" как средства всестороннего развития дошкольников"
Мастер-класс "Использование дидактического пособия "Бусы" как средства всестороннего развития дошкольников"...
Конспект мастер-класса "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи старших дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....
МАСТЕР – КЛАСС «Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»
Представление опыта работы по развитию речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности....
Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Блоки Дьенеша» в интеллектуальном развитии дошкольников».
Цели и задачи: познакомить педагогов района с игровой технологией «Логические блоки Дьенеша»; вызвать желание применить технологию в своей работе с детьми.Оборудование и материал: мул...
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»...