Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
картотека по логопедии
Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кантемировский детский сад №1
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Мастер-класс
«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Разработала
учитель-логопед Лифенцова-Марьевская А.П.
р.п. Кантемировка, 2022 год
Цель: распространение педагогического опыта по примене-нию дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Раздаточные материалы:
Логопедическое лото, игра «Четвертый лишний», игра «Лиса и колобки», пособие «Марблс».
План проведения мастер-класса:
I этап. Приветствие. Вводное слово.
II этап. Обоснование основных идей дидактических игр, актуальность их использования в работе воспитателя ДОУ.
III этап. Практический
Задание 1 - Игра «Логопедическое лото»
Задание 2 - Игра «Четвертый лишний»
Задание 3 - Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»
Задание 4 - Игра «Лиса и колобки»
Задание 5 - пособие «Марблс».
IV этап. Подведение итогов.
Ход работы:
I этап. Приветствие. Вводное слово.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Для проведения мастер-класса мне нужны помощники - 4(5) человек.
- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.
- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.
Если педагог - это сказочный герой, то какой ….
Если педагог - это цветок, то какой ….
Если педагог - это планета, то какая ….
Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….
Если педагог - это настроение, то какое…. .
- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.
- Прошу вас пройти на места!
- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.
- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.
II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность и использования её в работе педагога.
- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений
- бедность речи
- несформированность грамматического строя
- нарушение звукопроизношений
- бедная диалогическая речь
- трудности в построении монологов
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
- отсутствие навыков культуры речи
- плохая дикция
- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.
- Что такое дидактическая игра?
- Коллеги все правы.
Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;
2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.
Вся жизнь ребенка – это игра. И потому процесс коррекции речи ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитанниками.
III этап. Практический.
Организация рабочего пространства
Применение камушков «Марблс»
Игровое упражнение на автоматизацию изучаемого звука в слогах
Например, на автоматизацию звука [р] в слогах. Повтори столько слогов «ра» (ро, ру, ры, рэ) сколько желтых, розовых, зеленых, синих и т.д. камешков…
Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.
Игры на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа
Игра «Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).
Игра «Напиши слово»
Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков марблс.
Игра «Звуковая мозаика»
Взрослый называет слова, ребенок называет первый звук и определяет, какой это звук, а затем кладёт соответсвующий камешек (зелёный, синий, красный) выкладывая в мозаику.
Игра на формирование грамматического строя речи
«Чудесный мешочек»
Ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д.
Синий камешек – синий кит, синие колокольчики, синий шарик и т.д.
Жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтая коляска, жёлтое солнце и т.д.
Игра «Магазин»
- А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.
- Давайте отправимся в магазин за покупками.
- Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.
Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.
- Приятных вам покупок.
Микроитог:
- Вам понравилась эта игра?
- Расскажите, что именно вам понравилось в этой игре?
- Вы справились, потому что были очень внимательными и финансово грамотными. Выбрать игрушку, определить количество слогов, назвать цену.
Учить делить слова на слоги. Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами. Развивать внимание и память.
Предметные картинки: мяч, юла, кубики, матрешки, мишка, кукла, скакалка.
Деньги (купюры с детскими картинками).
Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесную игру «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!
- Иглы колкие торчат прямо с детства у..…ежат.
- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.
- Через горы и леса в край родной летит … птица.
- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.
- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.
- Звонко цокают подковы на копытах у …коня.
- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.
- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.
- Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.
- Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.
Микроитог:
С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.
Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.
IV этап. Подведение итогов.
- Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу.
У меня к вам есть просьба: помогите мне составить архив мастер - класса.
- Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.
- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
- Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос. В заключении мастер класса хочу поделиться своим опытом и дать вам памятки по использованию дидактических игр.
Коллеги, спасибо за помощь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...
Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"
Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...
Мастер – класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Мастер – класс«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников» Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как с...
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»...
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...
Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников»
laquo;Интеллект-карты» в познавательном развитии у старших дошкольников». Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваю...
Презентация "Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников» "
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышлен...