Конспект мастер-класса "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи старших дошкольников"
учебно-методический материал по развитию речи

Старыгина Мария Николаевна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»

Конспект мастер-класса:

«Использование технологии «СИНКВЕЙН»

в развитии речи старших дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Старыгина М.Н.

Камчатский край

с. Мильково

Апрель 2021 год

Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада приветствовать всех!

Слайд 1. Тема моего мастер-класса: «Использование технологии «Синквейн» в развитии речи старших дошкольников»

Хорошая речь — это важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей с общим недоразвитием речи неуклонно растёт. Дети испытывают трудности в разучивании стихов, составлении рассказов по сюжетным картинкам, пересказе прочитанного текста. Всё это впоследствии приводит к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. Одной из причин является бедный словарный запас. От грамотно поставленной и эмоционально насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей последующей жизни. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – это кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя. Одна из таких инновационных технологий, которую сегодня я хочу вам представить – технология «Синквейн». Что это такое?

«Синквейн» - слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк»». Изначально синквейн возник в США как жанр поэзии, основанный на подсчете слов в каждом стихе. Разработала его в начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. В России технологию синквейн используют с 1997 года. Развила идею применения синквейна в педагогике, кандидат педагогических наук (доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института) Валентина Михайловна Акименко. Она разработала конспекты занятий с опорой на данную технологию.

Слайд 2. Несмотря на загадочное название, технология синквейн очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте. 

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк, и его форма напоминает ёлочку (пирамидку).

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?);

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие?);

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?);

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех, или из пяти. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим темам, и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме «Игрушки»: «Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один - много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и др. Дети знакомятся с понятиями: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предложения. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия, признаки предметов, и изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря, составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а также использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дидактический синквейн составляется в конце лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально. В последующем - в группах, в парах, и только затем – индивидуально.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.     Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях и в режимных моментах,  синквейн  воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Слайд 3.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

  • «Синквейн-загадка» Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
  • «Нарисуй предмет-отгадку» Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть - насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
  • Составь «Синквейн по образцу»
  • «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
  • «Найди ошибки в стихотворении» В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
  • «Чужое слово». Аналогичное задание.
  • «Один начинает, другой продолжает» Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый - пятую.

«Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.

«Речецветик» Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

«Занимательный кубик» На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

«Волчок» Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.

«Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Можно составить синквейн – загадку.

Примеры синквейнов-загадок:

1.     Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2.     Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны) 

       

Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно. Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета. А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы. 

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

      На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

  В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

  1. …….               Вертолёт
  2. Быстрый, удобный
  3. Летает, перевозит, садится
  4. Он похож на стрекозу.
  5. Воздушный ранспорт

1. ……                  Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Наземный транспорт.

III часть.  Моделирование (самостоятельная работа слушателей в группах)

IV часть.  Рефлексия

Предлагаю вам составить синквейн о нашем мастер-клас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

Конспект НОД по развитию речи старших дошкольников

Сосавление рассказа "Как цыпленок заблудился" с детьми по опорным картинкам имеет большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Способствует уточнению значений известных ребенку слов и у...

Конспект родительского собрания "Развитие речи старших дошкольников"

Конспект родительского собрания в старшей группе...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...