Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Блоки Дьенеша» в интеллектуальном развитии дошкольников».
презентация

Елена Игоревна Варанкина

Цели и задачи:

 познакомить педагогов района с игровой технологией «Логические блоки Дьенеша»;

вызвать желание применить технологию в своей работе с детьми.

Оборудование и материал:

мультимедийная установка, презентация «Логические блоки Дьенеша»; учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»; альбомы: «Блоки Дьенеша для малышей», серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет), карточки-загадки для игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад «Алёнушка» пгт.Светлополянск

Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Блоки Дьенеша» в интеллектуальном развитии дошкольников».

Воспитатель: Варанкина Елена Игоревна

Цели и задачи:

 познакомить педагогов района с игровой технологией «Логические блоки Дьенеша»;

вызвать желание применить технологию в своей работе с детьми.

Оборудование и материал:

мультимедийная установка, презентация «Логические блоки Дьенеша»; учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»; альбомы: «Блоки Дьенеша для малышей», серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет), карточки-загадки для игр.

  1. Теоритическая часть:

Слайд 1:

Уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас на мастер-классе и хочу вам рассказать о уникальной игровой технологии - логических блоках Дьенеша. Логические блоки Дьенеша давно и заслуженно заняли одно из почётных мест среди «правильных», общепризнанных развивающих игр. Это действительно очень эффективный методический материал для всестороннего развития детей. В первую очередь – для формирования элементарных математических представлений. 

Венгерский профессор Шербуркского университета Золтан Дьенеш пришёл к удивительному открытию – созданию «новой математики» для самых маленьких, потому что захотел сделать свою любимую науку лёгкой и доступной детям. Педагогическая программа по блокам Дьенеша получила широкое распространение в разных странах мира.

Слайд 2:

Золтан Дьенеш известен как автор игрового подхода к обучению детей математике.

Слайд 3:

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша - это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления. Это действительно очень эффективный методический материал для всестороннего развития детей и в первую очередь – для формирования элементарных математических представлений.

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур и ни одна из них не повторяется. Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.

Слайд 4:

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• Развития сенсомоторных способностей и отношений: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;

• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развития творческих способностей;

• Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач;

• Развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения.

Слайд 5,6,7,8:

Логические блоки Дьенеша, предполагают множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные логические блоки.

Практически все игры и занятия с блоками, можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от их развития.

В соответствии с принципами постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать сначала одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).

Например: «Найдите все круглые фигуры», «Бусы для мамы»», или все треугольные – «Сказочное солнышко» и т.п.

Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами (найдите круглые, синие фигуры), затем 3-мя, и 4-мя свойствами (маленькие, круглые, синие, тонкие). Игры для детей можно придумать самим, а можно опираться уже на готовые альбомы «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики». Все альбомы лежат перед вами, вы можете увидеть, что все игры разработаны с усложнением. Новое логическое содержание появляется по мере освоения предыдущего.

Например, «Дупло белочки» - нужно из всех блоков выбрать все квадратные, выложить дупло, чередуя большие и маленькие блоки», «Про Белку и Стрелку» и т.п.

Слайд 9,10,11,12,13:

В старшем возрасте, когда дети уже хорошо усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства.

Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Давайте рассмотрим, что из себя представляют символы логических блоков.

Итак, геометрическая фигура представляет форму блока. Цветное пятно – цвет, женская фигура - толщину, дома – величину.

Далее, когда ребята уже научатся свободно пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглый, или треугольный, или прямоугольный; не красный, значит любого другого цвета и т.д.).

Сначала можно по кодированным карточкам выложить дорожки, затем задание усложняется, и ребята выкладывают целые картинки, разгадывая разные шифры.

Логические блоки Дьенеша тем и хороши, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками Дьенеша, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Любую игру с блоками можно проводить как соревнование между двумя (3) командами. Или включать в занятия по ФЭМП или конструированию. Можно придумывать различные зашифрованные задания для ребят, используя разные сюжеты. Например, разного рода путешествия, конкурсы или квесты. Или же, вставлять задания с блоками Дьенеша в интеллектуальный ринг по разным игровым технологиям.

На этом, пожалуй, остановлюсь с теорией, перейдем к практике и немного поиграем.

Слайд 14:

В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам.

2. Практическая часть:

Игра «Знакомство с блоками»

Содержание

1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же.

2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры.

3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру.

4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же. 

Игра «Найди такую же фигуру»

Содержание:

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

Игра «Дорожки»

Содержание:

 Нужно проложить дорожки так, чтобы  удобно было ходить друг к другу в гости. Но дорожки надо строить по правилам. Например, так, чтобы в ней рядом не было блоков одинакового цвета. Дети по очереди выкладывают блоки.

                                   

                                                    Игра «Домик»

Содержание:

Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами (не во всех клетках). Ребёнку нужно подобрать недостающие блоки.

https://myslide.ru/documents_7/3265c69aca69cb16447761c66c01abae/img17.jpg

       

                       

                           Игра «Найди заданный блок»

Содержание:

Покажи заданный блок. Назови строчку, столбец. Например: «3 строка, 2 столбец-назови блок» или «5 столбец, 1 строка-назови блок».

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/087d/000d1454-0dedad9b/hello_html_m747908e4.jpg

                                Игра «Засели дом»

Содержание:

Детям даны карточки –схемы. Расставить правильно блоки.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/025e/00077c6d-41b0ffe9/hello_html_5f46af1e.jpg                              https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0450/00139fd7-eb5fea41/img3.jpg   

Подвижная игра «Кошки-мышки»


Цель:  развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.

Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.

Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька». Рядом с ним жетоны для кота.

Хоровод движется со словами:

 - Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот.

И разгонит хоровод.

На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет ловить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОО "Использование дидактического пособия "Бусы" как средство всестороннего развития дошкольников

Мастер-класс показывает возможности использования дидактического пособия «Бусы» в образовательной деятельности...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс по использованию дидактического пособия «Многофункциональная ширма-трансформер»

Многофункциональная напольная ширма  стала для нас настоящей находкой. Несмотря на свое довольно прозаичное название, ширма является очень интересным, и главное, многофункциональным предметом инт...

Мастер-класс "Использование дидактического пособия "Бусы" как средства всестороннего развития дошкольников"

Мастер-класс "Использование дидактического пособия "Бусы" как средства всестороннего развития дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»

Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе  активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по с использованием блоков Дьенеша....

Мастер-класс: "Вариативное использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.В изменяющихся условиях современного общества жизни непре...

Консультация для родителей «Значение дидактической игры с использованием блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей»

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательно...