Конспект образовательной деятельности в области "Речевое развитие" по теме: "Пересказ рассказа В.В. Бианки "Музыкант"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант»
Цель: обучение связному последовательному пересказу
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение отвечать на вопросы. Формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли. Закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки.
Развивающие: развивать речь, память, наблюдательность, внимание, умение обобщать. Активизировать словарный запас детей (музыкант, медвежатник, колхозник, завалинка, щепка, опушка, пиликать). Обогащать знания детей об окружающем мире.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, музыке, русскому народному творчеству.
Оборудование: портрет В.В. Бианки, иллюстрации к рассказу «Музыкант», графические схемы, текст рассказа с иллюстрациями, аудиозапись игры на скрипке, дудка, кепка.
Методы и приёмы: словесные (чтение, беседа, объяснения, рассказы, художественное слово). Наглядные (рассматривание иллюстраций). Практические (игровая ситуация, двигательная пауза, игра на дудке).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Предварительная работа с детьми: чтение рассказов и сказок В. В. Бианки: «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Первая охота», «Синичкин календарь», «Музыкант»; рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше подберет действий(признаков)?»; отгадывание загадок, работа с пословицами, разучивание русской народной хороводной игры «Дударь».
Предварительная работа с родителями
Словарная работа: медвежатник, завалинка, колхозник, пиликать, щепка, дударь, наружние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в области «Речевое развитие» по теме: «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант» | 27.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»
г. Рубцовска Алтайского края
658213, г.Рубцовск, пр.Ленина, 37
тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru
сайт: ds36.educrub.ru
Конспект образовательной деятельности
в области «Речевое развитие» по теме: «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант»
в подготовительной группе.
Подготовила: Морозова Алла Валерьевна
Тема: «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант»
Цель: обучение связному последовательному пересказу
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение отвечать на вопросы. Формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли. Закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки.
Развивающие: развивать речь, память, наблюдательность, внимание, умение обобщать. Активизировать словарный запас детей (музыкант, медвежатник, колхозник, завалинка, щепка, опушка, пиликать). Обогащать знания детей об окружающем мире.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, музыке, русскому народному творчеству.
Оборудование: портрет В.В. Бианки, иллюстрации к рассказу «Музыкант», графические схемы, текст рассказа с иллюстрациями, аудиозапись игры на скрипке, дудка, кепка.
Методы и приёмы: словесные (чтение, беседа, объяснения, рассказы, художественное слово). Наглядные (рассматривание иллюстраций). Практические (игровая ситуация, двигательная пауза, игра на дудке).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Предварительная работа с детьми: чтение рассказов и сказок В. В. Бианки: «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Первая охота», «Синичкин календарь», «Музыкант»; рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше подберет действий(признаков)?»; отгадывание загадок, работа с пословицами, разучивание русской народной хороводной игры «Дударь».
Предварительная работа с родителями
Словарная работа: медвежатник, завалинка, колхозник, пиликать, щепка, дударь, наружние.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание | |
Вводная часть. Цель: сплотить детей на дальнейшие действия. Задачи: развивать интерес к познавательной деятельности. | |||
Дети: о чём? Дети: да. (Дети садятся «на завалинку») | -Дети, а я вас хочу пригласить на завалинку. Вы знаете, что такое «завалинка»? Это невысокая земляная насыпь вдоль наружних стен избы для утепления. Раньше в деревне люди часто собирались на завалинке. Там они делились друг с другом новостями, своими радостями и печалями, помогали друг другу советом, пели песни, шутили. Вот и я вам предлагаю присесть на завалинку, поговорить… -О всяком и о прочем. О том, что хорошо, что не очень. О чем-то знаю я, о чем-то вам известно. Поговорим? (Да) Нам будет интересно. (Дети садятся «на завалинку») | ||
Основная часть. Цель: обучение связному последовательному пересказу Задачи: совершенствовать умение отвечать на вопросы. Формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли. Закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки. Развивать речь, память, наблюдательность, внимание, умение обобщать. Активизировать словарный запас детей (музыкальные инструменты, их виды; музыкант, медвежатник, колхозник, завалинка, щепка, опушка, пиликать). Обогащать знания детей об окружающем мире. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | |||
Ребёнок: это портрет писателя Виталия Валентиновича Бианки. Ребёнок: мы с вами читали рассказы и сказки «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Первая охота», «Синичкин календарь» Дети: это- скрипка! Ребёнок: рассказ называется «Музыкант». Ребёнок: музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой, играющий на музыкальных инструментах. Дети с помощью движений изображают игру на музыкальных инструментах. Ребёнок: рассказывается в рассказе о старом медвежатнике. Ребёнок: медвежатник- это человек, который охотится на медведей. Ребёнок: главные герои: старый медвежатник и медведь. Ребёнок: старый медвежатник пиликал на скрипке. Ребёнок: это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; получается плохо. Ребёнок: сидел старый медвежатник на завалинке. Ребёнок: мимо старика проходил знакомый колхозник. Ребёнок: колхозник -это человек, который работает на земле, житель сельской местности. Ребёнок: он посоветовал старику бросить скрипку, взять ружье и идти в лес охотиться на медведя. Ребёнок: старик отложил скрипку, расспросил колхозника, взял ружье и пошел в лес. Ребёнок: он искал медведя. Ребёнок: он не нашел даже и следа его. Ребёнок: старик сел на пенек отдохнуть. Ребёнок: он услыхал звук «Дзенн». Ребёнок: звук был красивый, звонкий, ласковый. Ребёнок: красивый звук это - чистый, нежный, приятный, хочется слушать еще раз. Ребёнок: он сравнивает его со струной. Ребёнок: звук слышался с опушки. Ребёнок: опушка-это край леса. Ребёнок: старик увидел разбитое грозой дерево, из которого торчали длинные щепки. Ребёнок: это тонкие пластинки, отколотые от дерева. Ребёнок: медведь потянул к себе щепку, и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук. Ребёнок: медведь наклонял голову и слушал. А когда звук замолк, медведь опять оттягивал щепку и пускал. Ребёнок: да, старик слушал, как хорошо поёт щепка. Они с медведем одинаково слушали музыку. Ребёнок: он такой же музыкант, как и сам старик. Он пожалел медведя. Хотя он был охотником, но у него сохранилась добрая душа. Дети играют в русскую народную хороводную игру «Дударь». Дети идут и поют в хороводе, в середине круга стоит «Дударь» (ребёнок, выбранный на эту роль) Дударь, дударь, дударище Старый, старый, старичище Его под колоду, его под сырую Его под гнилую Дударь, дударь, что болит? Дударь: ноги болят! Дети кладут руки на коленки и продолжают двигаться по кругу, исполняя песню заново. Выбирается новый «дударь», игра продолжается. Дети пересказывают. Ребёнок: нам очень понравился пересказ. Ребёнок: мне понравился пересказ Макара, он пересказывал подробно, не сбивались, не повторялись, интересно, использовал слова автора. Ребёнок: произведение называется «Музыкант» потому что, там говориться о медведе музыканте. Ребёнок: Нельзя убивать животных. Рассказ учит нас быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, быть милосердными. Ребёнок: потому что они похожи на людей. Животные даже могут создавать музыку. Они тоже чувствуют красоту. И если животное не приносит вреда человеку, его убивать нельзя. Дети: надо беречь животных, природу. | -Я вам хочу показать портрет одного писателя (показ портрета). -Кто изображен на портрете? (ответы детей) - А какие мы с вами читали рассказы и сказки В. В. Бианки? (ответы детей) -Давайте вспомним один из рассказов В. В. Бианки, а какой, вы узнаете, отгадав загадки: «Мой белый брат во льдах живет и рыбу ест морскую. А я люблю пчелиный мед и ягоду лесную» (Медведь) «В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит. Чарует, волнует, искрится, поёт волшебница …» (скрипка) - Догадались, как называется рассказ? («Музыкант»). -Дети, а кто такой «музыкант»? (Музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой, играющий на музыкальных инструментах). -Сейчас я вам его напомню (читает произведение.) - О ком рассказывается в рассказе? (о старом медвежатнике) - А кто такой «медвежатник»? (Медвежатник- это человек, который охотится на медведей.) -Кто является главным героем произведения? (старый медвежатник и медведь) -Итак, ребята, вспомним начало рассказа. Чем занимался старый медвежатник? (Он пиликал на скрипке.) -Как вы понимаете -«пиликал» на скрипке? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; получается плохо.) -Послушайте, пожалуйста, как звучит скрипка, когда играет настоящий музыкант. (Звучит аудиозапись игры на скрипке.) - Где сидел старый медвежатник? (Он сидел на завалинке) -Кто проходил мимо старика? (Мимо старика проходил знакомый колхозник.) - Объясните значение слова «колхозник». (Колхозник -это человек, который работает на земле, житель сельской местности.) -Что посоветовал колхозник старику? (Он посоветовал старику бросить скрипку, взять ружье и идти в лес охотиться на медведя.)
-Что сделал старик после совета колхозника? (Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, взял ружье и пошел в лес.) -Чем занимался старик в лесу? (Он искал медведя.) -Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.) - Что сделал старик после долгих поисков? (Старик сел на пенек отдохнуть.) - -Что услыхал старик в лесу? (Он услыхал звук «Дзенн».) -Каким был звук? (Звук был красивый, звонкий, ласковый.) -Как вы понимаете выражение «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется слушать еще раз.) - С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной.) - Как он об этом пишет? («Как струна пропела».) - Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.) - Что такое «опушка»? (Опушка-это край леса) - Что увидел старик на опушке леса? (Старик увидел разбитое грозой дерево, из которого торчали длинные щепки.) - Как вы понимаете слово «щепки»? (Это тонкие пластинки, отколотые от дерева.) - Расскажите, как медведь играл на разбитом грозой дереве? (Медведь потянул к себе щепку, и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук) - Как вел себя медведь при этом? (Медведь наклонял голову и слушал. А когда звук замолк, медведь опять оттягивал щепку и отпускал.) - Нравилась ли старику эта «музыка»? (Да, старик слушал, как хорошо поет щепка. Они с медведем одинаково слушали музыку.)
- Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик. Он пожалел медведя. Хотя он был охотником, но у него сохранилась добрая душа.) Ребята, давайте с вами немного отдохнём и поиграем в русскую народную хороводную игру «Дударь». -Отдохнули, а сейчас мы будем пересказывать рассказ «Музыкант» по частям (по цепочке). Пересказ должен быть подробным, по плану, старайтесь не пропускать важные события (моменты), рассказывать так, чтобы было интересно слушать. В этом нам помогут наглядные схемы. (Воспитатель выкладывает условные наглядные схемы, отражающие основные события в рассказе, просит детей рассмотреть, назвать их) -А теперь давайте послушаем, кто желает? Не забывайте, что первый рассказывающий должен назвать автора и название рассказа. (Дети пересказывают) -Вам понравились пересказы товарищей? (ответы) -А чей пересказ понравился больше всего и почему? (пересказывали подробно, не сбивались, не повторялись, интересно, использовал слова автора) –Почему произведение В. Бианки «Музыкант» так называется? (ответы детей) -Ребята, как вы думаете, что хотел нам сказать писатель в рассказе «Музыкант»? (Нельзя убивать животных. Рассказ учит нас быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, быть милосердными.) - А почему нельзя убивать животных? (Потому что они похожи на людей. Животные даже могут создавать музыку. Они тоже чувствуют красоту. И если животное не приносит вреда человеку, его убивать нельзя.) -Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях. А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения? | ||
Заключительная часть. Цель: подвести итог занятию, воспитывать навыки самооценки. Задачи: развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, воспитывать любовь к природе. | |||
Дети: мы знаем очень красивые стихотворения о природе. Дети читают стихи: В природе столько красоты –
Пусть станет сердцу твоему Ребёнок: самым интересным для меня была игра «Дударь». Она очень весёлая и музыкальная. Ребёнок: самым трудным для меня было пересказывать сказку, используя слова автора. Ребёнок: мне хотелось бы ещё послушать произведения писателя Виталия Валентиновича Бианки. | - Ребята, а вы знаете стихи о природе? Давайте, вспомним! -Запомните эти слова и берегите природу! -Дети, а что было для вас самым интересным сегодня? -Дети, что было самым трудным для вас? -О чём вы хотели бы узнать, какие книги вы хотели бы прочитать? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Пересказ сказки Репка» Младшая группа
Материал полезен для проведения нод по развитию речи...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе тема: «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по г. Снегирёву)
Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группетема: «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по г. Снегирёву)...
Образовательная деятельность по речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа "Моя мама пахнет хлебом"
Цель непосредсственной образовательной деятельности: создание условий для развития речи....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»
Цель: Обучать детей пересказу сказки при помощи мнемотаблицы....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
План-конспект занятия по развитию речи...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж» (из книги «Про пингвинов»)
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки «Лиса и козёл»»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. На тему: "Пересказ сказки "Лиса и козел""....