Конспект занятия по развитию речи Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Возрастная группа: средняя группа

Длительность: 20 мин.

Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.

Задачи:

      Образовательные: Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.             Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи. Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

      Развивающие: Развивать память, внимание, мышление.

      Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками.

Предварительная работа: словарная работа: пятнистая, лохматая.

Способ организации детей: сидя на ковре, сидя на стульях, стоя на ковре.

Материалы и оборудование: игрушка – собака; листочки на ниточках для дыхательной гимнастики; картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные» автор С. А Веретенникова); мольберт; конструктор «Лего».

Музыкальное сопровождение: песня «Человек собаке друг» (стихи М. Либин, музыка В. Комаров)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobaka_so_shchenyatami.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Конспект занятия по развитию речи

Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Составила: Каширина Анна Васильевна

С. Шебалино 2021 г.

Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Возрастная группа: средняя группа

Длительность: 20 мин.

Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.

Задачи:

      Образовательные: Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.             Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи. Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

      Развивающие: Развивать память, внимание, мышление.

      Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками.

Предварительная работа: словарная работа: пятнистая, лохматая.

Способ организации детей: сидя на ковре, сидя на стульях, стоя на ковре.

Материалы и оборудование: игрушка – собака; листочки на ниточках для дыхательной гимнастики; картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные» автор С. А Веретенникова); мольберт; конструктор «Лего».

Музыкальное сопровождение: песня «Человек собаке друг» (стихи М. Либин, музыка В. Комаров)

Этап

Длительность

Методы, формы, приемы

Задачи

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

1.

Открытый вход  

2-3 мин.

Сюрпризный момент

Дыхательная гимнастика

Вызвать интерес

Развивать внимание

Дети с воспитателем сидят на ковре.

Случают загадку и отгадывают её.

Дети здороваются с ним. Гладят его.

Да, поможем.

Ребята, вы уже успели обратить внимание, что у нас в группе сегодня появилась вот такая картина. (обращаю внимание детей на мольберт, где находится картина.) Отгадайте загадку и узнаете, кто же нам ее принес.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(вношу в группу игрушку щенка. )

Вот этот щенок сегодня прибежал к нам в гости и принес с собой картину. Он был такой грустный. Я спросила, что случилось. Он мне ответил, что эта картина весит у него дома, в будке, она ему так нравится, но рассказать друзьям, что на ней изображено он не может, потому что не умеет рассказывать по картине. Поэтому он прибежал к нам за помощью. Ребята поможем щенку? Для того чтоб наш рассказ получился правильным и понятным, сделаем дыхательную гимнастику.

Ветер (повторить 2-3 раза)

Сильный ветер вдруг подул,

Листики с деревьев сдул.

И. п. – сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2.

Вводная краткая беседа

2 мин.

План описания картины

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Дети садятся перед мольбертом на стульчики.

Придумывают название к картине.

Дети, сначала мы должны придумать название для этой картины. Что изображено на картине? (Индивидуальные ответы.) Как можно назвать картину? (выслушиваю детей, корректирую их ответы, объясняю, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина. Одобряю такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.)

Мне нравится название «Собака со щенятами».

3.

Рассматривание картины

1 мин.

Словесный – объяснения плана. Наглядный – рассматривание картины.

Развивать память

Слушают объяснения воспитателя

Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор. Итак, внимание на собаку.

4.

Наводящие вопросы

5 мин.

Словесно-наглядный.

Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.

Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи.

Отвечают на поставленные вопросы.

Индивидуальные ответы: большая, лохматая, пятнистая. Хоровые ответы: лежит, отдыхает, смотрит за щенками и т.п.)

Хоровые ответы.          Хоровые ответы. Индивидуальные ответы: маленькие, веселые, смешные, пятнистые. Индивидуальные ответы.

Хоровые ответы. Индивидуальные ответы. Хоровые ответы.

Хоровые ответы. Индивидуальные ответы.

Задаю наводящие вопросы:

- Мама-собака какая?

- Что она делает?

(Выслушав детей, обобщаю на сказанное и даю образец рассказа: «На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами». (Затем предлагаю рассказать о щенках, задаю уточняющие вопросы, исправляю ответы детей и т.п.)

- Кто стоит около собаки?

- Мама - собака большая, а щенята?

- Какие щенята?

- Что делают щенята?

- Какой щенок, (имя ребенка), тебе больше нравится? Расскажи про него. (С помощью наводящих вопросов ребенок рассказывает какой щенок, где он находится относительно мамы-собаки и что он делает.)

- Кто расскажет про другого щенка? (Желающий ребенок также описывает другого щенка)

Выслушав детей, обобщаю на  сказанное и даю образец рассказа: «Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев».

А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки. (обращаю свое внимание на то, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.)

- Где живут собаки?

- Кто построил для них конуру?

- Кто принес собакам еду?

- Кто прилетел к ним?

- Что делают воробьи?

Молодцы, ребята. А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине.

5.

Образец рассказа

2 мин.

Словесный – рассказ воспитателя.

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя

На этой картине изображена собака с двумя щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами. Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев. Заботливые люди построили для них конуру и принесли для них еду. Они поели и отдыхают. К ним прилетели два воробья. Один воробей клюет их еду, а другой на него смотрит. Щенята смотрят на прилетевших воробьёв и думают: "Кто это такие? Почему они клюют нашу еду?" Хорошо щенятам со своей мамой!

6.

Рассказы детей.

3-4 мин.

Практическая деятельность – самостоятельные рассказы детей.

Развивать память, мышление, внимание.

Рассказывают о картине

Ребята, кто желает рассказать о картине. А нас гость послушает ваши рассказы. (Слушаем 2-3 детей )

7.

Малоподвижная игра «Карусели»

1 мин.

Словесно-наглядный, практическая деятельность детей.

Дети становятся в круг.

Дети начинают медленно двигаться.

Темп речи и движения ускоряется

Темп замедляется

Все остановились

Все кланяются друг другу

Молодцы, щенку очень понравились ваши рассказы и теперь он хочет с вами поиграть.

Еле-еле-еле-еле  

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.

Карусель ос-та-но-ви-те

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра

8.

Открытый выход из деятельности

2 мин.

Словесный – беседа.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая деятельность детей

Ответы детей.

Дети приступают к работе под песню «Человек собаке друг».

Ребята, щенок говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь он знает как рассказать своим друзьям, что изображено на этой картине. Я предлагаю нашему гостю построить конуру. Согласны?  Перед этим разомнем пальчики.

Большой пальчик хочет спать,

Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик.

Указательный играть,

Зажимаем в кулачок указательный пальчик

Средний пальчик задремал,

Зажимаем в кулачок средний пальчик.

Безымянный уж устал,

Зажимаем в кулачок безымянный пальчик

Мизинчик всем кричит – Ура!

Зажимаем в кулачок мизинчик

В детский сад идти пора!

Сжимаем и разжимаем кулачок

А теперь ребята берите конструктор и приступайте к постройке будки для нашего щенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_

Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...

НОД по развитию речи: Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

НОД по развитию речи« Рассказывание по картине «Собака со щенятами»Возрастная группа: средняяЦель: Обучение детей составлению описательного рассказа по картинеЗадачи: Учить дете...

Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени»

Конспект НОДпо развитию речи «Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени»Занятие в средней группе  (воспитатель группы: Ушнурцева Анна Ан...

Конспект ООД по развитию речи " Рассказывание по картине "Собака с щенятами"

ООД по развитию речи«Рассказывание по картине «Собака со щенятами»Возрастная группа: средняяФорма деятельности: групповаяЦель: Обучение детей составлению описательного рассказа по ка...

Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени»

Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени»Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)Тема недели: «Дружб...