Познавательно-игровой проект для детей 2-3 лет «Ладушки, ладушки в гостях у Забавушки»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Проблема: Большинство родителей не придают большого значения использованию народного фольклора в воспитании ребенка. Им часто некогда сесть с ребенком, почитать сказку, рассказать потешку, поиграть в пальчиковую игру, поэтому дети мало знакомы с устным народным творчеством.
Актуальность: Русский фольклор - одно из ярких и действенных средств, таящий в себе огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-игровой проект для детей 2-3 лет «Ладушки, ладушки в гостях у Забавушки» | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»
141650 Московская область Клинский район г. Высоковск ул. Текстильная д.7А
Телефон 8 (49624) 6-21-76
Познавательно-игровой
проект
для детей 2-3 лет
«Ладушки, ладушки в гостях у Забавушки»
Выполнила воспитатель-Е. Л. Петрова
2019 г.
Название проекта: «Ладушки, ладушки в гостях у Забавушки».
Проблема: Большинство родителей не придают большого значения использованию народного фольклора в воспитании ребенка. Им часто некогда сесть с ребенком, почитать сказку, рассказать потешку, поиграть в пальчиковую игру, поэтому дети мало знакомы с устным народным творчеством.
Актуальность: Русский фольклор - одно из ярких и действенных средств, таящий в себе огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.
Цель проекта: Формировать интерес малышей к устному народному творчеству, приобщить к миру песенок-потешек и прибауток.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с малыми формами русского народного фольклора: потешками, прибаутками.
- Воспитывать стойкий интерес к устному творчеству своего народа.
- Развивать слуховое внимание, понимание речи, активизацию словаря и звукоподражание.
- Учить улавливать ритмичность, плавность, интонацию и выразительность народной речи посредством малых фольклорных форм.
- Формировать нравственные качества малышей, воспитывать сострадание, отзывчивость, желание заботиться и приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
- Вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение, желание внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь детей.
- Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых потешек.
- Воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах.
- Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы.
Тип проекта: Познавательно-игровой, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: Воспитатель, родители и дети группы «Капельки».
Продолжительность проекта: с 5.02 по 30.03 2019 г.
Гипотеза: Более близкое знакомство с устным народным творчеством станет хорошим фундаментом в формировании нравственных и коммуникативных качеств детей раннего возраста.
Объект проекта: фольклор, устное народное творчество.
Продукты проекта:
Пополнение книжного уголка книжками с потешками и картинками иллюстрациями Васнецова и других художников-иллюстраторов потешек.
Обеспечение проекта:
Методическое: педагогическая, методическая, детская художественная литература.
Диагностическое: диагностический и дидактический материал.
Материально-техническое: краски, карандаши, пластилин, природный, бросовый материал и т.д.
Развивающая среда: настольный, кукольный театры, игрушки-персонажи потешек, строительный материал.
Интегрируемые виды деятельности:
Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игры-инсценировки);
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, театрализованная деятельность)
Коммуникативная деятельность: беседы
Двигательная деятельность: пальчиковые, подвижные игры.
Музыкально-художественная деятельность: слушание песен, музыки, разучивание песен, игр, просмотр мультфильмов.
Чтение художественной литературы: песенки-потешки
Образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Взаимодействие с родителями
- Обсуждение темы проекта
- Привлечение родителей к организации и реализации проекта:
- к подбору иллюстративного и печатного материала;
- к чтению фольклорной литературы дома
- к заучиванию потешек с детьми
- к изготовлению пособий, дидактических игр по ознакомлению с потешками.
Ожидаемые результаты:
- Сформируется устойчивый интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Разовьется эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.
- Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
Этапы работы над проектом:
1 этап – Подготовительный
- Определить цели и задачи проекта
- Составить план работы, разработать содержание проекта
- Подобрать методическую литературу, наглядно дидактический материал, пособия для реализации проекта: сюжетные картинки, иллюстрированный материал к фольклорным произведениям согласно возрасту детей.
- Подобрать детскую художественную фольклорную литературу
- Составить картотеку потешек для режимных моментов;
- Подобрать музыкальный материал и мультфильмы по теме проекта.
- Подобрать дидактические, сюжетные, театрализованные, пальчиковые и подвижные игры по теме проекта.
- Ознакомить родителей с проектом
- Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми.
- Разработать консультативный материал для работы с родителями.
2 этап – Основной
- Чтение, прослушивание и просмотр песенок потешек
- Рассматривание с детьми картинок и иллюстраций к потешкам
- Музыкальные игры
- Подвижные и пальчиковые игры
- Строительные игры
- Театрализованная деятельность
План работы
Список используемой литературы:
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под.ред. Вераксы, Н.Е.Комаровой, Т.С. Васильевой, м.А.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с
- Е. Е. Хомякова. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста».- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-128.:илл.
- Н. А. Карпухина. «Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2-3 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА». 2017.-256с.
- Г. И. Винникова. «Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература. Изобразительная деятельность.» -М.:ТЦ Сфера, 2011.-128с.
- Н. С. Голицына. «Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014.-152с.
- Д. Н. Колдина. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет». Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-56с.: цв.вкл.
- О.Э. Литвинова. «Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художетсвенной литературы. Конспекты занятий. 2-3 года. 2 часть». - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС№. 2016.-144с.
- Н. Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. «Комплексные занятия» (Первая младшая группа) под ред.
- Н. А. Карпухина. «Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2-3 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА». 2017.-256с.
- Г. И. Винникова. «Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература. Изобразительная деятельность.» -М.:ТЦ Сфера, 2011.-128с.
- Л. Н. Калмыкова. «Картотека тематических пальчиковых игр» -Издательство «Учитель» 2017.
- «Полная хрестоматия для дошкольников. Для детей до 3 лет». (1 книга)- ООО Издательсво АСТ»
- «Хрестоматия для младшей группы» - Издательство «Самовар».
Анализ проекта:
У детей сформировался устойчивый интерес к русскому народному фольклору-песенкам-потешкам. Обогатилась речь, дети стали больше общаться между собой.
Повысился интерес к совместной деятельности у родителей
Реализация данного проекта подтверждает, что систематическое привлечение песенок –потешек в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.
В группе накоплен достаточный наглядный и демонстративный материал для развития познавательных способностей и развития речи детей. Дети с радостью принимали участие в музыкальных и театрализованных играх.
Родители приняли активное участие в совместной деятельности: читали и разучивали дома с детьми потешки, подбирали иллюстративный материал, помогали в изготовлении пособий и дидактических игр, и материалов.
Вывод:
В процессе реализации данного проекта дети познакомились с русским фольклором-песенками потешками. Разучили много потешек наизусть. Повысилась речевая активность, выразительность речи. Появилось желание обыгрывать потешки. У детей появилось желание передавать фольклорные образы в художественном творчестве: рисовании, лепке, конструировании. Дети стали использовать фольклор в сюжетно образных играх. Повысился уровень положительных нравственных качеств. Дети научились сопереживать персонажам и героям песенок-потешек. Все это способствовало развитию познавательных способностей детей и устойчивого интереса к народному фольклору.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Итоговое мероприятие
Развлечение ««Ладушки, ладушки в гостях у Забавушки»
В зале встречает детей Забавушка.
Забавушка: Здравствуйте ребятки, маленькие котятки! Проходите, проходите! Рассаживайтесь поудобнее. Какие вы все маленькие! Прямо – такие как мой дружочек. Мы здесь с ним вместе живем.
Не хотите ли узнать, кто мой маленький друг? Отгадайте загадку: « мягкие лапки, а в лапках царапки».
Дети отвечают.
Забавушка: Правильно ребятки.
Слышится на печке « мау-мау».
Забавушка: А вот и он все на печке лежит греется!
Слезает котик с печки. Прохаживается. Маукает.
Забавушка: Как у нашего кота
Шубка очень хороша….
Вос-ль: Забавушка, а хочешь мы тебе сами расскажем про твоего котика?
Вос-ль вместе с детьми: Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Забавушка: Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали! Котя-коток , а тебе понравилось?
Кот: Мау-мау!!
Забавушка: А теперь давайте поиграем с моим котиком.
Игра «Кот Васька»
Дети сидят на лавке. Кот прогуливается перед детьми, идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, маукает.
Вос-ль. и дети: Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький
А бежит стрелой…….
Кот бежит и садиться на лавку, засыпает
Забавушка: Глазки закрываются-
Спит иль притворяется?
Зубы у кота- Острая игла.
Воспитатель: Пойдемте, посмотрим, спит ли котик?
Забавушка: Только детки подойдут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!
Кот догоняет детей, они убегают и садятся на лавку
Забавушка: Котя – коток! А что у тебя в сумочке?
Кот: Пирожок!
Забавушка: А где ты его взял?
Кот: Ходил котик на торжок,
Купил котик пирожок…
Вос-ль: Оля, а что было дальше?
Ребенок: Пошел котик на улочку
Купил котик Булочку….
Забавушка: Самому ли съесть
Либо деткам снесть ?...
Кот: Я и сам укушу
И ребяткам отнесу.
Забавушка: Спасибо котик! Какой ты добрый, умный.
Котя, котя, котя-кошечка,
Не сиди ты на окошечке,
Приходи ты, котя, в гости к нам,
Я тебе сметанки вкусной дам!
Забавушка дает котику сметанку и он уходит.
Вбегают испуганные мышата.
Забавушка: Что с вами мышата? Почему вы испугались?
Мышата: Мы кота Ваську боимся! Спрячьте нас!
Забавушка: Не надо так его бояться! Кот Васька добрый, умный, он сейчас с моими ребятками играл. Скажите лучше маленьким гостям как вас зовут ?
Мыши: Круть! Верть!
Забавушка: Не хотите ли поиграть с нами?
Игра «Огуречик, огуречик»
Дети идут за воспитателем и говорят:
Огуречик, огуречик
Не ходи на тот конечек!
Там мышки живут,
Тебе хвостик отгрызут.
Дети убегают от мышек. Рассаживаются на лавке, мыши убегают
Забавушка: Понравилось вам детишки быть у меня в гостях?
Дети отвечают
Забавушка: Мне очень приятно, что вы были у меня в гостях. Я буду с не терпением еще ждать вас в гости к себе.
Забавушка угощает всех пирожками.
ПОТЕШКИ
ПОТЕШКИ ДЛЯ НОВИЧКОВ
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий!
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки—на муравушке, '
Детки все по люлечкам...
Спят-поспят,
всему миру спать велят.
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала.»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало.»
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
- Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
- Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
По-нем-нож-ку,
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей.
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Нам водичка - добрый друг,
Скажут детки все вокруг.
Мы на руки все польем,
- А потом играть пойдем.
Говорим тебе - спасибо,
Ты даешь ребятам силу.
ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем нам деток накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»
Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....
Развлечение: «Ладушки, ладушки, в гости к бабушке»
Цель: Закрепление знаний о русской национальной культурой.Задачи:- продолжать знакомить детей с творчеством русского народа;- продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;-...
Конспект занятия для группы раннего возраста «Ладушки-ладушки, в гостях у бабушки»
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями....
НОД в младшей группе "Ладушки, ладушки, едем в гости к бабушке"
Непрерывная образовательная деятельность с детьми младшей группы. Цель - формирование интереса к театрализованной деятельности, развитие речи детей младшего дошкольного возраста....
Развлечение в группе второго раннего возраста "Ладушки, ладушки в гостях у бабушки"
Представляем вашему вниманию развлечение во второй группе раннего возраста " Ладушки, ладушки в гостях у бабушки". Развлечение соответствует возрасту детей, используются подвижные игры, птеш...
Ладушки, ладушки, едем в гости к бабушке
ГБОУ школа 1793 ...