Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Таня не боится мороза"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Способствует формированию умения составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу, анализаторы для восприятия содержания картины, методы и приемы ТРИЗ-технологии, такие как "Хорошо-плохо", "Мозговой штурм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rmo_razvitie_rechi_bez_titulnogo.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД по развитию речи в средней группе

на тему

«Обучение рассказыванию по картине

 «Таня не боится мороза»

Цель занятия: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности; учить придумывать название картины.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами; формировать навыки связной речи, составляя небольшой рассказ по картине, состоящий из нескольких предложений; учить пользоваться мнемотаблицей при составлении рассказа.

Развивающие задачи:
- развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
- развивать мелкую и крупную моторику, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Словарная работа. 

Активизировать словарь: закрепить названия зимней одежды, слов, обозначающих приметы зимы, зимние игры-забавы и развлечения детей.

Звуковая культура речи.

Упражнять в правильном, отчетливом произношении звука м изолированно, в словах и фразовой речи.

Оборудование и материалы: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня », автор О.И. Соловьева); мнемотаблицы; схема анализаторов – « помощников умной головы»; мультимедийная презентация; аудиозапись волшебной музыки метели и песни «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»; мольберт; кукла; снежинка; волшебная палочка.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин;  чтение стихотворений, рассказов, сказок  на тему «Зима»; отгадывание загадок; наблюдение во время прогулки «Природа зимой»; знакомство с условными обозначениями людей, предметов, объектов и явлений природы, совместное составление мнемотаблиц.

Методы и приёмы работы с детьми: наблюдение; демонстрация картины; объяснение; рассказ; отгадывание загадки; методы и приемы ТРИЗ – технологии: «Хорошо – плохо», мозговой штурм, использование анализаторов для восприятия содержания картины.

Структура НОД

Вводная часть.

1. Организация занятия.

2. Приветствие.

3. Введение в тему занятия: отгадывание загадки про зиму.

4. Ресурсный круг «Что мне нравится зимой?»

Основная часть.

1. Игровая мотивация: знакомство с куклой Таней.

2. Рассматривание картины «Таня не боится мороза».

3. Совместное составление рассказа по картине «Таня не боится мороза».

4. Слушание рассказа воспитателя (с использованием мнемотаблицы).

5. Физкультминутка «С неба падают снежинки…».

6. Выслушивание рассказов детей (с использованием мнемотаблицы).

7. Придумывание названия картины.

8. « Вхождение в картину» с использованием анализаторов.

9. Упражнение по звуковой культуре речи: чистоговорка «Зима».

10. «Выход из картины».

Заключительная часть.

1. Анализ работы детей на занятии от имени куклы Тани.

2. Обобщение воспитателя.

3. Прощание с куклой Таней и сюрприз от нее.

4. Выход из образовательной ситуации: «Назови «зимнее» слово».

Ход НОД.

I. Вводная часть.

(Дети стоят в кругу.)

- Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга.

Собрались  все дети в круг:

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Ребята, я хочу загадать вам загадку. Пожалуйста, послушайте внимательно и до конца.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

А зовут меня … (зима).

-Зима – любимое время года и детей, и взрослых. Согласны,  ребята? (Да.)

Тогда давайте расскажем, что нам нравится зимой. Сейчас эта снежинка пойдет по кругу, и каждый из вас скажет, что именно нравится ему.

Ресурсный круг «Что мне нравится зимой?»

II. Основная часть.

 - Дети, к нам в гости пришла кукла Таня. (Показываю куклу.)

Она любит гулять на улице. А еще Таня очень любит слушать рассказы детей. Она принесла нам картину и просит нас составить рассказ по ней.

-Ребята, вы готовы выполнить Танину просьбу? (Да.)

(Выставляю картину).

 - Чтобы наш рассказ понравился Тане, надо внимательно рассмотреть картину и рассказать о ней  в определенной последовательности.
- На этой картине нарисована девочка. И зовут её Таня. Она вышла на прогулку. (
Даю возможность детям внимательно рассмотреть картину и поделиться своими впечатлениями, помогая им наводящими вопросами).

 - Давайте начнём рассказ с описания одежды. Зимой холодно и Таня тепло одета. – Во что одета Таня? (Пальто, валенки, шапка, шарф, варежки.)

 – Вам нравится Танино зимнее пальто?  Какое оно? (Зелёное, с коричневым воротником.)

 - Танино пальто отделано мехом? (На карманах, рукавах пальто отделка из меха.)

 – Из чего сшита Танина шапка? (Она тоже сшита из коричневого меха).

 – Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять?

(Выслушиваю 1-2 ответа.)

- Дети, что делает Таня? ( Таня синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко).

(Выслушиваю ответы детей.)

- Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! (На них снег). На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зелёной ёлочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой ёлочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. – Что разбросано по веткам? (Платочки.)

- Кто ещё хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили? (На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.).

-А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка «С неба падают снежинки».

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками,

А потом покажем маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Чтоб в сугробе не завязнуть,

Выше поднимаем ноги.

Вон зайчишка в поле скачет,

Словно белый, мягкий мячик.

Ну, а мы идем, идем,

И к себе домой придем.

  - Я сейчас составлю рассказ о Тане, а вы послушайте. Я буду пользоваться специальной («волшебной») таблицей, которая будет мне подсказывать, о чем и в каком порядке мне рассказывать.

(Выставляю мнемотаблицу, рассказываю, дети слушают.)

«В морозный, зимний день Таня вышла из дома. Взяла она с собой санки лопатку, ведро. Оделась Таня тепло. На ней меховая шапка, зимнее пальто, валенки.

На улице холодно, но Таня не боится мороза. Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко.

 Кругом белым- бело. На берёзе, ёлке тоже лежит снег. Снег белыми платочками повис на зелёных иголках.

На березе сидит ворона, за деревьями видны дома.»

 -Ребята, вам понравился мой рассказ?

Кукла Таня хочет послушать и ваши рассказы.

А перед этим мы с вами поиграем.

Физкультминутка «С неба падают снежинки».

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками,

А потом покажем маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Чтоб в сугробе не завязнуть,

Выше поднимаем ноги.

Вон зайчишка в поле скачет,

Словно белый, мягкий мячик.

Ну, а мы идем, идем,

И к себе домой придем.

- Кто может рассказать о картине без моей помощи?

(Выслушиваю 2-3рассказа, хвалю детей за рассказ, оцениваю.)

 - Ребята, давайте придумаем название картине. (Выслушиваю ответы детей. Отмечаю наиболее удачные названия.)
- Автор назвал свою картину «Таня не боится мороза».

-Молодцы, ребята! Вы большие умники и умницы.

 Мы знаем, что у нашей умной головы есть помощники, - это наши…(глаза, уши, нос, язык, руки, сердце). Сегодня они помогут нам лучше понять содержание картины. Сейчас с помощью волшебной палочки и волшебной музыки мы с вами перенесемся туда, где гуляет Таня.

(Организовываю « вхождение в картину».)

-Наши помощники Глаза уже помогли нам внимательно рассмотреть картину.

-Что же слышат наши Уши? (Веселые детские голоса, смех, крики, шум транспорта и т. д.)

-Какие запахи чувствует наш Нос? (Свежесть чистого морозного воздуха.)

-Что ощущают наши Руки? (Тепло, если в варежках. Холод – без варежек.)

-Что чувствует наше Сердце? (Радость, восторг.)

-А чем сможет нам помочь наш Язык? (На прогулке, особенно на зимней, языком нельзя ничего пробовать, лизать, - это опасно для здоровья.)

-Наш Язычок, кажется, немного расстроился из-за того, что не смог помочь нам на прогулке. Но мы с вами знаем веселую игру для него, она поможет развеселить его.

Упражнение – чистоговорка «Зима».

Ма-ма-ма, ма-ма-ма!

Вот уже пришла зима.

Ме-ме-ме, ме-ме-ме!

Мы готовилиссь к зиме!

Ми-ми-ми, ми-ми-ми!

Эй, Мороз, пургу уйми!

Мо-мо-мо, мо-мо-мо!

Продается эскимо!

Му-му-му, му-му-му!

А кому? Кому? Кому?

Мы-мы-мы, мы-мы-мы!

Закричали мы.

-Нам, - сказали ма-мы.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма!

Ай, да вкусная зима!

 -А теперь волшебная палочка поможет нам «выйти из картины» и снова оказаться в нашей уютной группе.

III. Заключительная часть.

 - Молодцы, ребята, мне так понравилось, как вы сегодня отвечали на мои вопросы, составляли рассказ, были такими внимательными.

– Ребята, я предлагаю вам, поделиться с куклой Таней своими впечатлениями о сегодняшнем нашем знакомстве с новой картиной и работе по ней.

-Вам понравилась новая картина?

-Как ее художник назвал?

-Какое время года на ней изображено?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Чему новому научились?

-Что больше всего понравилось?

 (Собираются возле куклы, делятся впечатлениями.)

-Ребята, кукла Таня тоже благодарит, хвалит вас за такие интересные рассказы и игры, за ваше старание и дарит вам картинки – раскраски. Но, получая ее, вам нужно будет назвать любое «зимнее» слово.

Выход из образовательной ситуации: словесная игра «Назови «зимнее» слово».

После занятий мы тепло оденемся, и возьмем куклу Таню с собой на прогулку.

 (Уходят из зала под песню «Кабы не было зимы».)

Литература:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по развитию речи в средней группе : . Рассказывание по картине "Вот это снеговик!"

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в средней группе по теме :Рассказывание по картине «Вот это снеговик!» Автор конспекта ННОД: Некрасова Светлана Михайло...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Рассказывание по картине»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «На лесной полянке».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе«Рассказывание по картине «На лесной полянке». Обучающие задачи: учить детей создавать картину и рассказывать о её содерж...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Рассказывание русской народной сказки "Зимовье"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Рассказывание русской народной сказки "Зимовье"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенками»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине "Собака со щенками"...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза» в средней группе.

Программное содержание:Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» (ноябрь)

НОД по развитию речи в средней группе по теме «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»...