ДОКЛАД: «Речевое развитие. Воспитываем читателя»
статья по развитию речи (старшая группа)
Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру,
Известно, что читательский опыт начинает закладываться в раннем детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение: искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться, стремиться передать это в драматизации. Однако, чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом мы читаем детям.
В круг детского чтения входят:
-произведения устного творчества русского народа и народов мира;
-классическая детская литература отечественная и зарубежная;
-современная литература русская и зарубежная.
Анкетирование родителей по теме «Приобщение ребенка к чтению художественной литературы» показало, что чаще всего дома читают детям именно сказки.
«Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»-эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действие, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе персонажа, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора.
Задача дошкольного учреждения - открыть ребенку трех-четырех лет мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, развить умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям, то есть педагог должен заложить основу литературного развития детей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературного искусства, с развитием их художественно- речевой деятельности.
Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников, когда дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературному слову в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев.
Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Это реализуется в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов, в рисовании и других видах исполнительской деятельности.
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитиеинтереса и любви к ней - важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.
Старшим дошкольникам необходимо читать волшебные сказки. Именно в них грань добра и зла очерчена особенно четко, а рядом с ребенком царствует чудо. С помощью волшебных сказок специалисты проводят психокоррекцию, устраняя тревожащие и угнетающие ребенка впечатления и другие состояния.
Что и говорить, сказка – любимый детский жанр в литературе. Они сочетают в себе познавательный и воспитательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством.
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт. Этому способствует драматизация литературных произведений или их отрывков. Необходимо использовать отрывки особенно яркие, интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят.
Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории «добро» и «зло» не имеют национальных особенностей и черт, но обречены на борьбу друг с другом вне этносоциальных обстоятельств и особенностей личного бытия сказочных персонажей. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах.
Детям с пяти лет рекомендуется разыгрывать отрывки произведений в свободной интерпретации, обучая их импровизации при активном участии взрослых (см. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе»).
Художественное слово необходимо использовать во всех видах деятельности детей в дошкольном учреждении и в семье, при реализации задач различных образовательных областей.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное слово во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или на желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_doklad.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида
городского округа Звенигород
ДОКЛАД:
«Речевое развитие.
Воспитываем читателя»
Автор:
Елисеева Ольга Сергеевна,
воспитатель,
старшая группа
Звенигород
2019
Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру,
Известно, что читательский опыт начинает закладываться в раннем детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение: искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться, стремиться передать это в драматизации. Однако, чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом мы читаем детям.
В круг детского чтения входят:
-произведения устного творчества русского народа и народов мира;
-классическая детская литература отечественная и зарубежная;
-современная литература русская и зарубежная.
Анкетирование родителей по теме «Приобщение ребенка к чтению художественной литературы» показало, что чаще всего дома читают детям именно сказки.
«Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»-эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действие, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе персонажа, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора.
Задача дошкольного учреждения - открыть ребенку трех-четырех лет мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, развить умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям, то есть педагог должен заложить основу литературного развития детей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературного искусства, с развитием их художественно- речевой деятельности.
Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников, когда дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературному слову в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев.
Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Это реализуется в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов, в рисовании и других видах исполнительской деятельности.
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитиеинтереса и любви к ней - важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.
Старшим дошкольникам необходимо читать волшебные сказки. Именно в них грань добра и зла очерчена особенно четко, а рядом с ребенком царствует чудо. С помощью волшебных сказок специалисты проводят психокоррекцию, устраняя тревожащие и угнетающие ребенка впечатления и другие состояния.
Что и говорить, сказка – любимый детский жанр в литературе. Они сочетают в себе познавательный и воспитательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством.
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт. Этому способствует драматизация литературных произведений или их отрывков. Необходимо использовать отрывки особенно яркие, интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят.
Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории «добро» и «зло» не имеют национальных особенностей и черт, но обречены на борьбу друг с другом вне этносоциальных обстоятельств и особенностей личного бытия сказочных персонажей. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах.
Детям с пяти лет рекомендуется разыгрывать отрывки произведений в свободной интерпретации, обучая их импровизации при активном участии взрослых (см. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе»).
Художественное слово необходимо использовать во всех видах деятельности детей в дошкольном учреждении и в семье, при реализации задач различных образовательных областей.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное слово во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или на желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад «Речевая подготовка детей к школе»
доклад для воспитателей подготовительной к школе группы...
Доклад. Речевая деятельность воспитателя на оод "Физическая культура"
В данном докладе я собрала материалл, для граммотного обучения дошкольников физической культуре....
Доклад " Речевое развитие детей раннего возраста"
Развитие речи детей раннего возраста....
Доклад «Речевая деятельность педагога»
Реформирование системы дошкольного образования породило новые подходы к нему, в том числе идею непрерывного профессионального роста работников сферы образования, одна из целей которого - развитие умен...
Доклад: "Речевой уголок в детском саду"
Речевой уголок в детском саду...
Доклад "Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Доклад "Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...
ДОКЛАД" Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "
"Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора " ...