Доклад: "Речевой уголок в детском саду"
методическая разработка по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Речевой уголок в детском саду
Подготовила Ваделова З. А.
(выступление на педагогическом совете)
2016
Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями.
(М.И.Драгоманов)
Тот, кто мало знает, малому может и учить.
(Я.Коменский)
«Речевой уголок в детском саду».
Слайд№1: Речевой уголок в детском саду.
Слайд№2: Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки. Оформление должно быть привлекательным эстетичным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. Оборудование речевого уголка должно обеспечивать разнообразную речевую деятельность в совместной деятельности. Необходимо воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу, научить детей поддерживать порядок в уголке. В течение года пополнять разнообразными играми, пособиями речевую среду для тематического планирования.
Принципы организации речевых уголков:
- присутствие игрового персонажа
- наполняемость
- разнообразие материала
- соответствие возрасту
- доступность
- системность
- эстетичность оформления
- периодичность обновления.
Слайд№3: Материал обновляется еженедельно в зависимости от лексической темы:
- для изучения новой темы
- для закрепления.
Слайд№4: Педагогическая работа с детьми в старшей группе: развитие артикуляции и правильного произношения; развитие фонематического слуха; расширение и активизация словаря; упражнение в использовании в речи слов - обобщений; упражнение в использовании в речи числительных; развитие диалогической речи; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.
Слайд№5: Организация речевого уголка. Дидактические игры и упражнения (на карточках) для развития правильного звукопроизношения; для развития артикуляционного аппарата; для развития речевого дыхания ; для развития мелкой моторики ; словесные игры; чистоговорки, стихи, приговорки, потешки. Слайд№6: Картинки по лексическим темам:
- с изображением явлений природы
- с изображением предметов домашнего обихода
- с изображением основных частей предметов
- с изображением труда взрослых
- с изображением цвета, размера и качества предметов
- с изображением действий
- с изображением предметов во множественном числе
- для согласования существительных с числительными
- начиная со средней группы предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
Слайд№7: Настольно-печатные игры; - игры для развития мелкой моторики;
- шнуровки, пазлы, мозаики, «сухие бассейны»;
- начиная со средней группы схемы для составления описательных рассказов;
- картинки с постепенно развивающимся сюжетом;
- репродукции картин известных художников;
- индивидуальные зеркала; игры для развития фонематического слуха.
Слайд№8: В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке по следующей схеме:
1.Дидактические игры и упражнения:
- для развития звукопроизношения;
- для развития речевого дыхания;
- для развития артикуляции;
- для развития фонематического слуха;
- для развития мелкой моторики; словесные игры;
- настольно-печатные.
2.Картинки, картины и репродукции картин.
Слайд№9, Слайд№10,Слайд№11,Слайд№12, Слайд№13,Слайд№14, Слайд№15, Слайд№16, Слайд№17, Слайд№18, Слайд№19:
Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр (сейчас расскажу немного поподробнее): пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем уголке имеются различные тренажёры:
- мыльные пузыри;
- воздушные шары;
- султанчики и тренажёры для дыхания;
- карандаши и ручки;
- наборы различных семян для выкладывания картин;
- трубочки для сока со стаканами; волшебное ведёрко с крупой и предметами; разные клубочки;
- зеркала на каждого ребёнка.
В речевом уголке есть игры, сделанные своими руками. Также вы видите основу от старых погремушек, их мы используем для обводки и штриховки, как трафареты (а готовые трафареты, которых сейчас большой выбор в магазинах - мы дали детям в ИЗО уголок). А игрушки от киндер-яиц мы используем по-разному, и для чудесного мешочка, и зарываем в манку, и заваливаем горохом.
Слайд№20, Слайд№21,Слайд№22, Слайд№23, Слайд№24:
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
В нашей группе для полноценного речевого развития детей оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. Среда организована так, что у ребенка есть самостоятельный выбор: с кем, как, во что играть.
Слайд№25: Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.И.Даль)
Слайд№26: Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад «Речевая подготовка детей к школе»
доклад для воспитателей подготовительной к школе группы...
Доклад. Речевая деятельность воспитателя на оод "Физическая культура"
В данном докладе я собрала материалл, для граммотного обучения дошкольников физической культуре....
Доклад " Речевое развитие детей раннего возраста"
Развитие речи детей раннего возраста....
Информационный уголок детского сада
Данный материал предназначен для оформления информационнного уголка детского сада (возможно расширение до размера А4 и дальнейшая печать)....
С. И. Гин "Заятия по ТРИЗ вдетском саду" Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Светлана Ивановна ГинЗанятия по ТРИЗ в детском саду. Пособиедля педагогов дошкольных учрежденийТекст предоставлен правообладателем.http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6540977АннотацияВ к...
"А у нас ,вдетском саду, мы игрем!"
Презентация для родителей. Была показана на собрании группы....
Адаптация вдетском саду.
Уважаемые родители, детей, которые совсем недавно поступили в наш детский сад!Для вашего малыша начался новый этап жизни и каким он будет зависит, в том числе, от нас с вами.Нужно помнить, что совсем ...