Доклад " Речевое развитие детей раннего возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие речи детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Речевое развитие детей раннего возраста" | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие
детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Р.С. Немов
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Из целевых ориентиров по ФГОС ДО:
«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности»
Основной целью речевого развития является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО:
- Овладение речью как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Принципы речевого развития детей
- Принцип взаимодействия сенсорного, умственного и речевого развития
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи
- Принцип развития языкового чутья
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
- Принцип обеспечения активной языковой практики
Основными направлениями работы с детьми по развитию речи являются:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3.Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).
4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).
5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)
Методы развития речи
Мы все их знаем – это наглядные, словесные, практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Средствами достижения цели речевого развития детей являются:
- Общение детей и взрослых
- Культурная языковая среда, речь воспитателя
- Обучение родной речи в процессе НОД
- Художественная литература
- Изобразительное искусство
- Музыка, театр
- НОД по другим разделам программ
- Игра
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.
- Внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку.
В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.
- Организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.
- Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.
Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.
Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.
Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
- Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
- Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали
Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи:
к году словарный запас примерно должен составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 слов
Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребёнок:
- Не называет полностью имя и фамилию.
- Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»
- Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).
- Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса.
- Не использует больше одного слова за один раз.
- Указывает на предмет, раньше, чем называют его.
- Не может назвать каждый предмет на картинке.
Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности, такие как:
- Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей (сейчас мы пойдем одеваться на прогулку, мыть руки, открою кран и т.д.);
- Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;
- Распространение – дополнение сказанного ребенком;
- Использование игровых упражнений совместно с ребенком;
- Выбор – предоставляйте ребенку возможность выбора;
- Игры с природным материалом;
- Продуктивные виды деятельности;
- Замещение;
А также, упражнения по развитию речи у детей раннего возраста:
- Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.
Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто), перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.)
- Физические упражнения. Упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и др.
- Голосовые упражнения.
- Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки).
Ранний возраст - особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.
Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области»
Ул. Революционная, 29.тел: 7-10-39
Доклад на тему: « Речевое развитие
детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила: Калитина Е. Н.
Дата проведения: 30.11.15г.
Г. Вольск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Речевое развитие детей раннего возраста."
В докладе помещён материал на тему "Развитие речи детей раннего возраста" и предназначен для воспитаталей групп раннего возраста....
Доклад "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста"
laquo;Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»В. М. Бехтерев...
Доклад "Речевое развитие детей раннего возраста"
Основной целью речевого развития является:формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....
Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»
В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....