Составление повествовательного рассказа по одной сюжетной картинке на тему: «Весна»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель занятия:
Учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи:
- учить составлять повествовательный рассказ по одной сюжетной картине с помощью схемы;
- развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
- упражнять в подборе существительных к прилагательным;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vesna.docx | 758.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 "Троицкий"
Старооскольского городского округа
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Составление повествовательного рассказа по одной сюжетной картинке на тему:
«Весна»»
Воспитатель Куприна Е.Е.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Составление повествовательного рассказа по одной сюжетной картинке на тему: «Весна»»
Цель занятия:
Учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи:
- учить составлять повествовательный рассказ по одной сюжетной картине с помощью схемы;
- развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
- упражнять в подборе существительных к прилагательным;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Оборудование:
• мяч;
• набор ассоциативных карточек;
• игрушка - Солнышко;
• картинка «Белый мишка»;
• сюжетная картинка «Весна»;
• мнемотаблица «Расскажи о весне»;
• цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом!
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Давайте передадим друг другу теплое, веселое настроение. Пожмем своим соседям слева и справа руки. Дети, через рукопожатие «передают настроение».
II. Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
Педагог: Сколько времен года вы знаете? Дети отвечают.
Педагог: Верно, 4. Назовите их. Дети отвечают. Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажут загадки:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна —
В гости к нам идет... (весна)
Педагог: Правильно, это весна.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы слова.
Я назову вам слово, а вы назовите его ласково. Отвечает тот, кому я кину мяч.
Солнце - …, ручей - …, корабль - …, сапоги - …,ветер-…, облако-…., трава-…, проталина-…, лист-…, цветы-….
3. Подбор и согласование к имени существительному прилагательного.
Педагог: Ребята, а какая весна? Дети отвечают. Если ребенок затрудняется педагог подсказывает, показывая ассоциативные карточки.
4. Подбор ассоциаций.
Педагог: Ребята, а почему весна теплая? Правильно, потому что солнышко греет землю жарче. А вот и наше солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
- Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
- Солнце жаркое как (костер, огонь….)
5. Физминутка.
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
6. Разглядывание сюжетной картинки «Весна»
Педагог: Педагог выставляет на доску Белого Медведя . Кажется, у нас гость. Вы его узнали? Да, это Белый медведь!
Белый медведь: Здравствуйте, ребята! Я живу в далекой холодной Антарктиде. Я слышал, как вы говорили о весне, мне понравилось, но я ее никогда не видел. Какая она?
Педагог: Сейчас мишка мы тебе покажем и расскажем. Вот, посмотри пока на картинку. Педагог крепит к доске сюжетную картинку «Весна». Ребята, мы сможем рассказать Мишке про нашу весну? Только, чтобы мишка все запомнил, наш рассказ должен правильный, полный и очень интересный. Посмотрите, на картинку, что на ней изображено? Дети отвечают, педагог помогает с помощью наводящих вопросов.
7. Подготовка к составлению рассказа (работа с мнемосхемой).
Педагог: Ребята, чтобы вы не запутались, составляя рассказ для мишки о Весне, вот вам в помощь наша помощница схема.
Педагог: Давайте посмотрим, о чем мы должны говорить в своем рассказе. Педагог работает указкой по схеме. Сначала, мы скажем какое время года наступило. Далее, опишем какая погода стоит на улице весной (теплая, морозная, холодная, солнечная, дождливая, пасмурная). Здесь же мы можем сказать о том, что весной тает снег и бегут ручейки. Потом расскажем, что происходит с растениями, птицами и животными весной. Ребята, что происходит с растениями? Правильно, на них появляются почки. А что мы знаем про жизнь птиц весной? Правильно, птицы прилетают с юга, вьют гнезда и выводят птенцов. А как меняется жизнь животных? Животные выходят из своих нор, просыпаются от спячки и начинают искать пищу. Весной звери линяют, меняя свою теплую шубу на более легкую – летнюю. Некоторые звери меняют окрас (зайцы, белка). Выводят потомство. Расскажем как надо одеваться весной и, какой труд предстоит человеку весной. Не забудьте рассказать мишке и детских весенних забавах.
8. Составление рассказа о «Весне».
Педагог: Ребята, кто хочет рассказать о «Весне» Белому медведю? Только прежде чем рассказывать вспомним главное правило красивой речи: «Говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Дети слушают рассказы товарищей (2-3 рассказа) составленных по мнемтаблице.
9. Рисунок весны.
Педагог: Ну что мишка? Ты понял, что такое Весна? Молодцы ребята?
Белый медведь: Спасибо вам детишки. Мне очень понравилось как вы описали весну. Я прямо почувствовал какая она теплая, яркая, красивая. Мне не терпится рассказать другим медведям о весне. Жалко только, что показать ее, я не смогу.
Педагог: Почему же не сможешь. Ребята, давайте нарисуем мишке весну. Нарисуйте главное, что происходит весной.
Педагог: Ну вот, мишка, рисунки готовы.
Белый медведь: Огромное спасибо. Я так счастлив. Мне, к сожалению, пора возвращаться домой. Но я навсегда запомню эту встречу с весной. И всем медведям буду рассказывать о весне и показывать ваши рисунки. До свидания!
Педагог: До свидания, мишка! А вы, ребята, все молодцы!
III. Подведение итогов занятия.
Педагог: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему мы сегодня научились? Скажите, что кому запомнилось о весне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми составление описательных рассказов по серии сюжетных картинок на тему «Природа полна неожиданностей» в старшей группе компенсирующего вида для детей с ТНР и ФФНР
знакомство детей с опасными ситуациями в природе. поведение ребенка в природе чтобы избежать неприятностей, которые могут произойти с ним...
Презентация к непосредственно-образовательной деятельности составление описательных рассказов по серии сюжетных картинок "Природа полна неожиданностей"
Составление описательных рассказов по серии сюжетных картинок...
Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "коммуникация" в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картинок "Неожиданный финал"
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и чере...
Сюжетные картинки по теме "Весна"
Сюжетные картинки к НОД по теме "Весна"...
Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин «Старший товарищ» Учебно методический материал
Цель: закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картин «Старший товарищ».Задачи:Придумывать события предшествующих и последующих изображений на картинах.Развивать сл...
Конспект занятия по развитию речи.Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин "У трамвайного окна"
Конспект по обучению составлять повествовательный рассказ по серии картин в старшей группе....
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"
quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание: • Закрепить у детей представление о сезон...