НОД по познавательно-речевой деятельности "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Салькова Елена Викторовна

Цель НОД обобщение и систематизация знаний и словаря детей по теме "Животные жарких стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_zharkih_stran_otkrytoe.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  «Животные жарких стран»

Возраст детей, образовательная область старшая группа, познавательное развитие, речевое развитие

Цель обобщить и систематизировать знания и словарь детей по теме «Животные жарких стран».

Задачи 

- образовательные: обучать детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем; 

закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматическим правильным предложением;

уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей;

уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; обучить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова;

обучать детей понимать и объяснять значение крылатых выражений;

закрепить словарь по данной теме.

- развивающие: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

развивать правила поведения и осторожного обращения с животными;

развивать у детей слуховое и зрительное внимание. 

- воспитательные: воспитывать заботу и любовь к животным;

воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.

Планируемые результаты: обобщение и систематизация знаний по теме «животные жарких стран»; овладение умениями составлять рассказ с помощью графических схем.

Временной ресурс: 20 минут

Образовательные ресурсы: МР3 запись

Предварительная работа: изучение лексической темы «Животные жарких стран»; просмотр презентации «Животные Африки»; чтение стихотворений о животных, рисование и раскрашивание картинок по теме.

Материал к занятию: картинки по теме «Животные жарких стран», игрушки животные Африки, песочница, цифры и буквы к заданиям, письмо.

Ход НОД:

Дети играют в группе. Заходят гости.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся с гостями, уберем игрушки на свои места, чтобы наши гости могли внимательно рассмотреть группу.

(Дети убирают игрушки)

Звонит телефон, звучит песня Ольги Рождественской «Песня негритёнка».

«Внимание, внимание животные Африки находятся в опасности. Всем, кто слышит нас, просим помочь».

Воспитатель: Ребята, что делать? (Нужно помочь.) Как мы можем помочь?

Раздается стук в дверь, входит еще 1 гость, просит прошение за опоздание и передает конверт с письмом.

Гость: когда я к вам шла, меня задержал почтальон и передал конверт для детей группы №2 «Заинька». Это вы? (Да) Тогда держите.

Письмо «В Африке поселился злой и ужасный волшебник. Всех животных он заколдовал. Только смелые и отважные, честные и добрые, отзывчивые и дружные дети смогут спасти Африку от страшного волшебника. Мы высылаем вам карту. Ищите подсказки, помогайте животным и вас ждет заслуженная награда».

Воспитатель: Нам нужно подготовиться к выполнению сложного задания размять наши язычки и пальчики.

Логоритмическое упражнение «Подбери рифму»

Юд – юд – юд – по пустыне шел (верблюд)

шагают пальцами по ладошкам поочередно

Он – он – он – шевелит ушами (слон),

имитация взмахов ушами слоном

Дил – дил – дил – в реке затаился (крокодил)

Рисуют волну поочередно правой и левой кистью

Рог – рог – рог – в кустах злобный (носорог)

Сгибают и разгибают указательные пальцы

Ев – ев – ев – греется на солнце (лев)

Ладошки сложены вместе. По очереди руки положить под щеку

Паха – паха – паха – кладет в песок яйца (черепаха)

Поглаживание кистей рук

Дети рассматривают карту, находят задание под цифрой 1 с буквой А.

Волшебник заколдовал животных, и они забыли какие они были, давайте поможем им вспомнить

Д/и «Скажи какой»

У крокодила острые зубы – значит он какой... (острозубый)

У слона большие уши – значит он какой... (большеухий)

У жирафа длинная шея – значит он какой... (длинношеий)

У тигра есть полоски – значит он какой... (полосатый)

У носорога толстая кожа – значит он какой... (толстокожий)

У обезьяны длинный хвост – значит она какая...(длиннохвостая)

У страуса длинные ноги – значит он какой... (длинноногий)

У верблюда два горба — значит он какой   (двугорбый)

У бегемота толстые ноги — значит он какой   (толстоногий)

С 

Дети рассматривают карту, находят задание под цифрой 2 с буквой Ф.

Игра «С кем гуляла мама?» 

У жирафа – детёныш жирафа, телёнок, жирафёнок

У зебры – жеребёнок

У носорога –теленок

У страуса – страусенок

У панды –детеныш панды, медвеженок

У крокодила - крокодильчик

У обезьяны – детеныш обезьяны, обезьянка

У леопарда, гепарда, пантеры – котенок

У бегемота – детеныш бегемота, бегемотик

У верблюда – верблюжонок

У черепахи - черепашонок

У слона - слонёнок

У льва – львёнок

У тигра – тигрёнок

У антилопы -теленок

Дети рассматривают карту, находят задание под цифрой 3 с буквой Р.

Игра «Угадай, кто!»

Воспитатель называет признаки животного, по которым ребенок должен

угадать, о ком идет речь.

Топает, как ... слон
Бегает, как ... конь
Извивается, как ... змея
Выносливый, как ... верблюд
Толстый, как ... бегемот
Медлительный, как ...черепаха
Повторяет, как ... попугай
Кривляется, как ... обезьяна
Лохматый, как ... лев

л Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.

«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)

«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.)

«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)

«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)

«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)

«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)

Дети рассматривают карту, находят задание под цифрой 4 с буквой И.

Физкультминутка «МАРТЫШКИ».

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

я Дети рассматривают карту, находят задание под цифрой 5 с буквой К. 

На столе бассейн с песком «Пустыня».

- Но что-то никого не видно. Наверное, была песочная буря и все животные попрятались. Давайте их поищем.                                              

- Посмотрите, ребята, сколько животных!

- Давайте их назовём.

- Как одним словом можно их назвать?

- Посмотрите, ребята, здесь две таблички, давайте прочитаем.              

- Какие животные являются травоядными?

- Назовите их.

- Каких животных мы называем хищными или хищниками?

- Назовите их.

Дети откапывают в песке фигурки животных и отвечают на вопросы.

Перед табличками «травоядные» и «хищные» кладут фигурки соответствующих животных.

я Дети рассматривают карту, находят задание под цифрой 6 с буквой А. 

Составление рассказов-описаний о животных жарких стран

(по графическому плану).

- Ребята, представьте, что вам нужно рассказать о животных малышам, которые ничего о них не знают. Справитесь вы с таким заданием?

Давайте потренируемся!

Чтобы получилось хорошее описание животного, нужно рассказать обо всём по порядку. Придерживаться этого порядка вам помогут иллюстрации с изображением животных и схема.

Изображение вопроса означает, что сначала вам нужно назвать животное и сказать, где оно обитает.

Затем нужно описать как выглядит животное: его окраску и другие особенности внешнего вида. Картинка с изображением животного вам поможет. В заключении вы рассказывает о том, чем питается животное.

«Это слон. Он обитает в Африке и в Индии. Слон очень большой. Его тело покрыто толстой серой шкурой. У слона есть белые бивни и длинный хобот. С помощью хобота слон пьёт воду и добывает пищу. Уши у слона очень большие. Ими он отгоняет насекомых. Ноги у этого животного толстые, а хвост короткий. Питается слон растительной пищей: травой, листьями, плодами и корой деревьев.

Помогая животным мы собрали много букв. Давайте составим слово их этих букв и прочтем его. (Читают слово  «АФРИКА»).

- Какое доброе дело мы с вами сделали?

- А что вам запомнилось больше всего?

Воспитатель: Мы разрушили чары злого волшебника, расколдовали всех животных, вернули им веру в себя. За это животные благодарят вас. (сладкий сюрприз и раскраски). Конфеты поделить поровну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно – речевому развитию «Путешествие в страну красивой грамотной речи»

МБДОУ « Центр развития ребёнка  д/с № 21 « Радость»Проект  по познавательно – речевому развитию «Путешествие в страну красивойграмотной речи»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию тема: «Маленькая страна»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитиютема: «Маленькая страна» (c использованием ИКТ)...

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию тема: «Маленькая страна»

Презентация к онспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитиютема: «Маленькая страна»...

Календарно-тематическое планирование в средней группе "Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому климату"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ АПРЕЛЬ 2020Тема III недели: Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому...

Загадки о животных нашей страны, о животных жарких стран и морских обитателях для подготовительной группы

Отгадывая загадки дети развивают логоическое мышление,память,внимание и воображение.Это занятие способствует изложению своих мыслей,воспитываеит интерес к окружающей среде....

Проект по познавательно-речевому развитию "Путешествие по странам мира"

Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной...