Проект по познавательно-речевому развитию "Путешествие по странам мира"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ряполова Елена Борисовна

Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_puteshestvie_po_stranam_mira.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ МИРА»

Тип проектаинформационно-творческий.

По количеству участников: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Актуальность темы:

Первые представления ребёнка о себе, об окружающем его мире обычно очень разрозненны и бессистемны.

Задача взрослых – помочь разобраться и осознать многообразие мира. Наши воспитанники, как и многие их сверстники, много путешествуют. Вместе со своими родителями дети путешествуют по памятным местам нашей страны, а также отдыхают и во многих зарубежных странах. В выборе стран для ознакомления мы решили опереться на имеющийся опыт детей.

Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Проводя анкетирование детей с использованием серии вопросов (приложение №1), беседу с использованием «модели трех вопросов» (приложение № 2) мы отметили, что дети имеют представления о животном и растительном мире некоторых стран, официальных и неофициальных символах.

Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Таким образом, была определена проблема: проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Именно это определило выбор темы проектной деятельности.

Цель: Расширение кругозора дошкольников, формирование страноведческой компетентности.

Задачи:

Задачи для воспитанников:

Образовательные:

  • Познакомить с культурными традициями народов мира и достопримечательностями стран;
  • Расширить представление дошкольников о жизни людей в других странах;
  • Систематизировать знания об этнографических условиях населения разных государств;
  • знакомить с известными и знаменитыми людьми стран мира;
  • продолжать знакомить с традициями стран;

Развивающие:

  • Формировать у дошкольников коммуникативные навыки в ходе творческого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.;
  • развивать умение использовать разные средства для получения информации;
  • развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей к их традициям, и культуре;
  • Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в различных видах детской деятельности;

Задачи по взаимодействию с семьей:

  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  • повысить интерес родителей к изучению стран мира;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе группы.

Организационные задачи:

  • создать в группе необходимые условия для обогащения представлений детей о странах мира;
  • оформить выставку «Сувениры из разных стран»;
  • оформить книгу «Путешествия по разным странам мира»;
  • оформить методическое портфолио проекта.

Планируемые результаты:

Дети:

  • расширили кругозор.;
  • появились начальные представления о жизни людей в разных странах, интерес к культуре других народов;
  • сформированы задатки толерантного отношения к другим народам;
  • увеличили словарный запас по теме;
  • систематизированы знания об этнографических условиях населения;
  • умеют самостоятельно рассуждать, анализировать информацию, обобщать;
  • получат положительные эмоции от совместных действий, совместного труда;
  • используют полученные знания в самостоятельной деятельности со сверстниками;
  • проявляют активный интерес к познавательной деятельности, самостоятельно изучают художественную литературу, энциклопедии по теме.

Родители:

  • увеличилась активность участия родителей в образовательном процессе группы и реализации проекта;
  • родители активно взаимодействуют с педагогами по вопросам   ознакомления детей со странами мира;
  • проявляют интерес к индивидуальным достижениям ребёнка.

Педагоги:

  • повысилась педагогическая компетентность в данном направлении;
  • в группе созданы необходимые условия для обогащения представлений на данную тему:

 – подбор иллюстраций, картинок, фото (национальный костюм, флаг и герб страны, известные памятники, достопримечательности и др.);

– подбор произведений мировой художественной культуры (сказки, стихи, фольклор народов мира);

– подбор подвижных игр разных стран;

– подбор интересной познавательной информации о столицах государств, традициях народов, основных достопримечательностях.

  • оформлено методическое портфолио проекта.

Продукты проекта.

  • Выставка детских работ по аппликации «Пирамиды Египта», «Шляпка от Кутюрье», «Животные разных стран»- коллективная, пластилинографии «Эйфелева башня», рисованию «Карта мира», «Нетрадиционные символы Нашей страны», «Венецианская маска», «Ветка сакуры», «Платок Тутонхомона», оригами «Японская кукла».
  • Выставка «Сувениры разных стран».
  • Презентация «Страны мира».
  • Альбом «Путешествие по странам мира».
  • Картотека дидактических и подвижных игр разных стран.

Оценка результативности проекта:

  • Проведение интеллектуальной викторины для детей «Путешествие по странам мира» в подготовительной группе №6, 7.
  • Повторная беседа с детьми с использованием «модели трех вопросов».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП: 

Совместная деятельность педагога с детьми:

  • обсудить с детьми тему предстоящего проекта;
  • вызвать интерес к предстоящей теме;
  • выявить представления по теме проекта, которыми обладают дети (беседа с использованием «модели трех вопросов»); 
  • создать «паутинку» проекта.

Взаимодействие с семьей:

  • заинтересовать родителей и мотивировать на участие в проекте (индивидуальные беседы, памятки, консультации);
  • направить родителей на совместную творческую деятельность с детьми (создание выставки «Сувениры разных стран», создание альбома «Путешествие по странам мира»).

Подготовка педагогов:

  • определить актуальность темы проекта и сформулировать проблему;
  • определить цель и задачи в соответствии с возрастом и образовательными областями;
  • изучить методическую литературу, литературу по теме;
  • подобрать художественную литературу, наглядный материал;
  • подобрать подвижные игры;
  • создать картотеку дидактических и настольно-печатных игр по теме;
  • составить план деятельности по реализации задач проекта.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Формы работы с родителями:

Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников».

Выпуск буклетов для родителей с рекомендациями: «Как знакомить детей с

разными национальностями».

Консультация для родителей с рекомендациями «Игры разных народов»,

«Формирование этнической идентичности посредством сказки».

Активное участие в сборе материала о странах мира.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РАМКАХ ПРОЕКТА:

Россия

Беседа «Путешествуем по карте», «Наши увлечения» (о том, как дети разных национальностей проводят свободное время).

Презентации: «Наша страна – Россия», «Русские традиции и обычаи»

Музыкальная гостиная «Путешествие в Россию»

Знакомство с русскими народными сказками: «Морозко», «Двенадцать месяцев», разучивание стихотворения И. Мазнин «Давайте, люди, дружить».

Рисование иллюстраций к русским сказкам, «Нетрадиционные символы нашей страны», Аппликация «Кремль»

Русские народные игры «Золотые ворота», «Колечко-колечко»

С-р/и «Чаепитие», «В гости к матрешке», «Дочки – матери».

Д/и «К какой сказке иллюстрация?»

Америка

Беседа: «Достопримечательности Америки». Беседа о национальной одежде.

Презентация: «Путешествие по карте мира. Америка».

Знакомство детей с американским детским фольклором (считалки, шутки, песенки). Чтение сказок. «Народные сказки Америки»

Прослушивание детских песен на английском языке.

Лепка «Головной убор - сомбреро».

Американская игра «Отгадай, что в носке». П.Игра «Кенгуру».

Япония

Беседа о национальной одежде, «История оригами»

Презентации: «Здравствуй, страна восходящего солнца», «Чаепитие в Японии».

Знакомство с японской народной сказкой: «Барсук и волшебный веер», «Заколдованная чашка»

Рисование «Ветка сакуры», оригами «Кукла Японии»

Японские народные игры «Японские жмурки», П.И. «Поймай дракона за

хвост»

Прослушивание японской песни. «Праздник игрушек»

Китай

Презентации: «Этот удивительный Китай!»

Беседы: «Флора и фауна Китая», «Китайский национальный костюм»

Знакомство с китайскими народными сказками: «Волшебное коромысло», «Заячий хвост»

Конструирование «Великая китайская стена»

Китайские народные игры: «Китайский ужин», «Состязания с чашами»

Франция

Беседа о национальной одежде, о достопримечательностях, еде. «Детский город сказок «Диснейленд»

Презентация «Достопримечательности Франции»

Знакомимся с французской сказкой: «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Прослушивание детских песен на французском языке. Французская народная песня «Братец Яков».

С- р. игра «Модный французский магазин».

Рисование иллюстраций к сказкам Шарля Перро, Аппликация «Шляпка от Кутюрье», Пластилинография «Эйфелева башня»

Италия

Беседа: «Франция и Италия – законодатели мировой моды», «Музыкальные инструменты Италии».

Презентация «Страна Италия», «Венецианский карнавал»

Знакомство с итальянскими народными сказками: «Бесстрашный Джованино», «Приключения Чиполлино»

Рисование «Карнавальная маска»

Знакомство с песней «4 таракана и сверчок»

Итальянские народные игры: «Раз, два, три … звезда», «Волк - поедатель фруктов»

Египет, Турция, Таиланд

Беседа: «Страна Египет», «Праздники Турции»

Презентация «Тайская культура и традиции»

Викторина «Тысяча и одна ночь»

Знакомство со сказками Востока: «Сказки Шахерезады «1001 ночь», «Дочь султана и сын махараджи»

Рисование «Платок Тутанхамона» Аппликация «Пирамиды»

Восточные игры: «Погоня за зеброй», «Мумия»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Интеллектуальная викторина для детей «Путешествие по странам мира».
  • Торжественное закрытие выставки детских работ по теме проекта.
  • Создание альбома «Путешествие по странам мира»
  • Презентация результатов проекта «Путешествие по разным странам мира».
  • Чествование участников проекта (Чаепитие после проведения викторины).
  • Повторное тестирование (Приложение № 3).
  • Повторная рефлексия: беседа с использованием «модели трех вопросов».

ВЫДЕРЖКА ИЗ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Утро

Беседа с детьми «Помощники в путешествии: глобус и карта»

Чтение худ. литературы. Тема: Чтение Е. Ракитина «Если бы у меня была своя планета»

Рассматривание книги «Чудеса света».

НОД

НОД: «Кругосветное путешествие»

«Карта мира» рисование

Рассматривание иллюстраций по теме.

Прогулка

Подвижная игра: «Кружева», Хороводная игра «Соловей».
Речевая игра: «Почемучки».

Д/И «Не ошибись».

Самостоятельная двигательная активность.

С\р игра «Путешествие на автобусе».

П/И «Летает, плавает, бегает»

Вторая половина дня

Просмотр презентации: «Страны мира».

С/Р/И «Собираемся в путешествие»

Чтение М. Зощенко «Путешественники».

 Рассматривание глобуса, карту мира, иллюстрации животных, обитающих на разных континентах.

Настольно-печатная игра «Только на эту букву»

Самостоятельная работа с пазлами «Флаги».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОЕКТА

Приложение 1.

Мониторинг проводится на основе дидактических игр, игровых заданий, диагностических вопросов и бесед.

Знания детей оцениваются по следующим показателям:

Знает название столицы страны, флаг и язык, на котором говорят жители страны.

Знает национальную одежду жителей, национальные блюда разных стран.

Знает народный фольклор разных стран: сказки, игры, песни.

Знает национальные праздники, обычаи народов разных стран.

Знает главные достопримечательности разных стран.

Имеет представление о животном и растительном мире каждой страны.

Сформированы элементарные представления о географическом расположении, природе и климате различных стран.

 Результаты мониторинга.

Результаты мониторинга детей группы № 7 (18 детей) на начало проекта.

Высокий – 20% (4 ребенка)

Средний – 55% (8 детей)

Низкий – 25% (6 детей)

Результаты обследования детей (18 детей) на конец проекта.

Высокий – 45%(8 детей)

Средний – 55%(10 детей)

Результаты мониторинга детей группы № 6 (списочный состав 21 ребенок, участвовали 19 детей) на начало проекта.

Высокий – 20% (3 ребенка)

Средний – 40% (8 детей)

Низкий – 40% (8 детей)

Результаты обследования детей на конец проекта. (19 детей из 21)

Высокий – 55%(10 детей)

Средний – 45%(9 детей)

Приложение 2.

Результаты работы с «моделью трех вопросов».

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать?

Страны есть большие и маленькие

Почему страны разные?

Прочитать в энциклопедии.

В некоторых странах очень большие башни.

Какая еда и одежда в разных странах?

Посмотреть презентацию.

В некоторых странах люди разговаривают по-другому.

Откуда появились разные языки?

Прослушать аудиозапись. Посмотреть в интернете.

В некоторых странах жарко и нет зимы.

Какие животные обитают в разных странах?.

Спросить у воспитателя, послушать рассказ, посмотреть презентацию.

Результаты рефлексии.

Что нового узнали?

Что удивило?

Что было самым интересным?

В Египте есть пирамиды.

Им очень много лет.

Побывать внутри пирамиды.

(видеофильм)

Флаги стран разные.

Флаги имеют свое значение для каждой страны.

Экскурсия по памятным местам. (Презентация)

В Италии есть горд на воде.

Люди передвигаются на лодках - гондолах.

Создание венецианской карнавальной маски.

В Китае и Японии пишут иероглифами.

Иероглифы не похожи на наши буквы.

Рассматривать письмена разных стран.

Приложение 3.

Литература.

1. Алябьева Е. : Дошкольникам о праздниках народов мира. Сказки и беседы для детей 5-7 лет, Издательство Сфера, 2016;

2. Андрианова Н. А., Мир для детей (от 6 до 12 лет, Изд. Эксмо, 272 стр., 2016;

3. Андрианова Н. А., Я гражданин России, Изд. Эксмо, 240 стр., 2016;

4. Андрианова Н. А., Детские путеводители, Россия для детей, Изд. Эксмо, 192 стр., 2016;

5. Андрианова Н. А., Детские путеводители, Европа для детей, Изд. Эксмо, 199 стр., 2016;

6. Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;

7. Астафьева М. Д. Праздники для детей, изучающих английский язык, Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;

8. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и дон. --- СПб. : ЛОИРО, 2000;

9. Вострухина Т. Н. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения», Издательство Школьная Пресса, 2010;

10. Зацепина М. Б., Комарова Т. С., ФГОС Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада (2-7 лет, Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;

11. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет, Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006;

12. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD) Старшая группа издательство «Композитор» Санкт-Петербург. 2011.

13. Картушина М. Ю. Праздники народов мира в детском саду. Часть 1. Лето-осень. Издательство Скрипторий, 2009;

14. Картушина М. Ю. Праздники народов мира в детском саду. Часть 2. Зима-весна. Издательство Скрипторий, 2009;

15. Картушина М. Ю. Праздники народов мира в детском саду. Музыкальное приложение (CD) Издательство Скрипторий, 2003;

16. Колдина Д. Н., Рисование с детьми 6-7 лет., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017;

17. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013;

18. Краснушкина Е. «Государственные символы Российской Федерации». Наглядно-дидактическое пособие, Изд. Мозаика-Синтез, 2013;

19. Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду, Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;

20. Филиппова, Филиппов, Фирсова: Успех. Путешествие по миру. Энциклопедия для детей 5-7 лет, Изд. Просвещение, стр. 71, 2013;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно – речевому развитию «Путешествие в страну красивой грамотной речи»

МБДОУ « Центр развития ребёнка  д/с № 21 « Радость»Проект  по познавательно – речевому развитию «Путешествие в страну красивойграмотной речи»...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста. Познавательно речевое направление. Формирование целостной картины мира. В лес по ягоды идем"

Воспитывать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Развивать кругозор детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию тема: «Маленькая страна»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитиютема: «Маленькая страна» (c использованием ИКТ)...

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию тема: «Маленькая страна»

Презентация к онспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитиютема: «Маленькая страна»...

Конспект познавательно-речевого занятия на тему: «В мире добрых слов» для детей подготовительной логопедической группы.

Цель:Развивать у детей коммуникативные качества. Содействовать нравственному воспитанию детей,  умению дарить радость людям,  помочь детям отыскивать в себе и в других положительные  ка...

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

НОД по познавательно-речевой деятельности "Животные жарких стран"

Цель НОД обобщение и систематизация знаний и словаря детей по теме "Животные жарких стран"...