Лексические игры и упражнения на тему "поздняя осень "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Талхина  Альфия Исламудиновна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Лексические игры и упражнения

на тему «Поздняя Осень»

Цель:  Совершенствование фонематического восприятия речи.

Задачи:

Образовательные : 

- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные,

-уточнить представления об изменениях , происходящих осенью в природе

- формировать  положительную  установку на участие в образовательной деятельности, доброжелательные  отношения, навыки сотрудничества.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать двигательную и познавательную активность;

- развивать наблюдательность;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные : 

- воспитывать умение работать в коллективе , воспитывать добрые чувства к природе, животным.

Средства реализации: мяч, мячики «Су- Джок»,  карточки  с пустыми окошками , конверты  с картинками ( солнце, день – ночь, птицы улетают в теплы края, небо, дождь со снегом, дерево, животные осенью , день матери) для каждого ребенка

Предварительная работа:

- наблюдения за деревьями на прогулке; беседы об осени;

- чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов- Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина.

- разучивание стихов и поговорок об осени;

- прослушивание музыки и разучивание песен об осени;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с изображением осенней природы;

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический

 

Ход ООД

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарило

Оглядело все вокруг:

Слева друг, справа друг

День с улыбки начинайте,

Всем здоровье пожелайте!

В.: Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости.  Поздороваемся с ними.

Д.: Здравствуйте!

В.: Дети, вы любите фантазировать, играть в различные игры?

Д.: Да

В.: Я тоже люблю играть . Для вас приготовила много игр . Хотите со мной поиграть ?

Д.: Да

В.:Отгадайте, на какую тему будут игры?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...»

Д.:  осень

В.:  Дети, какие месяцы осени вы знаете? Назовите.
Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В.Сколько осенних месяцев вы назвали?

Д.: Мы назвали три осенних месяца.

 В.: Осень в сентябре называют как ?

Д.: ранняя, золотая ( спрашиваю у 2-3 детей )

В.: Середина осени – это октябрь, а как называют осень в ноябре?
Д.: осень в ноябре называют поздняя ( спрашиваю у 2-3 детей )

В.: Правильно поздняя.

В.: Как про этот месяц можно сказать по другому?

Д.: Ноябрь - это последний месяц осени.

В.: Еще этот период называют предзимье , т.е. перед зимой.

( дети повторяют хором и индивидуально)

В.: Как называют предзимье?

Д.: перед зимой

В.: А сейчас мы  с вами поиграем в игру: « Скажи со словом осенний»

Осенью дни какие ?

Д.: пасмурные,  серые, унылые… ( индивид.ответы)

В.: Осенью погода какая?

 Л.: холодная,… ветреная, дождливая, пасмурная, хмурая, ненастная

В.: Осенью настроение какое ?

Д.: грустное,… печальное, тоскливое…

В.: Дожди какие ?

Д.: частые,… холодные, проливные, моросящие

В.: Небо покрывают какие  тучи?

Д.: серые,  тёмные, дождевые…

 В.: Поздней осенью на улице как?

Д:  холодно,… пасмурно, ветрено, безветренно

 В.: Я буду бросать мяч, а вы быстро придумайте   противоположное значение слова. Игра поэтому, так и называется «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Д.: Да

В.: Ветреный – безветренный

Мокрый- сухой

Радостный – грустный

Холодный – теплый

Поздняя – ранняя

Спелый – незрелый

Чистый – грязный

Начало – конец

Тяжелый –легкий

Шумный  - тихий

Низкий – высокий

хороший –плохой;

сытый- голодный

В.:  Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующую  игру выполните.

«Повтори скороговорку»

Белка булку испекла и бельчатам отдала. (Хоровое и индивидуальное повторение)

В.: Скажите, чем отличаются слова белка – булка?

Д.: Белка это дикое животное, которое живет в лесу. А булка это хлебобулочное изделие.

Су-джок «поздняя осень»

Дети катают Су-Джок между ладонями

Солнышко греет уже еле –еле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Лексические игры и упражнения

на тему «Поздняя Осень»

Цель:  Совершенствование фонематического восприятия речи.

Задачи:

Образовательные : 

- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные,

-уточнить представления об изменениях , происходящих осенью в природе

- формировать  положительную  установку на участие в образовательной деятельности, доброжелательные  отношения, навыки сотрудничества.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать двигательную и познавательную активность;

- развивать наблюдательность;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные : 

- воспитывать умение работать в коллективе , воспитывать добрые чувства к природе, животным.

Средства реализации: мяч, мячики «Су- Джок»,  карточки  с пустыми окошками , конверты  с картинками ( солнце, день – ночь, птицы улетают в теплы края, небо, дождь со снегом, дерево, животные осенью , день матери) для каждого ребенка

Предварительная работа:

- наблюдения за деревьями на прогулке; беседы об осени;

- чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов- Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина.

- разучивание стихов и поговорок об осени;

- прослушивание музыки и разучивание песен об осени;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с изображением осенней природы;

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический

Ход ООД

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарило

Оглядело все вокруг:

Слева друг, справа друг

День с улыбки начинайте,

Всем здоровье пожелайте!

В.: Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости.  Поздороваемся с ними.

Д.: Здравствуйте!

В.: Дети, вы любите фантазировать, играть в различные игры?

Д.: Да

В.: Я тоже люблю играть . Для вас приготовила много игр . Хотите со мной поиграть ?

Д.: Да

В.:Отгадайте, на какую тему будут игры?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...»

Д.:  осень

В.:  Дети, какие месяцы осени вы знаете? Назовите.
Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В.Сколько осенних месяцев вы назвали?

Д.: Мы назвали три осенних месяца.

 В.: Осень в сентябре называют как ?

Д.: ранняя, золотая ( спрашиваю у 2-3 детей )

В.: Середина осени – это октябрь, а как называют осень в ноябре?
Д.: осень в ноябре называют поздняя ( спрашиваю у 2-3 детей )

В.: Правильно поздняя.

В.: Как про этот месяц можно сказать по другому?

Д.: Ноябрь - это последний месяц осени.

В.: Еще этот период называют предзимье , т.е. перед зимой.

( дети повторяют хором и индивидуально)

В.: Как называют предзимье?

Д.: перед зимой

В.: А сейчас мы  с вами поиграем в игру: « Скажи со словом осенний»

Осенью дни какие ?

Д.: пасмурные,  серые, унылые… ( индивид.ответы)

В.: Осенью погода какая?

 Л.: холодная,… ветреная, дождливая, пасмурная, хмурая, ненастная

В.: Осенью настроение какое ?

Д.: грустное,… печальное, тоскливое…

В.: Дожди какие ?

Д.: частые,… холодные, проливные, моросящие

В.: Небо покрывают какие  тучи?

Д.: серые,  тёмные, дождевые…

 В.: Поздней осенью на улице как?

Д:  холодно,… пасмурно, ветрено, безветренно

 В.: Я буду бросать мяч, а вы быстро придумайте   противоположное значение слова. Игра поэтому, так и называется «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Д.: Да

В.: Ветреный – безветренный

Мокрый- сухой

Радостный – грустный

Холодный – теплый

Поздняя – ранняя

Спелый – незрелый

Чистый – грязный

Начало – конец

Тяжелый –легкий

Шумный  - тихий

Низкий – высокий

хороший –плохой;

сытый- голодный

В.:  Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующую  игру выполните.

«Повтори скороговорку»

Белка булку испекла и бельчатам отдала. (Хоровое и индивидуальное повторение)

В.: Скажите, чем отличаются слова белка – булка? 

Д.: Белка это дикое животное, которое живет в лесу. А булка это хлебобулочное изделие.

Су-джок «поздняя осень»

Дети катают Су-Джок между ладонями

Солнышко греет уже еле –еле

Перелетные птицы на юг  улетели

Голы деревья , пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля .

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

В.: Следующая игра «Один – много»

Туча – много туч

Облако – много облаков

Куст- много  кустов

Ночь – много ночей

Дождь – много дождей

Птица – много птиц

Дерево – много деревьев

В.: Игра «Поздняя осень»

В.:У вас на столах лежат карточки   с пустыми окошками, конверты  с картинками .Предлагаю вам составить свою мнемотаблицу о поздней осени рассказать о ней.( дети работают за столами)

Р.: Поздней осенью солнце редко светит и мало греет. Ночь длиннее , а день короче .Небо хмурое. Часто поздней осенью идут холодные дожди со снегом. Деревья стоят голые. Перелетные птицы уже улетели в теплые края. Звери в лесу прячутся в своих домиках и впадают в спячку. Поздней осенью мы отмечаем «день Матери». ( 2-3 ребенка)

Рефлексия

Воспитатель: Дети,  в какие игры мы играли? (Ответы детей).

Воспитатель: Мне понравилось, как вы играли, а что понравилось вам? (Ответы детей).

В.: А какая  игра понравилось больше? ( ответы детей)

В. : Что нового вы сегодня узнали? ( ответы детей)

Воспитатель: Вы меня сегодня удивили, порадовали, думаю, и вам было интересно (Ответы детей).

Воспитатель:  Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи и обучение грамоте». Игровая образовательная ситуация на тему: «Лексические игры и упражнения»

в данную огровую образовательную ситуацию я включила проблемную ситуацию, которая понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста.  Для  включения детей в работу использовала мощн...

Конспект НОД Речевое развитие"Лексические игры и упражнения. В гостях у Смешариков" подготовительная группа

Образовательная область «Речевое развитие»Тема занятия «Лексические игры и упражнения».Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи:1....

Лексические игры и упражнения на тему «Зима»

НОД по развитию речи  на тему "Зима" с использованием лексических игр и упражнений....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...

Конспект по развитию речи на тему Лексические игры и упражнения на тему «Осень» в подготовительной группе.

Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.Задачи:Обучающие: закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Лексические игры и упражнения.Игры со снеговиком"

Лексические игры и упражнения обогащают и  активизируют речь детей,развивают слуховое внимание,фонематический слух....