Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
- Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
- Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
- Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 24.07 КБ |
razvitie_rechi_doshkolnikov_sredstvami_didakticheskih_igr.pptx | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных игр в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
- Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
- Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Планируемые результаты:
Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук.
Ход мастер-класса
Вступительное слово педагога: (Слайд 2)
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка, она – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
Организационный момент.
Для этого, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам поиграть.
Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности, развитию подвижности мышц губ и щек.
Игра «Эмоции». (Слайд 3)
Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)
Игра с предметом «Звуковая эстафета» (Слайд 4)
Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.
Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.
Игра «Покупки» (Слайд 5)
Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)
Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…
Игра «Любопытный» (Слайд 6)
На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)
- Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
- Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)
- Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
- Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
- Выше любимое животное? (кошка, конь, кролик)
- На какой улице вы живёте? (Карло Маркса, Кирова)
Игра «Смысловые пары» (Слайд 7)
Назовите ассоциации к словам:
Самолет-пилот, поезд-машинист, курица-яйцо, птица - перышки, зайка- морковка, кошка – мышка, ножницы – бумага, художник – краски, цветы- ваза, кондитер – пирожные.
Игра «Доскажи словечко». (Слайд 8)
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
- Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке…
(не Иван, а Емеля)
- Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
- В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
- Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
- Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
- Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
- Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
- Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
- Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
- У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).
Игра «Почемучки». (Слайд 8)
Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, используя слова «потому что».
- И так, начнем.
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- Почему весной тает снег?
- Почему летом не носят шубы?
- Почему люди берут зонты?
- Почему пришел врач?
- Почему деревья мокрые?
- Почему мяч катится?
- Почему ребята не едят яблоки?
Теперь разделимся на 3 команды.
Игра «Опиши свой день» (Слайд 9)
Предположим, что вы сегодня работаете в 2 смены. Опишите свой день, одна команда - только существительными, вторая только прилагательными, третья - глаголами.
Опишите свой день:
1 команда - только существительными (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?. Например: Любовь, учитель.)
2 команда - только прилагательными (обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Например: зелёное , мягкое, красивое.)
3 команда – глаголами (обозначает действие и состояние предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что делал?. Например: идёт, учит, учит.)
Примеры:
1 команда. Утро, зарядка, ванна, завтрак, кофе, каша, улица, сад, встреча, дети, родители, занятия, вечер, гигиена, ночь, сон.
2 команда. Декабрьский, ранний, добрый, морозный, темный, холодным, зимний, рабочий, длинным, радостный, весёлый, трудный, счастливый.
3 команда Просыпалась, умывалась, учиться, ходить, двигаться, писать, отвечать, выполнять , думать, есть , пить, говорить, сидеть, стоять, бежать, ждать, смотреть, спать, ехать, приготавливать, делать, выделять, подписывать.
Игра «Придумай рассказ» (Слайд 10)
Правила: придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук.
1 команда – на звук «Н»
2 команда – на звук «М»
3 команда – на звук «Л»
Например, на звук (П).
Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.
В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста можно использовать метод «синквейн», это – один из эффективных методов развития речи дошкольника.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из Вас с ним знакомы.
Рефлексия.
И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер- классу через синквейн. (Слайд 11) Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Порядок написания синквейна:
- Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
- Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
- Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
- Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
- Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Примеры:
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс»
В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка!
Игра «Эмоции» .
Игра с предметом «Звуковая эстафета» Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.
Игра «Покупки» Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)
Игра «Любопытный» На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К) К - ?
Игра «Смысловые пары» Назовите ассоциации к словам
Игра «Доскажи словечко» . Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки .
Игра «Опиши свой день» Опишите свой день: 1 команда - только существительными ( часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?. Например: Любовь, учитель. ) 2 команда - только прилагательными ( обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Например: зелёное , мягкое, красивое. ) 3 команда – глаголами ( обозначает действие и состояние предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что делал?. Например: идёт, учит, учит. )
Игра «Придумай рассказ» 1 команда – на звук «Н» 2 команда – на звук «М» 3 команда – на звук «Л»
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна : Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна . « Мастер – класс» Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Лето Жаркое, веселое Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы! Весна Теплая, яркая Расцветает, зеленеет, радует. Природа просыпается. Здорово!
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр».
Мастер-класс для воспитателей....
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...
Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»...
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы...
Конспект мастер-класса учителя-логопеда по развитию речи дошкольников для воспитателей старшей группы.
Чтобы помочь педагогам планировать и проводить занятия по развитию речи с детьми, поручите учителю-логопеду провести матер-класс. Воспользуйтесь готовым конспектом встречи с подборкой игровых артикуля...
Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....