Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

  1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
  2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
  3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx24.07 КБ
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_sredstvami_didakticheskih_igr.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных игр в образовательном процессе ДОУ.

 

Задачи:

  1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
  2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
  3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога. 

Планируемые результаты:

Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.

 Оборудование:

проектор, экран, ноутбук.

 

Ход мастер-класса

 

Вступительное слово педагога: (Слайд 2)

 

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании.

 

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка, она – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.

 

Организационный момент.

 

Для этого, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам поиграть.

Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности, развитию подвижности мышц губ и щек.

Игра «Эмоции». (Слайд 3)

Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)

Игра с предметом «Звуковая эстафета» (Слайд 4)

Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.

Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.

Игра «Покупки» (Слайд 5)

Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)

Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…

Игра «Любопытный» (Слайд 6)

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

  • Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
  • Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)
  • Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
  • Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
  • Выше любимое животное? (кошка, конь, кролик)
  • На какой улице вы живёте? (Карло Маркса, Кирова)

Игра «Смысловые пары» (Слайд 7)

Назовите ассоциации к словам:

Самолет-пилот, поезд-машинист, курица-яйцо, птица - перышки, зайка- морковка, кошка – мышка, ножницы – бумага, художник – краски, цветы- ваза, кондитер – пирожные.

Игра «Доскажи словечко». (Слайд 8)

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

  • Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке…

(не Иван, а Емеля)

  • Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
  • В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
  • Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
  • Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
  • Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
  • Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
  • Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
  • Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
  • У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).

Игра «Почемучки». (Слайд 8)

 Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, используя слова «потому что».

  • И так, начнем.
  • Почему улетают птицы?
  • Почему зимой нельзя купаться?
  • Почему весной тает снег?
  • Почему летом не носят шубы?
  • Почему люди берут зонты?
  • Почему пришел врач?
  • Почему деревья мокрые?
  • Почему мяч катится?
  • Почему ребята не едят яблоки? 

Теперь разделимся на 3 команды.

 

Игра «Опиши свой день» (Слайд 9)

Предположим, что вы сегодня работаете в 2 смены. Опишите свой день, одна команда - только существительными, вторая только прилагательными, третья - глаголами.

Опишите свой день:

1 команда - только существительными (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?. Например: Любовь, учитель.)

2 команда -  только прилагательными (обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?  Например: зелёное , мягкое, красивое.)

3 команда – глаголами (обозначает действие и состояние предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что делал?. Например: идёт, учит, учит.)

Примеры:

1 команда. Утро, зарядка, ванна, завтрак, кофе, каша, улица, сад, встреча, дети, родители, занятия, вечер, гигиена, ночь, сон.

2 команда. Декабрьский, ранний, добрый, морозный, темный, холодным, зимний, рабочий, длинным, радостный, весёлый, трудный, счастливый.

3 команда Просыпалась, умывалась, учиться, ходить, двигаться, писать, отвечать, выполнять , думать, есть , пить, говорить, сидеть, стоять, бежать, ждать, смотреть, спать, ехать, приготавливать, делать, выделять, подписывать.

Игра «Придумай рассказ» (Слайд 10)

Правила: придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук.

1 команда – на звук «Н»

2 команда – на звук «М»

3 команда – на звук «Л»

Например, на звук (П).

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.

 

В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста можно использовать метод «синквейн»это – один из эффективных методов развития речи дошкольника.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из Вас с ним знакомы.

Рефлексия.

И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастерклассу через синквейн. (Слайд 11) Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Порядок написания синквейна:

  • Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
  • Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
  • Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
  • Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Примеры:

Лето

Жаркое, веселое

Гулять, играть, отдыхать.

Ждем с нетерпением.

Каникулы!

Весна

Теплая, яркая

Расцветает, зеленеет, радует.

Природа просыпается.

Здорово!

В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс»

В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр» Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!» Е. Щукина.

Слайд 2

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка!

Слайд 3

Игра «Эмоции» .

Слайд 4

Игра с предметом «Звуковая эстафета» Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.

Слайд 5

Игра «Покупки» Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)

Слайд 6

Игра «Любопытный» На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К) К - ?

Слайд 7

Игра «Смысловые пары» Назовите ассоциации к словам

Слайд 8

Игра «Доскажи словечко» . Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки .

Слайд 9

Игра «Опиши свой день» Опишите свой день: 1 команда - только существительными ( часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?. Например: Любовь, учитель. ) 2 команда - только прилагательными ( обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Например: зелёное , мягкое, красивое. ) 3 команда – глаголами ( обозначает действие и состояние предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что делал?. Например: идёт, учит, учит. )

Слайд 10

Игра «Придумай рассказ» 1 команда – на звук «Н» 2 команда – на звук «М» 3 команда – на звук «Л»

Слайд 11

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна : Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна . « Мастер – класс» Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Слайд 12

Лето Жаркое, веселое Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы! Весна Теплая, яркая Расцветает, зеленеет, радует. Природа просыпается. Здорово!

Слайд 13

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...

Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы...

Конспект мастер-класса учителя-логопеда по развитию речи дошкольников для воспитателей старшей группы.

Чтобы помочь педагогам планировать и проводить занятия по развитию речи с детьми, поручите учителю-логопеду провести матер-класс. Воспользуйтесь готовым конспектом встречи с подборкой игровых артикуля...

Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....