Мастер-класс «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр».
материал
Мастер-класс для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр». | 23.45 КБ |
Презентация к мастер-классу. | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №27
Муниципального образования Усть-Лабинский район
Мастер-класс для педагогов
«Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
воспитатель: Смычкова И.А.
2020г.
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных игр в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
- Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
- Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Планируемые результаты:
Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе дидактических игр по речевому развитию, с интересом участвуют в обсуждении представленного опыта.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук.
Ход мастер-класса
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина.
Вступительное слово педагога: (Слайд 1)
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
Организационный момент.
Для этого, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам поиграть.
Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Игра «Эмоции». (Слайд 2)
Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)
Игра с предметом «Звуковая эстафета» (Слайд 3)
Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.
Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.
Игра «Покупки» (Слайд 4)
Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)
Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…
Игра «Любопытный» (Слайд 5)
На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)
- Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
- Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)
- Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
- Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
Игра «Смысловые пары» (Слайд 6)
Назовите ассоциации к словам:
Самолет-пилот, поезд-машинист, курица-яйцо, птица - перышки, зайка- морковка, кошка – мышка, ножницы – бумага, художник – краски, цветы- ваза, кондитер – пирожные.
Игра «Доскажи словечко». (Слайд 7)
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
- Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
- Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
- В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
- Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
- Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
- Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
- Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
- Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
- Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
- У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).
Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, используя слова «потому что».
- И так, начнем.
Игра «Почемучки». (Слайд 8)
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- Почему весной тает снег?
- Почему летом не носят шубы?
- Почему люди берут зонты?
- Почему пришел врач?
- Почему деревья мокрые?
- Почему мяч катится?
- Почему ребята не едят яблоки?
Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Теперь разделимся на 3 команды.
Игра «Опиши свой день» (Слайд 9)
Предположим, что вы сегодня работаете в 2 смены. Опишите свой день, одна команда - только существительными, вторая только прилагательными, третья - глаголами.
Игра «Придумай рассказ» (Слайд 10)
Правила: Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук.
Например, на звук (П).
Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.
В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста можно использовать метод «синквейн», это – один из эффективных методов развития речи дошкольника.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из Вас с ним знакомы.
Рефлексия.
И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер- классу через синквейн. (Слайд 11) Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Порядок написания синквейна:
- Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
- Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
- Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
- Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
- Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс»
В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Спасибо за внимание!
(Слайд 12)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Эмоции»
«Звуковая эстафета » Л… …Н… …М
«Покупки»
«Любопытный» ? К…
«Смысловые пары»
«Доскажи словечко»
«Почемучки» …… потому что……
«Опиши свой день»
«Придумай рассказ» 1 – К 2 – Н 3 – М
« Синквейн » 1. МАСТЕР-КЛАСС 2. прилагательное прилагательное 3. глагол глагол глагол 4. Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. 5. Слово, связанное с первым словом. Отражает суть темы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей « Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Семинар- практикум для воспитателей по развитию речи дошкольников средствами дидактических игр...
Мастер- класс по развитию речи дошкольников.
В нашем современном мире проблема развития речи детей дошкольного возраста стала очень острой. В век компьютеризации наши дети все чаще проводят время у мониторов компьютеров, телевизоров, что порожда...
МАСТЕР_КЛАСС Тема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича ».
МАСТЕР_КЛАССТема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича »....
Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»...
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы...
Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому разв...
Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....