Конспект мастер-класса учителя-логопеда по развитию речи дошкольников для воспитателей старшей группы.
консультация по логопедии (старшая группа)
Чтобы помочь педагогам планировать и проводить занятия по развитию речи с детьми, поручите учителю-логопеду провести матер-класс. Воспользуйтесь готовым конспектом встречи с подборкой игровых артикуляционных упражнений для речевого развития дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса учителя-логопеда по развитию речи дошкольников для воспитателей старшей группы.
Чтобы помочь педагогам планировать и проводить занятия по развитию речи с детьми, поручите учителю-логопеду провести матер-класс. Воспользуйтесь готовым конспектом встречи с подборкой игровых артикуляционных упражнений для речевого развития
дошкольников.
Вступительное слово
Дети старшего дошкольного возраста достаточно общительны и активны, способны к свободному диалогу и проявлению творчества. Также дошкольники этого возраста
могут проследить последовательность темы в беседе, понять логическую закономерность и обосновать собственный ответ. Игра — по-прежнему ведущая деятельность детей,
но игровой и речевой материал усложняется.
Педагогам необходимо помочь дошкольникам раскрыть их способности. Также не менее важно формировать у детей грамматический строй и навыки связной речи. Эти навыки ребенок должен освоить перед поступлением в школу.
Как правильно организовать развивающие и обучающие игровые упражнения для детей пяти—шести лет? Как выстроить продуктивное взаимодействие? Эти вопросы рассмотрим в рамках мастер-класса.
Особенности речевого развития детей старшей группы
Речь детей старших групп продолжает свое развитие. Словарный запас воспитанников увеличивается и составляет приблизительно 2500–3000 слов.
Дети способны составлять все более сложные предложения с разными частями речи: существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, числительными
и наречиями. Также дошкольники могут сознательно подбирать подходящие по смыслу и значению слова.
В обращении к кому-либо дети способны достаточно точно и ярко выразить свои просьбы и мысли, пересказать услышанное или составить рассказ. Еще дошкольники пяти—шести лет все реже допускают ошибки словообразования и словоизменения, правильно используют простые и сложные предлоги.
К шести годам у детей, как правило, уже сформировано звукопроизношение всех звуков родного языка. У некоторых воспитанников могут быть речевые сложности
с правильностью произнесения. Например, нечеткие шипящие звуки или замены. Также воспитанники могут заменять звук [р] на [л], [й]. Другой вид замены: твердый [л]
на мягкий звук [л’]. Однако по сравнению с детьми более младшего возраста в речи детей пяти—шести лет реже встречаются пропуски, перестановки или замены звуков и слогов.
Чтобы понимать, как спланировать развивающие занятия в группе, используйте справочную таблицу с особенностями речевого развития воспитанников.
Особенности речевого развития детей старшей группы
Компонент | Особенности |
Звуковая сторона речи |
дифференциации твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих звуков, [р] — [л] |
Словарь | Словарный запас приблизительно 2500–3000 слов |
Грамматический строй |
|
Связная речь |
|
Ниже смотрите алгоритм планирования занятий с детьми старших групп по речевому развитию.
Пример
Алгоритм планирования занятий по речевому развитию с детьми старших групп
- Продумывайте содержание занятия с учетом интересов и возраста детей. Подготовьте к занятиям актуальные темы и речевой материал с учетом особенностей и возможностей детей старшего возраста.
- Создавайте условия для речевого и коммуникативного развития детей. Чтобы развивать речь дошкольников, как можно чаще читайте и обсуждайте детскую литературу. На занятиях инициируйте детские диалоги и монологи по различным темам. Побуждайте детей к самостоятельному рассуждению, объяснению и умозаключению.
- Давайте возможность каждому ребенку проявлять себя. Не перебивайте ответы детей и их обсуждение. В общении проявляйте внимательность, доброжелательность и заинтересованность.
- Формируйте основы речевого этикета. Обучайте воспитанников слушать ответы других людей. Самих дошкольников не торопите с ответом. Давайте время
на обдумывание и формулирование предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов
Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...
Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов
Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «В мире волшебных звуков»
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошк...
Мастер-класс "Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"
Материалы мастеркласса для педагогов ДОУ по теме""Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"...
Мастер-класс для учителей - логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы...