"Мнемотехника как эффективное средство в развитии связной речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи
Мнемотехника - один из занимательных и эффективных приемов, используемых для того, чтобы научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». К. Д. Ушинский Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает огромные возможности общения с другими людьми. Речь – это чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос , построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Совместно с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование такой оригинальной, творческой, эффективной методики как мнемотехника. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи. Цель обучения мнемотехнике – развитие зрительного и слухового внимания; воображения; зрительной и слуховой памяти; восприятия; кругозора; всех сторон речи.
Мнемотаблица – схема, состоящая из последовательно расположенных изображений – символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и т.д.). Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника помогает решать следующие задачи: Развитие основных психических процессов: память, внимание, восприятие, мышление. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развитие творческих способностей детей, умения самим составлять схемы и воспроизводить их. Формирование целостного восприятия окружающего мира. Развитие интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. Развитие умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). Развитие мелкой моторики рук. Развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей.
Алгоритм работы с моделью Этап 1. Введение элементов, схем, символов. Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия . Этап 2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребенка не должно быть привыкания, что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален. Этап 3. Введение отрицаний. Например, не большой, не съедобный. Этап 4. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов. Этап 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое – либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой поиск. Этап 6. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 7. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 8. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Структура мнемотехники: Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным произведениям. Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий. Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Особенности работы: 1. Проводим предварительную работу по развитию и обогащению речи. 2. Начинаем с мнемоквадратов , далее - мнемодорожки , позже – мнемотаблицы . 3. Используем цветные мнемотаблицы . 4. Мнемотаблицы даются в готовом варианте. 5. Образы должны быть доступны и понятны детям. 6. Объем информации не должен быть более 9 мнемоквадратов . 7. Участие в создании мнемотаблиц . Работа с мнемотаблицами : пересказ.
Сказка «Репка»
Сказка «Теремок»
Работа с мнемотаблицами : заучивание стихотворения Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Алгоритм: 1. Выразительное чтение стихотворения взрослым. 2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть. 3.Вопросы по содержанию стихотворения. 4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме . 5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу . 6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу .
Работа с мнемотаблицами : составление описательного рассказа Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц : Загадка, соединенная с мнемотаблицей , способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; поминание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект
Использование метода мнемотехники Результаты: У детей: Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; п оявляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; Активизируется интерес к заучиванию стихов Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам; Словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе; Расширяется круг знаний об окружающем мире; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее . Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...
«Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
тема по самообразованию...
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников
В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами....
«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.Изнач...
План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....
План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников» ...
Методическая разработка «Умные квадратики. Метод наглядного моделирования, как эффективное средство для развития связной речи детей»
В возрасте 6-7 лет наиболее развиты образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие...