Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников
консультация по развитию речи (средняя группа)

Бобрышева Юлия Александровна

В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгих Т.В., воспитатель

Бобрышева Ю.А., воспитатель

МБДОУ ДС №20 «Калинка»

г. Старый Оскол, Белгородская обл.

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников

Аннотация: В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Конечно, разговорная речь для ребенка дошкольного возраста является наиболее простой и им очень сложно овладеть описательно-повествовательной речью, так как она считается более сложной.

Но, не владея связной речью, не возможно связно мыслить. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Успешность в жизни во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

В  XXI веке детей окружает цифровое телевидение и интернет, которые вещают зачастую бедной и безграмотной речью. Именно поэтому, очень важно, на этапе дошкольного возраста научить детей связанной грамотной речи, расширять их словарный запас, развивать навыки рассуждения и тем самым учить их размышлять.

Работая с детьми в детском саду, мы обращаем внимание на особенности речи дошкольников. Она, как правило, богата односложными предложениями, словарный запас детей беден, речь эмоционально не окрашена. Именно поэтому, в  работе необходимо систематически проводить занятия, которые направлены на развитие связанной речи.

Во время проведения таких занятий очень важен демонстрационный материал. Дети любят рассматривать картинки и предметы. Рассказывание по картинке необходимо не только для развития связной речи, но и памяти детей, мышления, воображения, внимания. «Плохая» память, по мнению психологов, объясняется нередко тем, что отсутствует интерес к данной области знаний, и может сочетаться с хорошим запоминанием того, что интересно ребёнку.

На помощь, в таких ситуациях, к педагогу приходит мнемотехника. В целом мнемотехника – это совокупность различных методов и приемов, которые позволяют связанно строить речь и легче запоминать большие объемы информации.  Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая все больше их умственные способности, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

Затем переходим от мнемодорожек к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.  

На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д.

Благодаря работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по мнемотаблицам они легко запоминают сказки, потешки, небольшие стишки. В мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки.

 В работе с детьми старшей группы детского сада схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл.

На первом этапе работы по мнемотаблице происходит изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений. Затем, имеющаяся информация на картинке переходит в образы. И на завершающем этапе по предоставленной мнемотаблице пересказывают сказку, рассказ или описывают какой либо предмет.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, посуде, одежде, птицах, насекомых и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Список литературы

  1. Белоусова Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто»- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  2. Большевой Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».- Детство-Пресс, 2005.
  3. Боровских Л. А. «Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей».- М. АРКТИ, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.Изнач...

План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....

План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»

План работы по самообразованию на  2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»          ...

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ОНР», из опыта работы. Для педагогов ДОУ.

Одно из направлений всестороннего развития детей дошкольного возраста -  формирование речевых навыков. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ  воспитания...

На тему: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников».

Цель: Выявить эффективность использования мнемотехники и развитии связной речи у детей...