Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шабалкина Татьяна Васильевна

Конспект занятия в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

                       организованной образовательной деятельности

             Образовательная область: «Речевое развитие»  

                  Тема: «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Цель: совершенствование умения пересказывать рассказ по мнемотаблице.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах;

- активизировать и расширять словарный запас по теме «Зима»;

- продолжать учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.

Коррекционно-развивающие: 

- продолжать развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память;

- продолжать развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности,   умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; - продолжать развивать тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением;

- продолжать развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;  - воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Средства реализации:  доска, снежок, снежинки

Демонстрационный материал:  схема - мнемотаблица, картинки с изображением зимы, зимних забав.

Раздаточный материал: цветные карандаши, раскраска «Елочка»

Активизация словаря: зима, снег, снегопад, мороз, ветер, лед,  снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, заморозила, замела, заледенела.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о зиме

Методические приемы: словесный, наглядный, художественное слово, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, чтение чистоговорок

Ход ООД: 

Орг.момент. Дети стоят в кругу.

1. Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку, попробуйте ее повторить:

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,

ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

- Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. 

2.Мы сделаем массаж «Неболейка». (массаж биологически активных зон)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело    

(дети поглаживают ладонями  шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать  

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком    

(прикладывают ладони «козырьком» и растирают  его  движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй  ушки ты и шею

 (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!  

(потирают  ладони)

Дети садятся.

 3. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и узнайте, о чем мы с вами будем разговаривать. Итак, послушайте загадку.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила.
 (Зима).

Короткая беседа по вопросам:

1) Ребята, о чем эта загадка? (О зиме). На доску выложить картинку о зиме

2)Давайте вспомним названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)

3)Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).

4) Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

5)Чем можно зимой заниматься? (снежки, лыжи, коньки и санки)

 6)Назовите зимние праздники? (Новый год, Рождество, День защитника Отечества, крещение)

7)Что зимой делает медведь? (спит)

8) Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве? (белка)

9) У кого вместо носа – морковка? (у снеговика)

10) Как зовут внучку Дедушки Мороза? (Снегурочка)

11) Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)

 Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег.

Снежинки на улице (что делают?) – кружатся, летают, порхают и т.д.

А как называется зимнее явление, когда идет много снега. (снегопад)

- Посмотрите, ребята к нам прилетели настоящие снежинки.

4.На доске снежинки с загадками:

1) Словно в сказке, как во сне

    Землю всю укутал ….. (снег)

2) С неба все скользят пушинки,

    Серебристые ….   (снежинки)

3) На поселки, на лужок

    Тихо падает ….. (снежок)

4) Все бегут вперегонки

    Все хотят играть в …. (снежки)

5) Словно в белый пуховик

    Нарядился …. (снеговик)

4.«Назови ласково» (со снежком)

Снежинки улетели, а я приглашаю вас поиграть в игру («Назови ласково»)

- Комочек маленький поймай и словечко приласкай! Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?
Зима  - зимушка.

Снег – снежок

Лёд – (ледок).  

Мороз – морозец

Сосулька – сосулечка

Горка – горочка

Ветер – ветерок

Снежинка – снежиночка

Дерево – деревце

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

5Упражнение «Назови действие». Я буду говорить незаконченное предложение, а вы должны договорить несказанное мной слово.

  • Зимой метель… (метёт).
  • Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
  • Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
  • В лесу зимой голодный волк… (воет).
  • На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
  • Мороз щёки и нос… (щиплет).
  • Зимой вода в реке.… (замерзает).
  •  Деревья зимой… (спят).
  • Лепить из снега…     (снеговика)
  • Кататься с горки на …  (санках)
  • На катке кататься на… (коньках)
  • Съехать на санках с…(горки)
  • По лыжне кататься на…(лыжах)
  • Зимой строить крепость из…(снега)
  • Мороз рисует узор на …(окне)
  • Положить птицам зёрна в…(кормушку) 
  • Под снегом травка зимой… (греется).
  • Зимой насекомые… (прячутся).

6. «Скажи наоборот»

- Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Летом дни жаркие, а зимой….

Снег мягкий, а лед …

Одни сосульки длинные, а другие …

Одна снежинка большая, а другая ….

Весной лед на реке тонкий, а зимой ….

7. Сейчас мы проведем   физкультминутку « Зима».
Наконец пришла зима  (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома,   (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт,   (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт,   (Имитируют)
Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют)
И играем все в снежки.    (Лепят и бросают снежки) 

 8. Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

Воспитатель: Я сейчас прочитаю рассказ, а вы  потом должны повторить за мной.

1.Чтение воспитателем текста и демонстрация мнемотаблицы

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года? (зима)
  • Где лежит снег? (всюду)
  • Какой снег? (белый, пушистый)
  • Какая погода на улице? (холодно)
  • Как они оделись? (тепло)
  • Куда пошли дети? (гулять)
  • Что делали дети на прогулке? (покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика)
  • Нравиться ли детям гулять зимой? (да)

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Вы сегодня постарались, составили рассказ.    

9. В конце занятия можно предложить раскрасить детям новогоднюю елочку.

Перед этим сделать пальчиковую гимнастику

«Пальчиковая гимнастика»

Давайте расскажем о наших зимних забавах и выполним пальчиковую гимнастику:

Пальчик – мальчик, где ты был?        (сжимать и разжимать кулачки)

Где ты с братцами ходил?

С этим я в снегу валялся,

С этим с горочки катался,                       (загибать пальцы по одному)

С этим по лесу гулял,

С этим я в снежки играл,

Все мы пальчики – друзья,                 (сжимать и разжимать кулачки)

Где один – там и я!

Итог.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу.

  • О каком времени года мы говорили?
  • В какие игры можно играть зимой?
  • На  чем можно кататься зимой?  
  • О чем мы пересказывали рассказ?
  • Какое задание понравилось больше всего?
  • Какое задание было сложным для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима» (используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, Физическая культура)

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима»(используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей разновозрастной группе. «Зимушка – зима»

Зимушка – зима.Непосредственная организованная деятельностьмладшая разновозрастная группа. Тема. Зимушка – зима.         Возраст обучающихся: 4...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: «Зимушка-зима"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Зимушка-зима"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Здравствуй, зимушка зима!» в средней группе.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи  на тему: Здравствуй, зимушка зима!"...