«Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». «Глупый осудит, а умный-рассудит».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Погосян Кристина Генадиевна

Цель: Способность формированию навыка эмоционально воспринимать, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.

Задача: Способность формированию у детей нравственных качеств: доброжелательности, умение рассуждать по справедливости, умения оценивать поступки других и свои; чувства справедливости.

Оборудование: магнитная доска, иллюстрации к сказке, аппликационное дерево.

Вводная часть (мотивация)

-Здравствуйте, ребята. А вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей: осень). А мы с вами знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и я для вас сорвала самое красивое яблоко.

- А вы любите яблоки? (ответы). И я люблю!

- Как же нам быть? Яблоко одно, а нас много!? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Яблоко».

- Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева «Яблоко». (рассматривают). Здесь звери попали в такую же ситуацию, как у нас. Видите, яблоко одно, а зверей много! И медведь задумался, что же делать?

Ребята, а мне очень интересно, как поступили звери в сказке! А вы хотите узнать? Как же нам это сделать?

Основная часть

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

-Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется. — Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? (Действительно, как это яблоко может бегать и шипеть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. (Вот оказывается, что случилось!)

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул (пауза- договаривание) Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона. (Как же быть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку. (Вот как нужно поступить!)

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал (пауза-договаривание) Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек (пауза-договаривание) Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек (пауза-договаривание) Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Теперь, предлагаю поиграть.

Игра «Какое яблоко?» с мячом (Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом: «Какое яблоко?». Дети возвращают мяч с ответом.)

Заключительная часть

Беседа по иллюстрациям книги:

-Кто нашел яблоко?

-Почему яблоко «побежало»?

-Из-за чего лесные жители поссорились?

-Как вел себя Заяц вначале? Как можно его назвать?

-Как вела себя вначале Ворона? Как можно назвать Ворону (насмешница, воровка)

- Как вел себя вначале Ёжик? Как мы можем его назвать? (трусишка)

- Кто помог рассудить спор?

- Как Медведь всех помирил?

- Как думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему? (никого не обидели)

- Какую сказку мы прочитали?

- Что ты узнал из сказки «Яблоко»? (индивидуальный вопрос)(историю примирения, как все подружились, остались довольны, разделили поровну)

- А что значит справедливо? (индивидуальный вопрос). Это от слова «правда», правильно. Кто в сказке поступил справедливо?

- Кто у тебя. … дома справедливый, умный, добрый…?

- Как бы ты поступил в данной ситуации?

Самостоятельная деятельность

А у меня для вас есть картина с вот такой красивой яблоней (заготовка для коллективной аппликация с изображением яблок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yabloko.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Радуга»

391110, Рязанская область, г. Рыбное, пер. Свободы, д.5

Конспект открытого занятия

«Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего».

«Глупый осудит, а умный-рассудит».

Провела воспитатель:

 Погосян Кристина Генадиевна

Рыбное, 2022г.

Цель: Способность формированию навыка эмоционально воспринимать, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.

Задача: Способность формированию у детей нравственных качеств: доброжелательности, умение рассуждать по справедливости, умения оценивать поступки других и свои; чувства справедливости.

Оборудование: магнитная доска, иллюстрации к сказке, аппликационное дерево. 

Вводная часть (мотивация)

-Здравствуйте, ребята. А вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей: осень). А мы с вами знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и я для вас сорвала самое красивое яблоко.

- А вы любите яблоки? (ответы). И я люблю!

- Как же нам быть? Яблоко одно, а нас много!? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Яблоко».

- Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева «Яблоко». (рассматривают). Здесь звери попали в такую же ситуацию, как у нас. Видите, яблоко одно, а зверей много! И медведь задумался, что же делать?

Ребята, а мне очень интересно, как поступили звери в сказке! А вы хотите узнать? Как же нам это сделать?

Основная часть

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

-Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется. — Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? (Действительно, как это яблоко может бегать и шипеть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. (Вот оказывается, что случилось!)

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул (пауза- договаривание) Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона. (Как же быть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку. (Вот как нужно поступить!)

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал (пауза-договаривание) Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек (пауза-договаривание) Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек (пауза-договаривание) Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Теперь, предлагаю поиграть.

Игра «Какое яблоко?» с мячом (Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом: «Какое яблоко?». Дети возвращают мяч с ответом.)

Заключительная часть

Беседа по иллюстрациям книги:

-Кто нашел яблоко?

-Почему яблоко «побежало»?

-Из-за чего лесные жители поссорились?

-Как вел себя Заяц вначале? Как можно его назвать?

-Как вела себя вначале Ворона? Как можно назвать Ворону (насмешница, воровка)

- Как вел себя вначале Ёжик? Как мы можем его назвать? (трусишка)

- Кто помог рассудить спор?

- Как Медведь всех помирил?

- Как думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему? (никого не обидели)

- Какую сказку мы прочитали?

- Что ты узнал из сказки «Яблоко»? (индивидуальный вопрос)(историю примирения, как все подружились, остались довольны, разделили поровну)

- А что значит справедливо? (индивидуальный вопрос). Это от слова «правда», правильно. Кто в сказке поступил справедливо?

- Кто у тебя. … дома справедливый, умный, добрый…?

- Как бы ты поступил в данной ситуации?

Самостоятельная деятельность

А у меня для вас есть картина с вот такой красивой яблоней (заготовка для коллективной аппликация с изображением яблок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по краеведению «Большое путешествие в космос, по малой и большой Родине, по стране Геральдике»

Цель: Закреплять и расширять знания о космосе, о планете Земля, о малой и большой Родине, о науке геральдике, о символах нашей страны. Повышать интерес к русской истории, способствовать формированию у...

Дидактическая карточная игра " У кого больше предметов"

Дидактическая карточная игра, направленная на автоматизацию звука [Р] в начале слова....

Освоение понятий больше -меньше, большой -маленький, один –мало -много.

Основы математического развития в младшей группе...

Методическая разработка "Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен"

Занятие по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательной деятельности на тему: «У кого из вас, ребята, больше друзей? (о диких животных)».

Обобщить знания детей о диких животных, углубить и расширить их представления о жизни животных, их внешнем виде, повадках, пище, местах обитания. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жи...

«Тот, кто жаден - в дружбе не ладен»

Конспект занятия с исльзованем средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников...