«Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». «Глупый осудит, а умный-рассудит».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Способность формированию навыка эмоционально воспринимать, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.
Задача: Способность формированию у детей нравственных качеств: доброжелательности, умение рассуждать по справедливости, умения оценивать поступки других и свои; чувства справедливости.
Оборудование: магнитная доска, иллюстрации к сказке, аппликационное дерево.
Вводная часть (мотивация)
-Здравствуйте, ребята. А вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей: осень). А мы с вами знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и я для вас сорвала самое красивое яблоко.
- А вы любите яблоки? (ответы). И я люблю!
- Как же нам быть? Яблоко одно, а нас много!? (ответы детей)
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Яблоко».
- Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева «Яблоко». (рассматривают). Здесь звери попали в такую же ситуацию, как у нас. Видите, яблоко одно, а зверей много! И медведь задумался, что же делать?
Ребята, а мне очень интересно, как поступили звери в сказке! А вы хотите узнать? Как же нам это сделать?
Основная часть
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
-Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется. — Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? (Действительно, как это яблоко может бегать и шипеть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. (Вот оказывается, что случилось!)
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл?
— Я! — сказал (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул (пауза- договаривание) Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона. (Как же быть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку. (Вот как нужно поступить!)
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал (пауза-договаривание) Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек (пауза-договаривание) Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек (пауза-договаривание) Ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Теперь, предлагаю поиграть.
Игра «Какое яблоко?» с мячом (Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом: «Какое яблоко?». Дети возвращают мяч с ответом.)
Заключительная часть
Беседа по иллюстрациям книги:
-Кто нашел яблоко?
-Почему яблоко «побежало»?
-Из-за чего лесные жители поссорились?
-Как вел себя Заяц вначале? Как можно его назвать?
-Как вела себя вначале Ворона? Как можно назвать Ворону (насмешница, воровка)
- Как вел себя вначале Ёжик? Как мы можем его назвать? (трусишка)
- Кто помог рассудить спор?
- Как Медведь всех помирил?
- Как думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему? (никого не обидели)
- Какую сказку мы прочитали?
- Что ты узнал из сказки «Яблоко»? (индивидуальный вопрос)(историю примирения, как все подружились, остались довольны, разделили поровну)
- А что значит справедливо? (индивидуальный вопрос). Это от слова «правда», правильно. Кто в сказке поступил справедливо?
- Кто у тебя. … дома справедливый, умный, добрый…?
- Как бы ты поступил в данной ситуации?
Самостоятельная деятельность
А у меня для вас есть картина с вот такой красивой яблоней (заготовка для коллективной аппликация с изображением яблок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yabloko.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Радуга»
391110, Рязанская область, г. Рыбное, пер. Свободы, д.5
Конспект открытого занятия
«Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего».
«Глупый осудит, а умный-рассудит».
Провела воспитатель:
Погосян Кристина Генадиевна
Рыбное, 2022г.
Цель: Способность формированию навыка эмоционально воспринимать, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.
Задача: Способность формированию у детей нравственных качеств: доброжелательности, умение рассуждать по справедливости, умения оценивать поступки других и свои; чувства справедливости.
Оборудование: магнитная доска, иллюстрации к сказке, аппликационное дерево.
Вводная часть (мотивация)
-Здравствуйте, ребята. А вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей: осень). А мы с вами знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и я для вас сорвала самое красивое яблоко.
- А вы любите яблоки? (ответы). И я люблю!
- Как же нам быть? Яблоко одно, а нас много!? (ответы детей)
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Яблоко».
- Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева «Яблоко». (рассматривают). Здесь звери попали в такую же ситуацию, как у нас. Видите, яблоко одно, а зверей много! И медведь задумался, что же делать?
Ребята, а мне очень интересно, как поступили звери в сказке! А вы хотите узнать? Как же нам это сделать?
Основная часть
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
-Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется. — Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? (Действительно, как это яблоко может бегать и шипеть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. (Вот оказывается, что случилось!)
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл?
— Я! — сказал (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул (пауза- договаривание) Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона. (Как же быть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку. (Вот как нужно поступить!)
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал (пауза-договаривание) Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек (пауза-договаривание) Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек (пауза-договаривание) Ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Теперь, предлагаю поиграть.
Игра «Какое яблоко?» с мячом (Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом: «Какое яблоко?». Дети возвращают мяч с ответом.)
Заключительная часть
Беседа по иллюстрациям книги:
-Кто нашел яблоко?
-Почему яблоко «побежало»?
-Из-за чего лесные жители поссорились?
-Как вел себя Заяц вначале? Как можно его назвать?
-Как вела себя вначале Ворона? Как можно назвать Ворону (насмешница, воровка)
- Как вел себя вначале Ёжик? Как мы можем его назвать? (трусишка)
- Кто помог рассудить спор?
- Как Медведь всех помирил?
- Как думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему? (никого не обидели)
- Какую сказку мы прочитали?
- Что ты узнал из сказки «Яблоко»? (индивидуальный вопрос)(историю примирения, как все подружились, остались довольны, разделили поровну)
- А что значит справедливо? (индивидуальный вопрос). Это от слова «правда», правильно. Кто в сказке поступил справедливо?
- Кто у тебя. … дома справедливый, умный, добрый…?
- Как бы ты поступил в данной ситуации?
Самостоятельная деятельность
А у меня для вас есть картина с вот такой красивой яблоней (заготовка для коллективной аппликация с изображением яблок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по краеведению «Большое путешествие в космос, по малой и большой Родине, по стране Геральдике»
Цель: Закреплять и расширять знания о космосе, о планете Земля, о малой и большой Родине, о науке геральдике, о символах нашей страны. Повышать интерес к русской истории, способствовать формированию у...
Дидактическая карточная игра " У кого больше предметов"
Дидактическая карточная игра, направленная на автоматизацию звука [Р] в начале слова....
Освоение понятий больше -меньше, большой -маленький, один –мало -много.
Основы математического развития в младшей группе...
Методическая разработка "Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен"
Занятие по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по познавательной деятельности на тему: «У кого из вас, ребята, больше друзей? (о диких животных)».
Обобщить знания детей о диких животных, углубить и расширить их представления о жизни животных, их внешнем виде, повадках, пище, местах обитания. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жи...
«Тот, кто жаден - в дружбе не ладен»
Конспект занятия с исльзованем средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников...