Кто щедрый – тот в дружбе первый, кто жаден – тот в дружбе неладен
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Становова Елена Валерьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhirik.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия

«Кто щедрый – тот в дружбе первый,

 кто жаден – тот в дружбе неладен»

- Сегодня, ребята, мы поговорим о нас, о том, какие мы, т.е. о нашем характере, о нашем поведении. Вот вы уже не первый год вместе друг с другом. Вы вместе трудитесь, вместе отдыхаете, наблюдаете друг за другом. Т.е. я с уверенностью могу продолжить, что многое знаете друг о друге, можете рассказать друг о друге, кто как поведет себя в данной ситуации.

- Какие вы знаете черты характера? (упрямство, трудолюбие, ленность, лживость, доброта, равнодушие, трусость, скромность, правдивость, эгоизм, жесткость, зависть).

- О каком качестве характера мы будем говорить, вы поймете, когда решим с вами кроссворд.

( решаем)

Правильно, ключевое слово щедрость.

(слайд 1)

Что мы можем сказать про щедрого человека? Какой он, этот щедрый человек?

( слайд 2)

Да, щедрый человек готов поделиться тем, что у него есть с друзьями. Он дарит подарки совершенно бескорыстно, не рассчитывая получить что – то взамен. Как в стихотворении

(слайд 3)

Мы купили самокат,

Я позвал во двор ребят.

Взял сестру и братца –

Будем все кататься.

Мы играли очень дружно

Радостью делиться нужно.

- Как вы думаете, получилась бы у ребят веселая игра, если бы мальчик катался на нем один и никому не давал?

(слайд 4)

- А какие синонимы, т.е. слова, похожие по смыслу, подходят к слову щедрость? (доброта, забота, внимание).

- Да, щедрый человек радуется, когда делает подарки другим. Он счастлив, когда у друга появляется что – то хорошее в жизни. Он не ждет ответной благодарности, он всегда желает добро другим людям.

- А сейчас, ребята, давайте встанем в круг. У нас это не просто круг, а круг радости. Будем передавать эту палочку и говорить хорошее пожелание друг другу.

- Я желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра.

(радости, красоты, хороших отметок, улыбок, друзей).

(сели)

- Вы сказали очень хорошие и добрые пожелания. А знаете один секрет?

- Когда человек говорит друг другу пожелания искренне, от всей души желает щедр, то пожелания обязательно исполняются. Но есть три условия, которые соблюдает человек, который щедр по – настоящему.

(слайд 5)

  1. Делиться всем, не думая о своей щедрости.
  2. Не ждать ничего взамен.
  3. Доверять, не питать в душе подозрений.

А вот какое противоположное чувство, как оно называется, вы скажете после того, как послушаете стихотворение.

(слайд 6)

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее жадно от всех в уголке.

Кто, выйдя во двор никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде.

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем, ни за что не поделится?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище – жадина.

Как вы думаете, кто такой жадина?

( ответы детей)

В словаре Ожегова жадность – неудержимое стремление удовлетворить какое – либо желание.

( слайд 7)

- К чему человек проявляет жадность? (к деньгам, к еде, к игрушкам, т.е. ко всему, чем человек может поделиться с другими).

Конечно, люди не любят жадных людей. Русский народ сложил о них пословицы. Например:

(слайд 8)

Жаден, как волк,

И труслив, как заяц.

- Давайте вместе объясним смысл этой пословицы: (мы ведь знаем, что волк порой заглатывает огромные куски добычи, ну а зайца всегда считают трусливым).

Жадный богач беднее нищего.

(говорят дети)

Да, здесь говорится о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей. А ведь именно друзьями мы с вами богаты. А как еще называют жадных людей? (жмот, жмотина, скряга, скупой, скряга).

- Как вы думаете, легко ли жить жадному человеку?( одиноко, жадный человек думает об одном, чтобы еще побольше получить).

Я уже говорила, что русский народ сложил много пословиц не только о жадности, но и о щедрости. И вы много таких пословиц знаете. У вас на столе карточки. Я буду говорить начало пословицы, а у кого продолжение – тот прочтет.

  1. Жадность – всякому горю начало.
  2. Глаза завидущие, руки загребущие.
  3. Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
  4. Не будь щедр на слова, будь щедр на боевые дела.
  5. От мяса желудок сыт, от внимания – душа.
  6. Кто щедрый, тот в дружбе первый.
  7. Жадный плачет от зависти, а добрый от жалости.
  8. Жадный богач беднее нищего.

Давайте рассмотрим 2 ситуации: внимательно слушайте и запоминайте:

  1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка поставила на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Мальчик подошел к ней и предложил свою помощь – донести пакет в дом. Мальчик помог донести пакет, хотя ему было не по пути. Только бабушка собралась мальчика поблагодарить, угостить его, как мальчика возле нее не оказалось.
  2. Как – то старушка – соседка попросила мальчика купить для нее в магазине буханку хлеба. Он согласился, но сказал, что за это она должна его поблагодарить.

Проанализируйте ситуацию и скажите, как совершались эти поступки.

(1 случай – бескорыстно, а во 2 – ом – с выгодой для себя).

А как бы вы поступили на месте мальчиков?

(слайд 9)

- Творите добро ради самого добра!

Вспомните, пожалуйста, как называется сказка о волшебном цветке и кто ее автор? Как звали девочку?

(слайд 10)

Кому и как помогла девочка в этой сказке? (дети говорят). А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка, если бы такой оказался у вас? (ответы детей). А какими качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он щедрый? (ответы детей).

Вот как раз, о щедрости души, о дружбе и наш танец.

Внимание! На столе синие и красные кружки.  Я буду называть действие, а вы будете поднимать кружки. Если действие щедрого человека – красный, если нет – синий.

Начинаем!

Является ли щедрым человек, который:

  1. Всегда делится тем, что имеет? (красный)
  2. Ждет ответной благодарности.
  3. Радуется, когда дарит подарки.
  4. Подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям.
  5. Счастлив, когда у другого появляется что – то хорошее.
  6. Всегда напоминает о том, что кому – то что – то подарил.

А бывают случаи, когда человек не дает другому свою вещь, а на просьбу дай, пожалуйста отвечает словом нет! И при этом этого человека не назовешь жадиной. В каких случаях такое бывает? (рассуждения детей).

Ситуация:

Таня пришла в гости к Оле. Когда они играли, с ее косички слетела резинка. Таня попросила: «Дай мне, пожалуйста, расческу». «Извини, Таня, расческу я тебе дать не могу» - ответила Оля. «Жадина» - обиделась Таня. Права ли была Оля? А почему? Если кто – то из друзей просит ваше полотенце, зубную щетку, кружку, тапки, то вы вправе сказать ему «Нет». Ведь это ваши личные вещи, они должны быть у каждого человека свои, индивидуальные. Через полотенце могут передаваться глазные болезни, через зубную щетку – болезни рта, носа, уха. А надеть чужую обувь – можно подцепить грибок. Чтобы вас не сочли жадным, объясните друзьям. Подумайте еще, когда можно еще ответить отказом на просьбу и не проявлять при этом жадность.

Твой одноклассник просит списать с тебя задание. Как вы поступите? (нет, списать я тебе не дам, а на перемене объясню решение этой задачи).

Понятно, что ответить другу «нет» - непросто, но нужно уметь отвечать так в определенных случаях.

А скажите, пожалуйста, какая бы пословица подошла к теме нашего разговора? (кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен). Как вы ее понимаете? Какой же человек годится для дружбы? С каким человеком вы хотели бы дружить?

- А каким человеком вы назвали бы себя? Не спешите отвечать. Подумайте. И если кто – то считает себя немного жадным, но вам стыдно признаться – не беда. Знаете почему? Потому что любой человек, если захочет, может стать другим, и жадный превратится в щедрого. Такие чудеса в ваших силах.

Согласитесь, народ мудр, сказал нескладен, т.е.жадный человек для дружбы не годится.

Заканчивая наш разговор, скажите, каким человеком надо быть, что бы и тебе, и тем, кто рядом, было хорошо? (добрым).

(слайд 11)

Да, чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить только для себя.

Никто не знает наперед,

Кого и с кем судьба сведет.

Кто будет друг, а кто будет враг,

А кто знакомый просто так.

Кто осчастливит, кто предаст

Кто обретет, кто все отдаст.

Кто пожалеет дел и слов,

А кто разделит хлеб и кров.

(слова Л.Н.Толстого)

(слайд 12)

Песня «Мы желаем счастья Вам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые уроки дружбы. Как научить детей знакомиться?

Умение знакомиться - это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы....

Первая дружба

Консультация для родителей на тему важности первой дружбы для детей...

Конспект-занятия НОД в первой младшей группе на тему :"Дружба"

Конспект-занятия НОД в первой младшей группе "Дружба"...

Краткосрочный проект в старше -подготовительной группе «Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем!»

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть е...

Методическая разработка "Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен"

Занятие по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной к школе группе....

«Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». «Глупый осудит, а умный-рассудит».

Цель: Способность формированию навыка эмоционально воспринимать, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.Задача: Способность формированию у детей нравственных качеств: доброжелате...

«Тот, кто жаден - в дружбе не ладен»

Конспект занятия с исльзованем средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников...