Кто щедрый – тот в дружбе первый, кто жаден – тот в дружбе неладен
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект проведения занятия
«Кто щедрый – тот в дружбе первый,
кто жаден – тот в дружбе неладен»
- Сегодня, ребята, мы поговорим о нас, о том, какие мы, т.е. о нашем характере, о нашем поведении. Вот вы уже не первый год вместе друг с другом. Вы вместе трудитесь, вместе отдыхаете, наблюдаете друг за другом. Т.е. я с уверенностью могу продолжить, что многое знаете друг о друге, можете рассказать друг о друге, кто как поведет себя в данной ситуации.
- Какие вы знаете черты характера? (упрямство, трудолюбие, ленность, лживость, доброта, равнодушие, трусость, скромность, правдивость, эгоизм, жесткость, зависть).
- О каком качестве характера мы будем говорить, вы поймете, когда решим с вами кроссворд.
( решаем)
Правильно, ключевое слово щедрость.
(слайд 1)
Что мы можем сказать про щедрого человека? Какой он, этот щедрый человек?
( слайд 2)
Да, щедрый человек готов поделиться тем, что у него есть с друзьями. Он дарит подарки совершенно бескорыстно, не рассчитывая получить что – то взамен. Как в стихотворении
(слайд 3)
Мы купили самокат,
Я позвал во двор ребят.
Взял сестру и братца –
Будем все кататься.
Мы играли очень дружно
Радостью делиться нужно.
- Как вы думаете, получилась бы у ребят веселая игра, если бы мальчик катался на нем один и никому не давал?
(слайд 4)
- А какие синонимы, т.е. слова, похожие по смыслу, подходят к слову щедрость? (доброта, забота, внимание).
- Да, щедрый человек радуется, когда делает подарки другим. Он счастлив, когда у друга появляется что – то хорошее в жизни. Он не ждет ответной благодарности, он всегда желает добро другим людям.
- А сейчас, ребята, давайте встанем в круг. У нас это не просто круг, а круг радости. Будем передавать эту палочку и говорить хорошее пожелание друг другу.
- Я желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра.
(радости, красоты, хороших отметок, улыбок, друзей).
(сели)
- Вы сказали очень хорошие и добрые пожелания. А знаете один секрет?
- Когда человек говорит друг другу пожелания искренне, от всей души желает щедр, то пожелания обязательно исполняются. Но есть три условия, которые соблюдает человек, который щедр по – настоящему.
(слайд 5)
- Делиться всем, не думая о своей щедрости.
- Не ждать ничего взамен.
- Доверять, не питать в душе подозрений.
А вот какое противоположное чувство, как оно называется, вы скажете после того, как послушаете стихотворение.
(слайд 6)
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее жадно от всех в уголке.
Кто, выйдя во двор никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде.
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем, ни за что не поделится?
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище – жадина.
Как вы думаете, кто такой жадина?
( ответы детей)
В словаре Ожегова жадность – неудержимое стремление удовлетворить какое – либо желание.
( слайд 7)
- К чему человек проявляет жадность? (к деньгам, к еде, к игрушкам, т.е. ко всему, чем человек может поделиться с другими).
Конечно, люди не любят жадных людей. Русский народ сложил о них пословицы. Например:
(слайд 8)
Жаден, как волк,
И труслив, как заяц.
- Давайте вместе объясним смысл этой пословицы: (мы ведь знаем, что волк порой заглатывает огромные куски добычи, ну а зайца всегда считают трусливым).
Жадный богач беднее нищего.
(говорят дети)
Да, здесь говорится о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей. А ведь именно друзьями мы с вами богаты. А как еще называют жадных людей? (жмот, жмотина, скряга, скупой, скряга).
- Как вы думаете, легко ли жить жадному человеку?( одиноко, жадный человек думает об одном, чтобы еще побольше получить).
Я уже говорила, что русский народ сложил много пословиц не только о жадности, но и о щедрости. И вы много таких пословиц знаете. У вас на столе карточки. Я буду говорить начало пословицы, а у кого продолжение – тот прочтет.
- Жадность – всякому горю начало.
- Глаза завидущие, руки загребущие.
- Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
- Не будь щедр на слова, будь щедр на боевые дела.
- От мяса желудок сыт, от внимания – душа.
- Кто щедрый, тот в дружбе первый.
- Жадный плачет от зависти, а добрый от жалости.
- Жадный богач беднее нищего.
Давайте рассмотрим 2 ситуации: внимательно слушайте и запоминайте:
- Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка поставила на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Мальчик подошел к ней и предложил свою помощь – донести пакет в дом. Мальчик помог донести пакет, хотя ему было не по пути. Только бабушка собралась мальчика поблагодарить, угостить его, как мальчика возле нее не оказалось.
- Как – то старушка – соседка попросила мальчика купить для нее в магазине буханку хлеба. Он согласился, но сказал, что за это она должна его поблагодарить.
Проанализируйте ситуацию и скажите, как совершались эти поступки.
(1 случай – бескорыстно, а во 2 – ом – с выгодой для себя).
А как бы вы поступили на месте мальчиков?
(слайд 9)
- Творите добро ради самого добра!
Вспомните, пожалуйста, как называется сказка о волшебном цветке и кто ее автор? Как звали девочку?
(слайд 10)
Кому и как помогла девочка в этой сказке? (дети говорят). А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка, если бы такой оказался у вас? (ответы детей). А какими качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он щедрый? (ответы детей).
Вот как раз, о щедрости души, о дружбе и наш танец.
Внимание! На столе синие и красные кружки. Я буду называть действие, а вы будете поднимать кружки. Если действие щедрого человека – красный, если нет – синий.
Начинаем!
Является ли щедрым человек, который:
- Всегда делится тем, что имеет? (красный)
- Ждет ответной благодарности.
- Радуется, когда дарит подарки.
- Подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям.
- Счастлив, когда у другого появляется что – то хорошее.
- Всегда напоминает о том, что кому – то что – то подарил.
А бывают случаи, когда человек не дает другому свою вещь, а на просьбу дай, пожалуйста отвечает словом нет! И при этом этого человека не назовешь жадиной. В каких случаях такое бывает? (рассуждения детей).
Ситуация:
Таня пришла в гости к Оле. Когда они играли, с ее косички слетела резинка. Таня попросила: «Дай мне, пожалуйста, расческу». «Извини, Таня, расческу я тебе дать не могу» - ответила Оля. «Жадина» - обиделась Таня. Права ли была Оля? А почему? Если кто – то из друзей просит ваше полотенце, зубную щетку, кружку, тапки, то вы вправе сказать ему «Нет». Ведь это ваши личные вещи, они должны быть у каждого человека свои, индивидуальные. Через полотенце могут передаваться глазные болезни, через зубную щетку – болезни рта, носа, уха. А надеть чужую обувь – можно подцепить грибок. Чтобы вас не сочли жадным, объясните друзьям. Подумайте еще, когда можно еще ответить отказом на просьбу и не проявлять при этом жадность.
Твой одноклассник просит списать с тебя задание. Как вы поступите? (нет, списать я тебе не дам, а на перемене объясню решение этой задачи).
Понятно, что ответить другу «нет» - непросто, но нужно уметь отвечать так в определенных случаях.
А скажите, пожалуйста, какая бы пословица подошла к теме нашего разговора? (кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен). Как вы ее понимаете? Какой же человек годится для дружбы? С каким человеком вы хотели бы дружить?
- А каким человеком вы назвали бы себя? Не спешите отвечать. Подумайте. И если кто – то считает себя немного жадным, но вам стыдно признаться – не беда. Знаете почему? Потому что любой человек, если захочет, может стать другим, и жадный превратится в щедрого. Такие чудеса в ваших силах.
Согласитесь, народ мудр, сказал нескладен, т.е.жадный человек для дружбы не годится.
Заканчивая наш разговор, скажите, каким человеком надо быть, что бы и тебе, и тем, кто рядом, было хорошо? (добрым).
(слайд 11)
Да, чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить только для себя.
Никто не знает наперед,
Кого и с кем судьба сведет.
Кто будет друг, а кто будет враг,
А кто знакомый просто так.
Кто осчастливит, кто предаст
Кто обретет, кто все отдаст.
Кто пожалеет дел и слов,
А кто разделит хлеб и кров.
(слова Л.Н.Толстого)
(слайд 12)
Песня «Мы желаем счастья Вам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые уроки дружбы. Как научить детей знакомиться?
Умение знакомиться - это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы....
Первая дружба
Консультация для родителей на тему важности первой дружбы для детей...
Конспект-занятия НОД в первой младшей группе на тему :"Дружба"
Конспект-занятия НОД в первой младшей группе "Дружба"...
Краткосрочный проект в старше -подготовительной группе «Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем!»
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть е...
Методическая разработка "Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен"
Занятие по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной к школе группе....
«Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». «Глупый осудит, а умный-рассудит».
Цель: Способность формированию навыка эмоционально воспринимать, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.Задача: Способность формированию у детей нравственных качеств: доброжелате...
«Тот, кто жаден - в дружбе не ладен»
Конспект занятия с исльзованем средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников...