Речевой тренажер "Соберем урожай"
тренажёр по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Речевой тренажер способствует развитию речевых и познавательных способностей детей посредством развивающих игр и заданий по теме "Уборка урожая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_trenazher.docx228.47 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой тренажер «Соберем урожай»

C:\Users\Елена\Desktop\1670605889852.jpg    C:\Users\Елена\Desktop\1670605889881.jpg

Цель создания речевого тренажера: развитие речевых и познавательных способностей детей посредством развивающих  игр и заданий, создание условий для обобщения и систематизации знаний детей  по теме «Уборка урожая».

 

Задачи:

  • Закрепить и обобщить знания детей  об овощах, фруктах и ягодах;
  • Формировать у детей представления о саде и огороде, учить различать овощи,  фрукты, ягоды, определять места их произрастания;
  • Обогащать лексику детей прилагательными и глаголами; развивать навыки словообразования и словоизменения;
  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений,  память, мышление, внимание;
  • Развивать умение составлять описательные рассказы;
  • Развивать фонематические представления, автоматизировать поставленные звуки;
  • Вызывать положительные эмоции, воспитывать интерес к игровой деятельности.

Актуальность этого тренажера заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового тренажера облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность тренажера выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Благодаря использованию игр с картинками на липучках и на магнитах, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Так как у детей с речевыми нарушениями отмечается моторная неловкость, то использование тренажера в качестве логомишени, способствует развитию точности и координации движений, общей и мелкой моторики.

Таким образом, работа с данным тренажером позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя-логопеда и продуктивно использовать его на занятиях с учетом здоровьесберегающих технологий.

Речевой тренажер «Соберем урожай» предназначен для детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Формы работы с детьми при использовании тренажера:

индивидуально с одним ребенком;

с подгруппой детей.

Речевой тренажер  может  использоваться:

-как для совместной игровой деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности детьми;

- как часть занятия (НОД), в режимные моменты;

-другими  педагогами, воспитателями.+❤ В Мои закладки

Содержание  речевого тренажера:

Речевой тренажер «Собираем урожай» помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, общей и мелкой моторики, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

Тренажер имеет две рабочие поверхности, что дает возможность использовать  наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок  на липучках и на магнитах, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Дидактическая игра «Посадим урожай»

Цель: развивать познавательную активность, мелкую моторику рук, закреплять знания об овощах и фруктах; развивать связную речь, способность определять существенные признаки предметов; развивать координацию движений, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность.

      Атрибуты: картинки овощей и фруктов на магнитах.

      Ход игры. Сажать овощи и фрукты прищепкой. Собирать  и складывать в корзиночку пальцами рук.

Дидактическая игра «Как растут овощи»

Цель: познакомить детей с тем, что овощи на огородных грядках растут по-разному; закрепить разницу между клубневыми и кустовыми овощами.

Атрибуты: картинки  овощей  на липучках, солнышко, карта со схемой растений и их корней, девочка Маша с двумя корзинками.

Ход игры: Давайте поможем Машеньке положить овощи в корзинки: в синюю те, что не любят солнышко и растут в земле; в зеленую те, что любят солнышко и растут на кустах.

Дидактическая игра «Отгадай и посади»

       Цель: формировать умение отгадывать загадки об овощах, фруктах; развивать слуховое внимание; воспитывать интерес  к  устному творчеству.

      Атрибуты: загадки об овощах, фруктах; овощи и фрукты на магнитах.

      Ход игры: Педагог загадывает загадки. Для того чтобы посадить растение, нужно отгадать загадку. Кто правильно отгадает, тот и посадит.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание, зрительное восприятие.

Атрибуты: картинки  овощей, фруктов, ягод на магнитах.

Ход игры: В ряд с овощами выкладывается представитель фруктов или ягод.  Ребенку предлагается найти лишнее и обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Где растет?»

Цель: развивать умение различать овощи, фрукты, ягоды,  формировать представления детей о месте их произрастания  (в земле, на земле, на кустах, на дереве);  отрабатывать употребление предлогов «на, в».

Атрибуты: картинки  овощей, фруктов, ягод на липучках, картинки с изображением грядки, деревьев, кустов, картинка девочки.

Ход игры: Давайте поможем Машеньке разобраться: где растут  овощи, фрукты, ягоды (в земле, на земле, на дереве  или на кустах).

Дидактическая игра «Где расположены»

      Цель: развивать пространственные представления (слева от, справа от, сверху, снизу), развивать память.

      Атрибуты: картинки овощей и фруктов на липучках.

      Ход игры: Педагог просит ребенка посадить сад-огород, называет овощ или фрукт и проговаривает, как его посадить (например, слева от капусты мы посадим морковку) и т д.

Дидактическая игра «Две корзинки»

Цель: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
      Атрибуты: девочка Маша с двумя корзинками,  картинки овощей и фруктов на липучках.
     Ход игры:
 ребенок  берет картинку, называет, что на ней изображено, определяет, к какой группе относится и кладет в соответствующую корзинку: в синюю корзинку – овощи, в зеленую – фрукты.

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание, связную речь, формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей,  внимательно слушать.

Атрибуты: картинки  овощей,  фруктов  на магнитах, план  описательного рассказа.

Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей, фруктов   (цвет, форма, вкус, где растет,  какой снаружи и внутри, что из него можно приготовить) и предлагает детям его назвать и показать. Затем описательный рассказ, используя план,  составляет  ребенок, а остальные дети отгадывают.

Дидактическая игра «Вершки — корешки»

Цель: формировать умение группировать овощи по способу употребления в пищу; развивать умение грамматически правильно строить предложения; воспитывать интерес к растениям.

Атрибуты: картинки овощей  на липучках, картинки мальчика и девочки.

Ход игры. Маша собирает овощи, у которых мы едим вершки, а Миша те овощи, у которых мы употребляем корешки.

Называем овощи по порядку, а дети отвечают, кому мы его отдаем.

Дидактическая игра «Где растут фрукты»

Цель: развивать умение различать фрукты, которые растут в наших краях, и фрукты, которые растут в жарких странах,  воспитывать интерес к растениям.

Атрибуты: картинки фруктов  на липучках, картинка с изображением деревьев нашего края  и деревьев жарких стран, картинка девочки.

Ход игры. Давайте поможем Маше определить: какие фрукты растут  в  наших садах, а какие - в жарких странах. 

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: формировать умение правильно образовывать и употреблять уменьшительно - ласкательные формы имен существительных.

Атрибуты: картинки  овощей  и фруктов  на липучках, картинки с изображением грядки, дерева.

Ход игры. Ребенок сажает на «грядку» овощ и называет его ласково: помидор – помидорчик, огурец – огурчик, морковь – морковка …

Дидактическая игра «Поварята»

Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные, развивать зрительное восприятие.

Атрибуты: картинки  овощей, фруктов, ягод  на липучках, карты с силуэтным изображением овощей, фруктов, ягод.

Ход игры. Ребенок узнает силуэтное изображение овоща, фрукта или ягоды на большой карте, находит соответствующую картинку на липучке и отвечает, что можно из этого приготовить.  Например:  «Я приготовлю из картофеля картофельный суп»…

«Составь рассказ по серии картин»

Цель: развивать мышление, память, внимание, связную речь.

Атрибуты: серия картин «Дети выращивают овощи на грядках», картинки овощей  на магнитах.

Задание. Педагог раздает картины детям, предварительно перемешав их. Предлагает выслушать рассказ о том, как дети выращивают овощи на грядках, как за ними ухаживают. По  ходу рассказывания дети выставляют картины, о которых идет речь. Затем, дети самостоятельно составляют рассказ с опорой на картины, о выращивании своего любимого овоща.

«Составь рассказ по картинке»

Цель: развивать мышление, память, внимание, связную речь.

Атрибуты: картинка «Дети собирают урожай», картинки овощей и фруктов на липучках.

Задание. Педагог совместно с детьми рассматривает картинку «Дети собирают урожай», беседует с детьми, уточняет, какое время года на картинке, что делают дети, какие овощи и фрукты собирают, просит найти соответствующие картинки на липучках на тренажере. Затем дети  составляют рассказ по картинке.

Дидактическая игра «Логомишень»

Цель: совершенствовать умение различать овощи,  фрукты, ягоды,  учить использовать в речи обобщающие слова, развивать фонематические представления, развивать координацию движений, меткость, общую и мелкую моторику.
      Атрибуты:  картинки овощей и фруктов на магнитах, мячик.
     Ход игры:
  1 вариант. Ребенок  должен прицелиться и попасть мячиком в  выбранную картинку, определить, к какой группе относится, и  назвать обобщающее слово. 2 вариант. Ребенок должен прицелиться и попасть мячиком в картинку, в названии которой «спрятался» звук «р» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы " Богатый урожай"

данный конспект предназначен для воспитателей подготовительных групп по речевому развитию детей...

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Урожай с грядки»

Удалова Светлана Александровна воспитатель МДОУ "Детский сад"Солнышко" № 6 г.Семенов Нижегородской области. Тема недели: "Овощи в огороде"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Собираем урожай овощей» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе

Задачи:1) Упражнять в составлении описательного рассказа об овоще с использованием карточек-схем. Закреплять умение  образовывать прилагательные от существительных суффиксальным способом. Учить п...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей – подготовительной группе Тема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей – подготовительной группеТема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»Цель: Совершенствовать диалогическую речь и монологич...

конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему:"Осенний урожай"

Представлен конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Осенний урожай", разработанный с ФГОС  ДО,  направленный на совершенствование речи ...

Технологическая карта в области Речевое развитие для детей второй группы раннего возраста. Тема: Собираем урожай овощей.

Технологическая картаНаправление: речевое развитие.Тема: Собираем урожай овощей.Целевые ориентиры: Стремится к общению со взрослыми и сверстниками, наблюдает за их действиями и подражает им, знае...

Речевое развитие в младшей группе на тему "Собираем урожай"

конспект занятия по речевому развитию в младшей группе...