План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Собираем урожай овощей» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тушина Ольга Николаевна

Задачи:

1) Упражнять в составлении описательного рассказа об овоще с использованием карточек-схем. Закреплять умение  образовывать прилагательные от существительных суффиксальным способом. Учить подбирать и называть прилагательные, означающие качества предметов (слова: гладкий, мягкий, шершавый, твёрдый, колючий. Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Упражнять в образовании уменьшительной и превосходной формы существительных суффиксальным способом («чик» и «ище»). Закрепить в словаре названия цветов.  («Речевое развитие»)

2) Развивать способность выслушивать друг друга, учитывать мнение других («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Закреплять умение различать и правильно называть основные и дополнительные цвета спектра. («Художественно-эстетическое развитие»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_tushina_o.n.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Самарской области

Государственное автономное  учреждение дополнительного

 профессионального образования Самарской области

 «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»

(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)»

на тему:

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Собираем урожай овощей»

по образовательной области «Речевое развитие»

                                                в старшей группе»

время обучения: с 16.09 по 20.09.2019 г.

   Выполнила

                                                                                    Тушина Ольга Николаевна,

                                                                                    учитель-логопед                                                                                                                                                                                                                                                

                                                             Детский сад «Солнышко» г. Нефтегорска        

        

Самара, 2019 г.

Тема «        Собираем урожай овощей»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

1) Упражнять в составлении описательного рассказа об овоще с использованием карточек-схем. Закреплять умение  образовывать прилагательные от существительных суффиксальным способом. Учить подбирать и называть прилагательные, означающие качества предметов (слова: гладкий, мягкий, шершавый, твёрдый, колючий. Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Упражнять в образовании уменьшительной и превосходной формы существительных суффиксальным способом («чик» и «ище»). Закрепить в словаре названия цветов.  («Речевое развитие»)

2) Развивать способность выслушивать друг друга, учитывать мнение других («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Закреплять умение различать и правильно называть основные и дополнительные цвета спектра. («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы (перечислить)

                                      - практические: дидактические игры, дидактические упражнения;

- наглядные: рассматривают;

- словесные: составление описательного рассказа, речевой образец.

Материалы и оборудование: корзина с натуральными овощами, мяч, поварской колпак, набор картинок с изображением овощей, карточки- схемы для составления описательных рассказов, геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник).

(Из таблицы выбрать необходимые для НОД  формы организации взаимодействия)

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутки

Игровая

Игровые ситуации

Коммуникативная

составление рассказов, словесные игры, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

 «Видеописьмо от бабушки» :

Здравствуйте, дети!

Приходите в огород

Посмотрите, как всё растёт,

Как играют в прятки огурцы на грядке,

Как подсолнухи в картошке тянут к солнышку ладошки.

Как от утренней росы у бобов блестят усы.

Как краснеют у забора великаны-помидоры.

Всё растёт, всё цветёт, никому не тесно.

Приходите в огород – очень интересно.

Да только вот беда пора собирать урожай, а у меня болит спина.

Предлагает детям помочь бабушке собрать урожай овощей.

Дети стоят около компьютера. Они  решили  помочь бабушке собрать урожай.

Деятельностный

Упражнять в нахождении овоща заданной формы.

Игра-соревнование «Кто быстрее и правильно найдёт овощ заданной формы» с использованием интерактивной технологии «Работа в малых подгруппах»

Находят овощ заданной формы и чётко её произносят. Каждый  ребёнок составляет  предложение  по схеме  (Мой огурец овальной формы.)…

Предлагает детям разделиться на малые группы, затем подойти к столам  рассмотреть,  какие геометрические фигуры лежат на столах: круг, квадрат, треугольник, овал. Затем выбрать из корзины овощи похожие на эти геометрические фигуры.

Дети делятся на малые группы, подходят к столам, рассматривают геометрические фигуры, затем подходят к корзинам и выбирают овощ нужной формы и кладут на стол рядом с геометрической фигурой, объясняют свой выбор.

Отработать в активном словаре слова, означающие тактильные качества предметов: гладкий, мягкий, шершавый, твёрдый, колючий.

Дидактическое упражнение «Какой на ощупь» с использованием интерактивной  технологии «Работа в малых подгруппах

Подбирают и называют прилагательные, означающие тактильные качества предметов (слова: гладкий, мягкий, шершавый, твёрдый, колючий)

Выставляет на мольберт карточку-символ осязания, предлагает потрогать на столах овощи, определить какие они на ощупь, договориться, кто из подгруппы будет отвечать. При необходимости логопед обобщает и дополняет ответы детей.

Садятся за столы, трогают овощи, совместно определяют, какие они на ощупь, договариваются, кто будет отвечать. Затем один ребёнок  из малой группы делает обобщенный ответ.

Закрепить в словаре названия цветов. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Дидактическая игра «Скажи, какого цвета?» с использованием интерактивной технологии «Хоровод»

Верно, называют цвета овощей: жёлтый, кранный, зелёный, оранжевый, белый, синий. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.

Выставляет на мольберт карточку-символ цвета, предлагает детям встать в круг и поиграть, выбирает ведущего.

Встают в круг. Ребёнок-ведущий спрашивает: Какого  цвета тот или иной овощ или группа овощей? Остальные дети, передавая мяч, отвечают, называя цвета.

Обогатить умение образовывать прилагательные от существительных суффиксальным способом.

Дидактическая игра «Повар»

Образовывают относительные прилагательные  (морковный, огуречный, гороховый…) суффиксальным способом.

Предлагает детям помочь бабушке приготовить обед. Предлагает выбрать повара.

Ребёнок исполняет  роль повара. Из набора картинок овощей он «варит» суп (делает салат, готовит сок), проговаривая, какие овощи он складывает в кастрюлю.           Остальные дети отгадывают название супа (салата, сока…).

Затем выбирается другой повар.

Физкультминутка «В огород мы пойдём»

Чётко произносят слова, согласуя их с движениями.

Логопед читает стихотворение, показывает движения:                                         В огород мы пойдём,                      Урожай соберём.                              Мы моркови натаскаем                  И картошки накапаем,                   Срежем мы кочан капусты -          Круглый, сочный, очень вкусный

   

Дети проговаривают слова с движениями по тексту

Шагают

Тащат

Копают

Срезают

Показывают круг

Упражнять в образовании уменьшительной и превосходной формы существительных суффиксальным способом.

Дидактическая игра «Гном-великан» с использованием интерактивной технологии «Карусель»

Согласно правилам словообразования, образуют уменьшительную и превосходную форму существительных суффиксальным способом («чик», «ище»).

Выставляет на мольберт карточку-символ размера  овоща, предлагает детям поиграть в карусель. Просит выбрать пару для диалога и встать лицом друг к другу. Даёт задание: «Дети во внутреннем круге будут называть уменьшительную форму овоща, а дети во внешнем круге называть превосходную форму. По звуковому сигналу дети из внешнего круга будут делать шаг вправо, меняя партнёра».

Дети выбирают себе пару, встают в два круга. Дети, стоящие во внутреннем круге называют уменьшительную форму овоща, дети во внешнем круге называют превосходную форму, образую прилагательные суффиксальным способом.  

Упражнять в составлении описательного рассказа об овоще с использованием карточек-схем.

Упражнение «Составление описательного рассказа об овоще»

Грамматически, лексически верно составляют описательный рассказ, опираясь на карточки-схемы.

Предлагает детям рассказать о любимом овоще. Обращает внимание на карточки-схемы. Предлагает послушать её рассказ.

Дети садятся за столы и используя альбом  Теремковой №1 (мнемотаблицу)  составляют описательный рассказ о любимом овоще.

Заключительный

Релаксация с использованием интерактивной технологии «Интервью»

Предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы:

- что вы сегодня делали?

- кому вы помогали и почему?

-  что вам помогло составить рассказ?

«Видеописьмо от бабушки»:

Спасибо вам, ребята, за помощь. Я вам приготовила из этих овощей  вкусные  пирожки  с капустой, морковью, картошкой, с тыквой, с луком, со свеклой …

По очереди отвечают на вопросы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: « Прогулка по лесу»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»  Тема: « Прогулка по лесу»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области «Речевое развитие» Чтение стихотворений о зиме. И.Суриков «Зима»

Программное содержание        Речевое развитие:        Пополнить словарь глаголов и словарь признаков по теме «Зима», показ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». Лексическая тема: «Мебель»

Актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством дидактических игр и упражнений и развитие грамматического строя речи и с использованием ИКТ....